Духовые— это древнейший вид музыкальных инструментов, пришедший в
Средневековье из античности. Однако в процессе развития и становления
средневековой западной цивилизации сфера применения духовых
инструментов очень расширяется: одни, как, например, олифант, являются
принадлежностью дворов благородных сеньоров, другие — флейты — находят
применение как в народной среде, так и в среде профессиональных
музыкантов, третьи, такие как труба, становятся исключительно военными
музыкальными инструментами.
Древнейшим представителем духовых во Франции, вероятно, надо считать фретель ( fretel ), или «флейту Пана». Подобный
инструмент можно увидеть на миниатюре из рукописи XI в. в Национальной
библиотеке Парижа (рис. 1). Это многоствольная флейта, состоящая из
набора трубок (камышовых, тростниковых или деревянных) разной длины, с
одним открытым и другим закрытым концом. Фретель часто упоминается
наряду с другими видами флейт в романах XI — XII вв. Однако уже в XIV
в. о фретеле говорят только как о музыкальном инструменте, на котором
играют на деревенских праздниках, он становится инструментом
простонародным.
Флейта ( fluiite ) же, наоборот,
переживает «подъем»: от простонародного инструмента до придворного.
Наиболее древние флейты были найдены на территории Франции в
галло-романском культурном слое ( I — II вв. н. э,). В большинстве
своем они костяные. До XIII в. флейта обычно двойная, как на миниатюре
из рукописи X в. из Национальной библиотеки Парижа (рис. 3), причем
трубки могут быть как одинаковой, так и разной длины. Количество
отверстий на стволе флейты, возможно, варьировалось (от четырех до
шести, семи). Играли на флейтах обычно менестрели, жонглеры, причем
зачастую их игра предваряла появление торжественной процессии или
какого-нибудь высокопоставленного лица.
Менестрели играли также на двойной флейте с трубами разной длины.
Такая флейта представлена на виньетке из рукописи XIII в. (рис. 2). На
миниатюрной картинке можно увидеть оркестр из трех менестрелей: один
играет на виоле; второй на подобной флейте, похожей на современный
кларнет; третий ударяет в квадратный тамбурин, сделанный из кожи,
натянутой на раму. Четвертый персонаж наливает музыкантам вина, чтобы
они освежились. Подобные оркестры из флейты, барабана и скрипки
просуществовали в деревнях Франции вплоть до начала XIX в.
В XV в. стали появляться флейты из вываренной кожи. Причем сама
флейта могла быть в сечении как круглой, так и восьмиугольной формы, и
не только прямой, но и волнистой. Подобный инструмент сохранился в
частной коллекции господина Фо (рис. 4). Длина ее 60 см, в самом
широком месте диаметр составляет 35 мм. Корпус из черной вываренной
кожи, декоративная головка расписная. Такая флейта послужила прототипом
для создания трубы серпан. Флейты-серпаныисполь- зовались как
во время богослужений в церквах, так и на светских празднествах.
Поперечные флейты, так же как флажолеты, впервые упоминаются в текстах
XIV в.
Другой тип духовых музыкальных инструментов — волынки. Их также было в средневековой Франции несколько видов. Это шеврет ( chevrette ) — духовой
инструмент, состоящий из мешка из козьей кожи, трубки для подачи
воздуха и дуды. Музыкант, играющий на этом инструменте (рис. 6),
изображен в рукописи XIV в. «Роман о Розе», из Национальной библиотеки
Парижа. Некоторые источники разделяют шеврет и волынку, другие же
называют шеврет просто «маленькой волынкой». Инструмент, своим видом
весьма напоминающий шеврет, еще в XIX в. встречался в деревнях
французских провинций Бургундии и Лимузена.
Другой разновидностью волынки был хоро или хорум ( cboro ). По
описанию, встречающемуся в рукописи из аббатства св. Власия ( IX в.),
это духовой инструмент с трубкой для подачи воздуха и дудой, причем и
та и другая трубки расположены в одной плоскости (они как бы являются
продолжением друг друга). В средней части хоро находится резервуар для
воздуха, из выделанной кожи, причем совершенной сферической формы.
Поскольку кожа «мешка» начинала вибрировать, когда музыкант дул в хоро,
звук получался несколько дребезжащий и резкий (рис. 6).
Волынка ( cornetmiese ), французское название
этого инструмента происходит от латинского corniculans (рогатый) и
встречается в рукописях только начиная с XIV в. Ни ее внешний вид, ни
использование в средневековой Франции не отличались от известных нам
традиционных шотландских волынок, в чем можно убедиться, изучив
изображение из рукописи XIV в. (рис. 9).
Рога и рожки (соте). Все эти духовые инструменты, включая
большой рог олифант, мало отличаются друг от друга по конструкции и
употреблению. Делали их из дерева, вываренной кожи, слоновой кости,
рога и металла. Носили обычно на поясе. Диапазон звучания рогов не
широк, однако охотники XIV в. играли на них незамысловатые мелодии,
составленные из определенных сигналов. Охотничьи рога, как мы уже
говорили, носились сначала у пояса, потом, до XVI в., — на перевязи
через плечо, подобная подвеска часто встречается на изображениях, в
частности в «Книге об охоте Гастона Феба» (рис. 8). Охотничий рог
благородного сеньора — вещь драгоценная; так, Зигфрид в «Песне о
Нибелунгах» носил с собой на охоту золотой рог тонкой работы.
