В
развитии музыкальной культуры Западной Европы длительную и широкую историческую
полосу средних веков трудно рассматривать как единый период, даже как одну
большую эпоху с общими хронологическими рамками.
Первый,
исходный рубеж средневековья - после падения Западной Римской империи в 476
году - принято обозначать VI веком. Между тем единственной областью
музыкального искусства, оставившей письменные памятники, была до XII века
только музыка христианской церкви. Весь своеобразнейший комплекс связанных с
ней явлений сложился на основе длительной исторической подготовки, начиная со
II века, и включил в себя далекие истоки, уходящие за пределы Западной Европы
на Восток - в Палестину, Сирию, Александрию. Помимо того церковная музыкальная,
культура средних веков так или иначе не миновала наследия Древней Греции и
Древнего Рима; хотя "отцы церкви", а в дальнейшем теоретики, писавшие
о музыке, во многом противопоставляли искусство христианской церкви языческому
художественному миру античности.
Второй
важнейший рубеж, знаменующий переход от средних веков к Возрождению, в Западной
Европе проходит не одновременно: в Италии - в XV веке, во Франции - в XVI; в
других странах борьба средневековых и ренессансных тенденций протекает в разное
время.
К
эпохе Возрождения все они приближаются с различным наследием средневековья, с
намечающимися собственными выводами из огромного исторического опыта. Этому в
большой мере способствовал значительный перелом в развитии художественной
культуры средневековья, наступивший в XI-XII веках и обусловленный новыми
социально-историческими процессами (рост городов, крестовые походы, выдвижение
новых общественных слоев, первые сильные очаги светской культуры и т. д.).
Однако
при всей относительности или подвижности хронологических граней, при неизбежных
генетических связях с прошлым и неравномерности перехода к будущему, для
музыкальной культуры западноевропейского средневековья характерны
многозначительные явления и процессы, которые свойственны только ей и немыслимы
в иных условиях, в другие времена. Это, во-первых, передвижение и существование
в Западной Европе множества племен и народов, находящихся на разных ступенях
исторического развития, множественность укладов и различных политических строев
в разных частях Европы - и при всем том настойчивое и последовательное
стремление католической церкви к объединению всего огромного, бурного,
многоликого мира не только общей идеологической доктриной, но и общими
принципами музыкальной культуры. Это, во-вторых, - неизбежная тогда
двойственность музыкальной культуры на протяжении всего средневековья:
церковное искусство неизменно противопоставляло свои единые каноны многообразию
народной музыки повсюду в Европе - и одновременно вынуждено было в различных
вариантах идти на компромисс и уступать вторжению местных народных музыкальных
элементов в свои канонизированные формы. То была непрерывная борьба при
неизбежных уступках и непрекращавшихся атаках с обеих сторон: церковь обличала
"греховность" народного искусства, а народная мелодика с ее местными
живыми интонационно-ритмическими приметами вторгалась в круг церковных
песнопений. Это не значило, однако, что церковная музыка становилась
тождественна народной: ее содержание, ее образность, вся ее эстетическая
сущность были связаны с религией и лишь постепенно эволюционировали под
воздействием светского искусства.
Ограничение
музыкальной культуры сферой церковного, с одной стороны, и народного - с
другой, искусства оставалось в силе в Западной Европе на протяжении примерно
полутысячелетия: в XII-XIII веках уже зародились новые формы светского
музыкально-поэтического творчества и в большой мере преобразилась церковная
музыка. Но эти новые процессы происходили уже в условиях развитого феодализма.
Для
истории всей европейской художественной культуры переход от античности к
средневековью, от рабовладельческого общественного строя к феодальному был
великим переломом, даже идейным переворотом глубокого значения и широчайшего
масштаба. Каковы бы ни были культурные связи между поздней античностью и
началом средневековья, художественная культура античного мира в ее типичных
проявлениях и высоких образцах - и складывающаяся в главных чертах культура
раннего средневековья решительно, принципиально отличны в своих определяющих,
ведущих тенденциях. Творчество древнегреческих трагиков и произведения
христианских писателей, создания античных скульпторов - и мозаики христианских
базилик - это явления различных исторических эпох, выражения совершенно
различного мировосприятия. В античном искусстве воплощены любовь и воля к жизни,
жизненный, земной драматизм, убежденность в гармоничности прекрасного человека.
