БАРОККО (от португал. baroco – причудливый)
- культурный стиль, возникший в Европе в XVII в. в условиях кризиса
ренессансного антропоцентризма. Утверждаемая культурой Возрождения
свобода человека от власти высших сакральных начал обернулась, с одной
стороны, чувством покинутости и одиночества (философия Б. Паскаля), а с
другой –прямой апологетикой имморализма (политическая доктрина Н.
Макиавелли).
В противовес им исходной философско-религиозной и
нравственно-этической предпосылкой стиля барокко явилась убежденность в
необходимости спасать человека от зла, угрожающего ему из глубин его
собственной природы. Спасителем мог быть только Бог, но признание этого
культурным сознанием было равнозначно отвержению антропоцентризма и
принятию теоцентрической картины мира с присущей ей системой норм,
ценностей и смыслов. Чем шире распространялись секулярные умонастроения,
тем энергичнее обнаруживали себя духовные порывы творческого сознания
ввысь, к Богу. Философские идеи Б. Грасиана, Г. Лейбница и Я. Беме,
поэтические образы Т. Тассо, Дж. Мильтона и П. Кальдерона, музыка И. С.
Баха, живопись Караваджо, Д. Веласкеса, Эль Греко, Рембрандта,
составившие золотой фонд культуры Барокко, были пронизаны
устремленностью в духовные выси сакрального мира. В их творениях потому и
присутствовало столь много внутреннего напряжения, что только благодаря
энергичным усилиям христианского духа можно было удержать
теоцентрическую систему ценностей на авансцене европейской культуры.
То, что в барочном сознании мир предстал раздираемым многими
противоречиями, утратившим внутреннюю уравновешенность, пребывающим в
динамике бурных сотрясений, это не противоречило исходным библейским
установкам. Поэты, черпающие вдохновение как из евангельского источника,
постоянно обращались к теме Страстей Господних. Страдания Сына Божьего
оказывались удивительно созвучны социально-духовной атмосфере XVII в.
Барочное искусство взывало к религиозному опыту христианина через его
эстетическое сознание.
Барочная культура развивалась под
преимущественным воздействием католического миросозерцания. Страны, где
влияние католицизма было наиболее сильным, породили наиболее яркие
образцы барочной архитектуры, живописи, поэзии. Ими были Испания,
Португалия, Италия, Фландрия, находившаяся под властью Испании.
После Люблинской унии церквей (1569) и объединения Литовского княжества
с Польшей католическое Барокко стало распространяться в Прибалтике,
Западной Украине и Белоруссии. В католических соборах, строившихся в
этих странах, художники стремились в своих росписях вызывать у прихожан
ощущение пребывания в мире сакральных святынь и высших смыслов. Получили
распространение огромные алтарные картины, изображавшие различные
библейские сцены, насыщенные аллегориями и символами. Стены соборов,
сплошь покрытые живописью, напоминали театральные декорации и создавали
ощущение призрачных, колеблющихся покровов, за которыми пребывал иной,
непохожий на заменую реальность, сакральный мир.
Философско-теологические основания културы Барокко. Внутренний пафос
барочной культуры подчинен стремлению возродить поколебленную
ренессансным антропоцентризмом теоцентрическую картину мира с ее
ценностными и ноормативными абсолютами и с присущей ей непреложной
категоричностью высоких нравственных требований к человеку. В результате
ренессансных попыток изгнать Бога из центра Вселенной и поместить на
Его место обычного человека с множеством присущих ему грехов социальный
мир грозил превратиться в страшное подобие картин Иеронимуса Босха, то
есть в нечто вроде темного вселенского "подполья”, где всевозможная злая
нечисть, прежде страшившаяся гнева Божьего, теперь осмелела, повылезала
из своих укрытий и заполнила все физическое, социальное и духовное
пространство мира. Барочное сознание не могло принять ни такого мира, ни
имморального человека-рационалиста, в чьей душе не находилось места для
Бога.
Важным фактором, предопределившим многое в строе и
пафосе барочной культуры, явилось драматическое столкновение двух
западных направлений христианства – католицизма и протестантизма. В
течение XVI – XVII вв. эти ветви единого ствола принесли замечательные
культурные плоды. Одаренные богословы, философы, художники, поэты,
драматурги существовали как среди католиков, так и среди протестантов.
Своим творчеством Бога славили со стороны католиков Паскаль, Эль Греко,
Рубенс, Кальдерон и др., а со стороны протестантов - Мильтон, Беме,
Лейбниц, Рембрандт, Бах, Гендель и др.
