БАРОККО (от португал. baroco – причудливый)
- культурный стиль, возникший в Европе в XVII в. в условиях кризиса
ренессансного антропоцентризма. Утверждаемая культурой Возрождения
свобода человека от власти высших сакральных начал обернулась, с одной
стороны, чувством покинутости и одиночества...
Византия возникла в IV в. на основе отделившейся от Римской (Западной) империи ее родственной Восточной части. Непосредственным поводом для ее образования явилась политическая акция римского императора Константина (306 – 337) по переносу столицы империи в город Византий...
Непреходящее значение эпохи Ренессанса для культуры и искусства
Западной Европы давно осознано историками и стало общеизвестным. У
истоков литературы Возрождения, на грани со средними веками возвышается
гениальная личность Данте, а завершает эпоху великий Шекспир, связывая
ее с последующим развитием духовной культуры.
РЕНЕССАНС (от франц. Renaissance, итал. Rinassimento – возрождение) -
эпоха с XIV по XVI вв. в истории европейской культуры.
Ренессанс в католическом мире Термин Ренессанс или Возрождение был
введен в середине XVI в. итальянским художником и историком искусства
Джорджо Вазари.
РОКОКО — культурный стиль, утвердившийся в Европе в XVIII в. В нем
господствовал ценностно-нормативный культ всего естественного, в том
числе идея-философема естественного человека.
Когда в 1715 г. во Франции после многих десятилетий блистательного
царствования умер король Людовик ХIV...
При
рассмотрении вопроса о положении женщины в феодальном обществе и об
изменении этого положения в лучшую сторону (что, по мнению ряда
исследователей, имело место в ту эпоху) часто упоминаетсякуртуазная любовь. Этим понятием обычно обозначают новую формуотношений между мужчиной и женщиной...
В 1830 г. В.В.Энгельгардт открыл в своем доме впервые в России публичные
балы и маскарады. Попасть на них было нетрудно, нужно было только
купить билет и иметь маскарадный костюм. Кого только здесь не встретишь!
В лентах Эмиля Лотяну в центре повествования не мужчина. Это было
вызовом традициям советского кинематографа. Потому что героем считался
мужчина, а не женщины. И только Лотяну поставил в центр сюжета женщину,
и уже мужчины являлись фоном для нее или обрамлением...
Музыкальная
культура западно-европейского средневековья развивалась приблизительно с IX в.
до XIV в. на фоне напряженных исторических перемен. Этот период характеризуется
постепенным разложением феодального строя, крестовыми походами, соперничеством
церкви с властью королей...
В развитии музыкальной культуры Западной Европы длительную и широкую
историческую полосу средних веков трудно рассматривать как единый
период, даже как одну большую эпоху с общими хронологическими рамками. Первый, исходный рубеж средневековья - после падения Западной
Римской империи в 476 году - принято обозначать VI веком...
Музыкально-теоретическая
мысль средневековья достигла наиболее ощутимых результатов в разработке учения
о ладах и в создании новой системы нотации. Что касается эстетической проблематики,
затрагивающей музыкальное искусство, то в этом смысле содержание многих
высказываний...
Духовые — это древнейший вид музыкальных инструментов, пришедший в
Средневековье из античности. Однако в процессе развития и становления
средневековой западной цивилизации сфера применения духовых
инструментов очень расширяется...
Из всех средневековых смычковых струнных инструментов виола (viele )—самый
благородный и самый сложный для исполнителя. По описанию доминиканского
монаха Жерома Моравского, в XIII в. на виоле было пять струн, однако на
более ранних миниатюрах представлены и трех-, и четырехструнные
инструменты...
Пожалуй, нет такой цивилизации, которая не изобрела бы музыкальный
инструмент, сходный с барабаном. Высушенная шкура, натянутая на горшок,
или выдолбленное бревно — вот уже и барабан. Однако, хотя
барабаны и были известны еще со времен Древнего Египта, в раннее
Средневековье пользовались ими мало...
Спонсор статьи: Удобные и практичные шкафы купедля вашей квартиры. Шкафы купе на заказ, корпусные и встроенные шкафы, встроенная мебель
XVIII век, особенно его середина и
вторая половина, — время больших перемен во всех областях европейского
музыкального искусства. С наступлением этого столетия в итальянской
опере постепенно обособились два жанра — опера-сериа (серьезная) и
опера-буффа (комическая).
Немецкий романтизм был в значительной
мере подготовлен движением «Бири и натиска».
В сфере театра и драмы немецкие романтики,
опираясь на эстетику Лессинга и движение «Бури и натиска», пытались
бороться против влияния французского классицизма. Они
стремились к созданию собственного национального театра, который выражал
бы дух немецкого народа, способствовал росту национального сознания и
патриотических чувств.
Предыдущий XVIII век, век Просвещения, немало дал для развития
системы образования. Были достигнуты существенные успехи в этой области:
создана сеть двух- и четырехклассных школ, на время снявшая проблему
начального образования, в больших городах открыты гимназии и сословные
учебные заведения: кадетские корпуса, благородные пансионы и пр.