В искусстве раннего средневековья - дидактическое отрицание всех ценностей
земной жизни ради воздаяния после смерти, проповедь аскетизма. Античному культу
человеческого тела как совершеннейшей из тем искусства раннее средневековье
противопоставляет особую условность в передаче внешнего человеческого облика,
всего лишь как бренной оболочки бессмертного духа. И в соответствии с этим,
синкретическому единству искусств в античной трагедии противостоит понимание
музыки как служанки церкви.
Переход
от рабовладельческого общественного строя к феодальному в Западной Европе
отнюдь не ограничился территориальными пределами античного мира и не означал
замену одного строя другим именно в этих пределах. Феодализм складывался в
длительном, полном событий и столкновений процессе взаимодействия античного
общества и новых социальных сил, так называемых варваров, обосновавшихся (как
иберы) или передвигающихся (кельты, германцы, славяне) по Европе. В этом
процессе участвовали, таким образом, различные племена и народы: одни, живущие
еще родовым строем, другие, длительно существовавшие в условиях строя
рабовладельческого; одни, достигшие лишь невысокого уровня культуры, другие,
представлявшие высокую, даже изысканную эллинистическую культуру. Поскольку Рим
в начале нашей эры сосредоточил под своей властью огромную территорию (от
Португалии на восток до Каспийского моря и от Египта на северо-запад до
Британских островов), сфера античных влияний могла, казалось бы, стать к этому
времени достаточно широкой. Но, по той же причине, сама позднеантичная культура
вобрала в себя самые разнообразные культурные слагаемые. А затем, с падением
Рима, его значение для новой культуры было в большой мере подорвано, и лишь
Восточная Римская империя с центром в Византии (Константинополь) еще удерживала
связи с античной традицией, хотя в ней самой были очень сильны восточные
влияния. Наконец, в процессе формирования раннесредневековой культуры
немаловажным оказался самый путь новой религии - христианства,
распространявшегося с Востока, из эллинистической Иудеи, через Египет, Сирию,
Армению и впитавшего некоторые характерные особенности местных культовых форм.
Как известно, особый характер средневековой культуры, средневековой
образованности, средневекового искусства в большой мере определяется
зависимостью от христианской церкви.
"Средневековье
развилось на совершенно примитивной основе, - пишет Энгельс. - Оно стерло с
лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию,
чтобы начать во всем с самого начала. Единственным, что оно заимствовало от
погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных,
утративших всю свою прежнюю цивилизацию городов. В результате, как это бывает
на всех ранних ступенях развития, монополия на интеллектуальное образование
досталась попам и само образование приняло тем самым богословский характер. В
руках попов политика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались
простыми отраслями богословия и к ним были применены те же принципы, которые
господствовали в нем. Догматы церкви стали одновременно и политическими
аксиомами, а библейские тексты получили во всяком суде силу закона [...]...это
верховное господство богословия во всех областях умственной деятельности было в
то же время - необходимым следствием положения, которое занимала церковь в
качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего
феодального строя". Для музыкального искусства раннего средневековья
именно в связи с этой диктатурой церкви огромное значение приобрело
своеобразное разделение различных его областей: профессионального церковного
искусства, в принципе единого (на латинском языке) для различных народов,
принявших христианство, - и местного народного искусства на различных языках и
диалектах. Первое записывалось с прогрессирующей точностью, второе оставалось в
устной традиции. Поэтому о церковной музыке мы можем судить на основании
различных письменных памятников, о народном искусстве - только по позднейшим записям.
Музыка
христианской церкви складывалась в своих первоначальных формах еще в
исторических условиях высокого могущества Римской империи и затем начинающегося
кризиса ее и всего рабовладельческого общественного строя. Тогда христианская
религия была, по выражению Энгельса, своего рода выходом для порабощенных,
угнетенных и обнищавших групп людей, которые не могли сопротивляться
"гигантской римской мировой державе" и не надеялись обрести в этом
мире надежду на спасение. Вера в загробную жизнь, в высшее воздаяние за все
совершенное на земле, а также идея искупления грехов человечества жертвой
распятого на кресте Христа были способны увлечь угнетенные народные массы.
