Пожалуй, нет такой цивилизации, которая не изобрела бы музыкальный
инструмент, сходный с барабаном. Высушенная шкура, натянутая на горшок,
или выдолбленное бревно — вот уже и барабан. Однако, хотя
барабаны и были известны еще со времен Древнего Египта, в раннее
Средневековье пользовались ими мало. Лишь со времени крестовых походов
упоминание о барабанах ( tambour ) становится
регулярным, причем начиная с XII в. под этим названием фигурируют
инструменты самых разнообразных форм: длинные, сдвоенные, бубны и т. д.
К концу XII в. этот инструмент, который звучит на поле брани и в
пиршественном зале, уже привлекает внимание музыкантов. При этом
распространен он столь широко, что в XIII в. труверы, претендующие на
сохранение в своем искусстве древних традиций, жалуются на «засилье»
барабанов и бубнов, которые вытесняют инструменты «более благородные».
Бубны и барабаны сопровождают не только пение, выступления труверов,
— их берут в руки и странствующие танцоры, актеры, жонглеры; женщины
танцуют, сопровождая свои танцы игрой на бубнах. Бубен ( tambour , basquei ) при
этом держится в одной руке, а другой, свободной, в него ритмично
ударяют. Иногда менестрели, играя на флейте, аккомпанировали себе на
бубне или барабанчике, который они укрепляли на своем левом плече при
помощи ремня. Менестрель играл на флейте, сопровождая ее пение
ритмическими ударами в бубен, которые он производил головой, как это
видно на скульптуре XIII в. с фасада Дома музыкантов в Реймсе (рис.
17).
По скульптуре Дома музыкантов известны так же сарацинские, или
двойные, барабаны (рис. 18). В эпоху крестовых походов они нашли
распространение в армии, так как легко устанавливались по обе стороны
седла.
Другим видом ударных музыкальных инструментов, распространенным в средние века во Франции,6ылтимбр ( tymbre , cembel ) —
две полусферы, а позднее — тарелки, из медных и других сплавов,
использовавшиеся для отбивания такта, ритмического сопровождения
танцев. В лиможской рукописи XII в. из Национальной библиотеки Парижа
танцовщица изображена именно с этим инструментом (рис. 14). К XV в.
относится фрагмент скульптуры с алтаря из церкви аббатства в О, на нем
тимбр используется в оркестре (рис. 19).
К тимбру следует отнестицимбал ( cymhalwn ) —
инструмент, представлявший собой кольцо с припаянными к нему бронзовыми
трубочками, на концах которых при встряхивании звенят колокольчики,
изображение этого инструмента известно по рукописи XIII в. из аббатства
Сен-Блаз (рис. 20). Цимбал был распространен во Франции во время
раннего Средневековья и использовался как в светской жизни, так и в
церквах — им подавался знак к началу богослужения.
К средневековым ударным инструментам относятся и колокольцы ( chochettes ). Распространены
они были очень широко, колокольчики звучали во время концертов, их
пришивали к одежде, подвешивали к потолку в жилищах, — не говоря уже об
использовании колоколов в церкви... Колокольным звоном сопровождались и
танцы, и этому есть примеры — изображения на миниатюрах, относящиеся
еще к началу X в.! В Шартре, Сансе, Париже на порталах соборов можно
встретить барельефы, на которых женщина, ударяющая в подвешенные
колокольцы, символизирует в семье Свободных искусств музыку. Царя
Давида изображали играющим на колоколах. Как видно на миниатюре из
Библии ХШ в., играет он на них с помощью молоточков (рис. 21).
Количество колоколов могло варьировать — обычно от пяти до десяти и
более.
Турецкие колокольчики — военный музыкальный инструмент — также
родился в Средневековье (некоторые называют цимбалом именно турецкие
колокольчики).
В XII в. большое распространение получила мода на колокольчики или
бубенчики, пришитые к одежде. Пользовались ими как дамы, так и мужчины.
Причем последние долго не расставались с этой модой, вплоть до XIV в.
Тогда было принято украшать одежду толстыми золотыми цепями, и мужчины
часто подвешивали к. ним колокольчики. Такая мода была признаком
принадлежности к высокой феодальной знати (рис. 8 и 22) — мелкому
дворянству и буржуазии ношение колокольчиков было запрещено. Но уже в
XV в. колокольчики остаются только на одежде шутов. Оркестровая жизнь
этого ударного инструмента продолжается и по сей день; да и изменился
он с тех пор мало.
ИСТОЧНИК: Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк Жизнь и развлечения в средние века. — СПб: «Евразия»,
1997.
Вы собираетесь ехать в Северную столицу и не знаете, где остановиться? Не обязательно платить бешенные деньги за номер в гостинице, ведь аренда квартир в Петербурге обойдется вам дешевле
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА. УДАРНЫЕ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.