Отмена крепостного права, буржуазные реформы, проведенные в течение
60–70-х гг. XIX в. существенно ускорили становление капиталистических
отношений в России, активизировали процессы общественного развития в
целом. Технический прогресс, трансформация социальной структуры,
изменения в системе управления предопределили необходимость
совершенствования системы образования.
Пейзаж - ведущий жанр импрессионизма,
что естественно проистекает из основных
особенностей мировосприятия художников этого направления. Пейзажное мировосприятие проникает и в другие виды искусства - скульптуру, литературу, музыку.
Марсель Пруст в романе «В поисках утраченного времени» характеризовал эффект, производимый импрессионистической живописью выдуманного им художника Эльстира: «В этом гулянье на
берегу было нечто чарующее.
Эпоха Петра I (1672–1725) явилась переломной в истории нашей страны.
Ушла в прошлое Древняя Русь. Россия вступала в Новое время. Пожалуй,
невозможно отыскать такую сферу, которая не претерпела бы изменений,
вызванных энергией деятельного царя. Несомненно, многое из того, что
ознаменовало смену эпох, было подготовлено ходом истории и давало себя
знать еще в XVII в., однако качественный скачок, произведенный усилиями
Петра, все же нельзя не считать поистине титаническим.
Развитие
многоголосного письма, характерное поначалу для церковного искусства, привело и
к сложению новых музыкальных жанров как духовного, так и светского содержания.
Следует, однако, сразу заметить, что принципы формообразования в новой
многоголосной композиции все же не были вполне изолированы от тех принципов...
В XX в. мировая художественная культура пополнилась новым видом искусства — появился кинематограф, или кино. Рождение этого искусства было непосредственно связано с развитием науки и техники, и произошло оно в самом конце XIX в. Точнее, тогда родилось не само искусство, а его техническая основа - стало возможным воспроизводить движущееся фотографическое изображение на плоскости экрана.
Удивительно, но факт: из всех искусств лишь о кино известно не
только, в какой год и даже месяц оно возникла, но и день! 28 декабря
1895 года. Нет ни одного документального свидетельства о том, когда
родились живопись, скульптура, музыка, театр, литература.
XIX век был исключительно богат на всевозможные технические и
технологические изобретения и приспособления, связанные с бытовыми
удобствами человека. Водопровод по металлическим трубам, лампочка
накаливания, телеграф, телефон, радио (возникшее, кстати, в тот
же год, что и кино) — вот наиболее яркие примеры этой массированной
волны изобретений.
XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в
то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты
традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в
направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в
реформах Петра Великого.
РОМАНТИЗМ – 1) культурный стиль, получивший
развитие в Европе и России в первой половине XIX в.; 2) творческая и жизненная позиция художника, руководствующегося
логикой антропоцентрического мышления.
Ознаменованный сменой императоров рубеж веков оказался вехой и в
развитии культуры. Новый этап характеризовался расширением культурного
взаимодействия с другими странами и народами, общей демократизацией
творческого процесса и более четкой дифференциацией различных его сфер.
Отчетливо меняется колорит эпохи: ушли в прошлое пудреные парики с
буклями и косицами, камзолы и т. д.
К середине столетия нововведения Петра уже вполне укоренились на
русской почве. Воспринятые достижения западного мира дали импульс для
дальнейшего развития русской культуры, которое шло теперь во многом
синхронно развитию европейской.XVIII век вошел в историю общественно-политической и философской
мысли как эпоха Просвещения. Крупнейшими представителями этого течения в
Европе были Дж. Локк, Вольтер, Ж. — Ж. Руссо, Д. Дидро, И. В. Гете.
XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в
то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты
традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в
направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в
реформах Петра Великого.
Огромное значение в общественной и культурной жизни России II
половины XIX в. приобрела литература. Особое отношение к литературе
восходит истоком к началу столетия, к эпохе блестящего развития русской
словесности, вошедшей в историю под названием «Золотого века». В
литературе видели не только область художественного творчества, но и
источник духовного совершенствования, арену идейных битв, залог особого
великого будущего России.
Созданный в середине ХУIII
в. согласно правительственному указу от 30 августа 1756 Г., русский
государственный профессиональный
театр первое время оставался в организационном отношении на очень
неопределенном положении. Ясных перспектив его работы не имел ось.
Размеры труппы не уточнялись. Твердый бюджет отсутствовал. Не было даже
постоянной сценической площадки. Между тем роль театра в обществе быстро
возрастала. И тогда правительство начинает предпринимать решительные
шаги к тому, чтобы ввести деятельность русской казенной сцены
в определенные рамки.
СИМВОЛИЗМ – культурологическая парадигма,
проявляющаяся в многообразии разнообразных религиозно-философских и
художественно-эстетических форм во все времена и во всех развитых
культурах.
В
Западной Европе, по мере христианизации варварских народов, сложилась сложная
мифологическая ситуация. Христианство оторвалось от своих ближневосточных
корней; новокрещенные народы плохо знали Св. Писание и не очень-то
усвоили себе даже главные положения...