|
В разделе материалов: 32 Показано материалов: 1-32 |
|
Констатацией изменений, произошедших в русской музыкальной культуре в XVII-XVIII веках занимались почти все исследователи знаменного пения. Вместе с тем причины, приведшие к этим изменениям, никогда не раскрывались во всем их объеме и многообразии. Обычно называлась какая-либо одна из них. Учитывая все эти подходы, мы попытаемся очертить различные стороны того, в целом единого процесса, который в итоге привел к изменению облика всех традиционных видов религиозного искусства и смене культурной парадигмы в целом.
|
Говорить о богослужебном пении как об аскетической дисциплине
- значит включать в понятие пения не только навыки владения движениями
голоса, но также и навыки достижения сознанием определенных состояний.
Именно эти, достигаемые целенаправленными усилиями состояния сознания,
будучи беззвучны сами по себе, обуславливают голосовые движения...
|
Певческое искусство появилось в Киевском государстве вместе с
христианской религией, принесенной из Византии, и на первых порах
своего существования было византийским. Сохранившиеся от того времени
певческие записи свидетельствуют о различном отношении к нему...
|
Многоголосное пение становится известным впервые в практике
новгородских мастеров пения. В памятнике сороковых годов XVI в. "Чин
архиепископа Новагорода и Пскова", отражающем богослужебные порядки
Новгородского Софийского собора, неоднократно упоминается о пении
софийскими певчими "с верхом"....
|
Русское певческое искусство не было безликим. В Лаврентьевской
летописи под 1175 годом упоминается "Луцина чадь" - хор владимирского
князя Андрея Боголюбского. Руководитель этого хора Лука конечно был и
учителем певческого искусства и композитором...
|
В XVI веке знаменный распев достиг апогея своего развития как в
качественном, так и количественном отношениях. В это время мелодика его
достигла предельно широкой кантилены, обширный ладо-интонационный фонд
окристаллизовавшихся в многовековой певческой практике попевок...
|
В середине XVII века в певческом искусстве определилась тенденция к
упрощению напевов в целях большего ощущения лада, ясности связи музыки
с текстом. В силу этого прекратилось культивирование путевого и
демественного распевов, а знаменные мелодии подвергались упрощению за
счет сокращения распевных участков...
|
Если для восточного региона главным музыкальным авторитетом была церковь Антиохии, то для церквей Западной империи эту функцию выполняла церковь Миланская. Разумовский, а за ним и другие, более поздние, авторы отмечали роль св. Амвросия в утверждении антифонного пения в Миланской (Медиоланской) церкви по образцу церквей восточных...
|
Еще в глубокой древности человеку открылось, что бытие Вселенной протекает не в великом безмолвии, что оно озвучено и онто-логические структуры несут в себе акустическую информацию о строе мироздания и ритмической динамике бытия.
|
Приняв христианство из Византии, Русь на протяжении семи веков
находилась в сфере воздействия византийской и поствизантийской
церковно-певческой традиции. Первый импульс византийского влияния,
относящийся к XI в., был наиболее сильным и всеобъемлющим...
|
В церковном пении 2-й пол. XVII в. параллельно существовали два направления - традиционное и новое, зависимое от западноевропейской культуры. Среди авторов монодийных композиций этого времени - цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич, распевщик усольской школы Фаддей Субботин....
|
В XI в. на Руси сформировались центры развития певческой культуры и
книгописания, крупнейшие скриптории возникли при кафедральных соборах
Киева, Новгорода Великого и в мон-рях. Близ великокняжеского храма
(Десятинной церкви) в Киеве находился двор доместика...
|
Вторая традиция знаменного пения, сменившая древнейшую, была
зафиксирована в рукописях преимущественно в посл, трети XV в. Она
получила название "столповой" (напр., "Имена знамению столповому" в
азбуках посл. четв. XV-XVII вв.) в связи с распространением
нотированного в обновленной системе корпуса стихир Октоих...
|
В правление Екатерины II (1762-1796) контакты между русской и
западноевропейской культурой стали еще более тесными. Работа в
Петербурге Б. Галуппи и позднее Д. Сарти, писавших церковную музыку на
православные тексты (наиболее известны "Отче наш" и "Херувимская"
последнего), занятия в Италии М. С. Березовского...