Отдельно следует сказать об олцфанте ( olifant ) —
огромном роге с металлическими кольцами, сделанными специально, чтобы
олифант молено было подвешивать к правому боку его владельца. Делали
олифанты из бивней слона. Использовали на охоте и во время военных
действий для подачи сигнала о приближении врага. Отличительной чертой
олифанта является то, что принадлежать он мог только владетельному
сеньору, в подчинении которого находятся бароны. Почетный характер
данного музыкального инструмента подтверждается скульптурой XII в. из
церкви аббатства в Вазеле, где с олифан-том на боку изображен ангел,
возвещающий Рождество Спасителя (рис. 13).
Охотничьи рога отличались от тех, что были в ходу у менестрелей.
Последние пользовались инструментом более совершенной конструкции. На
капители колонны из той же церкви аббатства в Вазеле изображен
менестрель (рис. 12), играющий на рожке, отверстия на котором проделаны
не только вдоль дуды, но и на раструбе, что позволяло модулировать
звук, придавая ему большую или меньшую громкость.
Трубы были представлены собственно трубой ( trompe ) и изогнутыми трубами длиной более метра — бюзинами (Ъгжпе). Изготавливались
бюзины из дерева, вываренной кожи, но чаще всего из латуни, как это
видно на миниатюре из рукописи XIII в. (рис. 9). Звук у них был резкий
и громкий. А поскольку слышен он был далеко, то использовались бюзины в
армии для утренней побудки, ими подавались сигналы к снятию лагеря, к
отплытию судов. Они же объявляли о прибытии королевских особ. Так, в
1414 г. звуками бюзин был возвещен въезд в Париж Карла VI . Из-за
особой громкости звука в средние века считалось, что, Hq :> a #
именно на бюзинах, ангелы возвестят о начале Судного дня.
Труба была исключительно военным музыкальным инструментом. Она
служила для поднятия в войске боевого духа, для сбора войск. По размеру
труба меньше бюзины и представляет собой металлическую трубу (прямую
или несколько раз : изогнутую) с раструбом на конце. Сам термин
появился к концу XV в., но инструмент подобного типа (прямые трубы)
использовались в армии уже с XIII в. К концу XIV в. форма трубы
меняется (тело ее изгибается), а сама труба обязательно украшается
вымпелом с гербом (рис. 7).
Особый вид трубы — серпан ( serpent ) —
послужил прототипом для многих современных духовых инструментов. В ;
коллекции господина Фо имеется серпан (рис. 10), изготов- I ленный
из вываренной кожи, высота его 0,8 м, а общая длина 2,5 м. Музыкант
держал инструмент обеими руками, при этом левая рука удерживала
изгибающуюся часть (А), а пальцы правой руки перебирали отверстия,
проделанные на верхнем участке серпана. Звук у серпана был мощный, этот
духовой инструмент использовался как в военных оркестрах, так и при i
церковных богослужениях.
Несколько особняком в семье духовых инструментов стоит орган ( argue ). Этот
клавишио-педальный инструмент с набором нескольких десятков труб
(регистров), приводимых в звучание нагнетаемым мехами воздухом,
ассоциируется в настоящее время только с большими стационарными
органами — церковными и концертными (рис. 14). Однако в средние века,
пожалуй, большее распространение имел другой тип этого инструмента — ручной орган ( orgue de main ). В
основе это — «флейта Пана», приводимая в звучание с помощью сжатого
воздуха, который поступает в трубы из резервуара с отверстиями,
закрываемыми клапанами. Однако уже в древности, в Азии, Древней Греции
и Риме, были известны большие органы с гидравлическим управлением. На
Западе же эти инструменты появились лишь в VIII в., да и то в качестве
подарков, преподнесенных западным монархам от византийских императоров
(Константин V Копроним отправил такой орган в подарок Пепину Короткому,
а Курополат Константин — Карлу Великому и Людовику Доброму).
Изображения ручных органов появляются во Франции только в X в.
Правой рукой музыкант перебирает клавиши, а левой нажимает на мехи,
подкачивающие воздух. Сам же инструмент обычно находится на груди или
на животе у музыканта, В ручных органах обычно восемь труб и
соответственно восемь клавиш. В течение ХШ— XIV вв, ручные органы
практически не претерпели изменений, однако число труб могло
варьироваться. Только в XV в. в ручных органах появляется второй ряд
труб и двойная клавиатура (четыре регистра). Трубы всегда были
металлические. Ручной орган немецкой работы XV в. имеется в мюнхенской
пинотеке (рис. 15).
Ручные органы получили большое распространение у странствующих
музыкантов, которые могли петь, аккомпанируя себе на инструменте.
Звучали они на городских площадях, на деревенских праздниках, но
никогда — в церквах.
Органы, меньше церковных, но больше ручных, одно время ставились и в
замках (при дворе Карла V , например) или могли быть установлены на
уличных помостах во время торжественных церемоний. Так, несколько
подобных органов звучали в Париже, когда Изабелла Баварская свершала
свой торжественный въезд в город.
ИСТОЧНИК:Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк Жизнь и развлечения в средние века. — СПб: «Евразия»,
1997.
Остановиться в отеле типа Hostel в Санкт-Петербурге - это оптимальное решение для людей, которые привыкли экономить и правильно рассчитывать свой бюджет. Хостелы и недорогие гостиницы Петербурга ничем не уступают по комфорту дорогим отелям. а для студентов, которые любят путешествовать налегке, они станут идеальным вариантом.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА. ДУХОВЫЕ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.