От
начала распространения христианства до признания его государственной религией
'Римской империи (IV век) и затем до кодификации круга богослужебного пения к
VII веку и сама христианская религия, и связанное с ней музыкальное искусство
проходят огромный исторический путь. Из религии "страждущих и
обремененных" христианство становится господствующей религией,
претендующей на вселенскую духовную власть. На протяжении II-VI веков идет
формирование новых родов церковной музыки, которые в итоге образуют основу
григорианского хорала как единого, обязательного свода песнопений, принятых
римской церковью.
Проследить
за ходом этого процесса на столь далекой исторической дистанции не
представляется в наше время возможным. Однако из сопоставления сложившихся
образцов григорианского пения и культовой музыки восточных стран, откуда
началось распространение христианства, исследователи делают выводы о некоторых
истоках раннехристианской музыки. Уникальный образец записи (на папирусе - на
обороте счета зерна) христианского гимна найден в Оксиринхе (Египет) и
относится предположительно к III веку. Подобных памятников в греческой нотации
больше найти не удалось. Гимн из Оксиринха, по-видимому, представляет античную
струю в христианском гимнотворчестве и, возможно, переносит сюда традицию
одического искусства Древней Греции.
В
остальном же, раннехристианская музыка, как предполагают специалисты,
унаследовала приемы псалмодии как особого рода речитации с мелодическими
вступлением и заключением - из ритуального древнеиудейского пения, а
мелизматический склад ряда песнопений (например, широкораспетых аллилуй) - из коренных
мелизматических традиций в музыке Сирии, Армении, Египта. Сопоставление
стариннейших форм ритуального пения, сохранившихся в европейских общинах Йемена
с их замкнутой патриархальной жизнью, - и ряда григорианских напевов позволяет
уловить преемственную связь псалмодии в хорале и древнего синагогального
псалмодирования. Современным ученым это представляется естественным, поскольку
раннехристианские общины, еще не выделявшие из своего состава
певцов-профессионалов, могли попросту осваивать местные формы ритуала духовной
и церковной музыки. Точно так же предполагается, что исполнительские традиции
христианского пения - антифон и респонсорий - сложились на основе восточных
образцов. Антифонное пение (противопоставление двух хоровых групп) было
известно в Александрии уже в I веке: его вводила там в обычай христианская
секта терапевтов. Но еще ранее антифон сложился в Сирии и Палестине. С IV века
он стал распространенным приемом у христиан, и его основание приписывалось даже
миланскому епископу Амвросию. Респонсорий, то есть чередование сольного пения и
"ответов" хора, тоже усвоенное христианами, по мнению исследователей
в равной мере имеет восточное происхождение.
Как
бы ни было велико значение восточных традиций и образцов для формирования
раннехристианского искусства, вряд ли они могли определить весь ход его
дальнейшего развития и. остаться жизнеспособными в различных исторических
условиях и на значительном отдалении от Сирии, Палестины, Египта, где-либо к
северу Европы. По всей вероятности, весь накопленный ранним христианством опыт
был переработан, как бы переплавлен в григорианском хорале. Псалмодия, особый
вид речитации-пения - имеет ли она только лишь синагогальное происхождение? Не
складывались ли у различных народов, населявших Европу, свои типы речитации-сказа,
например, в связи с эпосом? Точно так же принцип антифона не обязательно должен
был возникнуть только на Востоке и лишь оттуда прийти в Европу. Если б он не
нашел для себя естественной, подготовленной почвы в новых исторических
условиях, разве мог бы он существовать на протяжении многих веков? Иными
словами, отнюдь не отрицая значения восточных образцов в начале сложения
христианской музыки, мы вправе предположить и существование новых, как бы
встречных тенденций, исходящих из иных исторических, социальных и культурных
условий, в которых продолжалось ее развитие в Западной Европе.
Покупка и доставка товаров из магазина www.asos.com. Красивая одежда из первых рук для настоящих модников и модниц.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.