|
Государственная принадлежность Юго-Зап. Руси в этот период
неоднократно менялась: от Великого княжества Литовского она перешла к
Речи Посполитой (1569), а в 1654 г. Левобережная Украина вошла в состав
России. Наиболее тяжким положение православной Церкви было под властью
Польской Короны...
|
Махалия Джексон – самая великая певица госпела. Именно она перенесла черный
госпел из церквей Чикаго на общее обозрение. Один из исследователей писал о
Джексон: «Она была одной из величайших джазовых певиц и постоянно отказывалась
петь джаз...
|
Свой собственный распев, как известно, имел каждый крупный монастырь, что определялось его уставом и сложившимся обычаем. Особенно славились распевы таких древнейших центров музыкальной культуры, как Киево-Печерская и Троице-Сергиева лавры.
|
С начала VII в. господствующий репертуар церковной музыки римско-католической церкви составляли мелодии, известные под общим названием григорианский хорал, поскольку наиболее существенный вклад в систематизацию материала внес папа Григорий Великий...
|
"Kрасота спасет мир" - это знаменитое высказывание Федора
Михайловича Достоевского, воспринимающееся сегодня не более как
поэтическая метафора или романтическая сентенция мечтателя-идеалиста...
|
Область церковно-певческой критики до сих пор
не пользовалась и не пользуется, по-видимому, любовью и вниманием, как
регентов, так и публики. Поэтому и литература в этой области не
отличается богатством. Между тем, в деле воспитания церковной
жизни верующих этот вопрос нельзя обходить...
|
С именем поэта-гимнографа Иоанна Дамаскина (кон. VII-VIII вв.) связана иконография Богоматери Троеручицы. Согласно церковному преданию, оклеветанный и несправедливо наказанный отсечением руки Иоанн молился Богородице и был исцелен, оправдан и впоследствии, уже на склоне лет, получил дар к составлению канонов.
|
Богослужебное пение — такая же важная часть литургии, как чтение священного текста и молитва. Со времен Отцов Церкви в молитве выделяют внутренний и внешний план. Молитвенное настроение, высокие мысли святые порывы, глубокие чувствования - это внутренний облик молитвы, ее содержание.
|
Считается, что ко времени возникновения христианства египтяне, иудеи, греки и римляне имели много общего в музыке и пении. "Климент Александрии египетской подтверждает полное взаимообщение в области музыки и пения в начале христианства египтян, иудеев и греков” , — отмечает Металлов...
|
Вспоминается мне когда-то гремевший славой в Москве протодиакон
Розов... В юности мне приходилось слыхать этого художника-протодиакона,
и до сих пор живо впечатление от его службы. Он ни на йоту не отступал
от установленных традицией образцов псалмодии и возгласов...
|
Что такое петербургские рождественские дни? Каковы они были в позапрошлом столетии, пятьдесят лет назад, каковы они сейчас? И существует ли такое понятие – «петербургские святки». О рождественских и новогодних традициях города Петербурга - праздничная программа Льва Лурье «Культурный слой»...
|
По известным историческим обстоятельствам преподавание духовной музыки в государственных школах было прервано. В настоящее время возрождение религиозно-духовной культуры идет как в религиозном образовании, так и в светском.
|
Структура канона в применении к древнерусской музыке. Говоря о структуре канона в классической живописи Дальнего Востока, С.Н.Соколов справедливо отмечает, что только в искусстве с максимально развитой канонической системой мог появиться своеобразный творческий метод "письма по канонам” какого-либо мастера...
|
"Изнеженные напевы и плаксивые ритмы, эти хитрые зелья карийской
музы, развращают нравы, своим разнузданым и коварным искусством
незаметно вовлекая душу в разгул космоса (народного гуляния с
пением)", - пишет Климент Александрийский, один из первых учителей
Церкви...
|
В одной из моих статей, наряду с "церковностью", "молитвенностью" и
"модернизмом" в нашем церковном пении было упомянута и "театральность"
и указывалось, что все эти выражения очень неопределенны и понимаются
по-разному...
|
Эти два выражения - "церковное пение" и "церковная музыка" -
постоянно и в речи, и в литературе употребляются параллельно, а иногда
и одно вместо другого. На партитуре хорового произведения,
предназначенного для исполнения во время богослужения, стоит неизменно:
"музыка такого-то"...
|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 5 Гостей: 5 Пользователей: 0 |
|