Барокко создало
культурное пространство (философское, литературное, живописное,
архитектурное), где не было равновесия и соразмерности, а преобладали
напряженный драматизм столкновений противоположных сил. В нем
изобиловали контрасты, борьба страстей и картины страданий. В
архитектурно-скульптурных и живописных композициях прежний ренессансный
круг, являющийся символом гармонии, стал вытягиваться в эллипс, как
символ напряженной, динамичной силы, преодолевающей сопротивление.
Статичные фигуры и лица, исполненные спокойного достоинства, некогда
характерные для творчества мастеров Возрождения, стали уступать место
святым ликам, озаренным мистическими восторгами, и телам, изображенным в
экстатических позах с причудливыми изгибами. В новых
социально-исторических условиях мастера культуры Барокко стремились
актуализировать духовный опыт, накопленный предыдущими столетиями
развития христианской культуры. Это имело вид стремлений, направленных
на то, чтобы вернуть Бога не только в центр картины мира, но и в
человеческое сердце. Разнообразные метафизические, живописные,
поэтические и музыкальные варианты теодицеи были освещены ясным
пониманием того, что секуляризованная культура, лишенная интереса к
трансцендентному миру, не способна дать должных духовных плодов. По
существу, Барокко – это тоже возрождение. Но оно стремилось возродить не
античные идеи и каноны, подобно культуре Ренессанса, а более близкий по
времени опыт средневековой религиозной культуры. Более того, это было
стремление не просто возродить, но максимально актуализировать
средневековый теоцентризм, а также синтезировать его с отдельными
элементами ренессансной концепции свободы и достоинства человека. Блеск и
нищета Ренессанса состояли в том, что он поспешил отвернуться от
большинства средневековых традиций. Это придало ренессансным
умонастроениям относительную легковесность и быстротечность, придало им
характер мимолетного эпизода в духовной жизни Европы. Многовековая
работа христианского духа, подспудно копившего культурную энергию и
ждавшего, что в новых исторических условиях результаты его трудов будут
востребованы, не нашла себе полномасштабного применения в культуре
Возрождения. А между тем, как верно заметил русский философ В. В.
Розанов, в великом тысячелетнем молчании средних веков душа созревала не
только для "Божественной комедии”, но и для открытий Г. Галилея и Н.
Коперника.
Б. Паскаль с его истинно барочным мироощущением
высказал важную мысль об особой природе духа Барокко. Она приняла у него
вид суждения о том, что агония Христа будет длиться вечно и что
человеку на ее протяжении нельзя спать, а необходимо бодрствовать. В
этом утверждении присутствует мысль о вечной природе духа Барокко,
который не исчезнет из культуры, а будет регулярно, с известной
периодичностью заявлять о себе. Барокко с характерным для него духом
теодицеи означало пробуждение души европейца от того мимолетного
забвения, когда она пребывала в плену ренессансных иллюзий. Императив
"Нельзя спать!” означал запрет на духовную спячку. Для духа, которому
претят безмыслие, бесчувствие, невосприимчивость к высшей, сакральной
реальности, существует особая форма бодрствования. достойная его высокой
природы. Она проявляется в готовности нести в себе память о высшем
мире, бережно хранить представления о самом главном – Боге и бессмертии
человеческой души. Императив Паскаля перекликается с философемой П.
Кальдерона, вынесенной в название его пьесы "Жизнь есть сон” и
подразумевающей, что физическая жизнь тела равнозначна сну и что только
смерть приводит к окончательному пробуждению души, открывает ей путь к
ее последующему вечному бодрствованию.
Драматизм человеческого
существования состоит в том, что сон души способен рождать чудовищ, не
менее устрашающих, чем сон разума. Философ Л. Шестов писал о том, что
когда Петр трижды отрекся от подвергшегося опасности Христа, душа
будущего апостола еще спала. Запрет Паскаля на сон души - это попытка
возвести преграду на пути зла. Бодрствующий разум при спящей душе
способен не только предать Христа, но и посягнуть на верховный авторитет
Бога-творца. Отсюда категоричность запрета на сон не только души, но и
духа. И хотя буквальное исполнение этого императива обычному человеку не
под силу, поскольку никакое бодрствование не может длиться бесконечно
долго, и рано или поздно сон все равно возьмет свое, поскольку
чередования сна и бодрствования – неустранимая неизбежность
существования как тела, так и души. Однако, культура Барокко требование
бодрствовать звучит не из рассудочного пространства обыденной логики, а
из пространства барочной метафизики религиозно-нравственных абсолютов,
где доминирует вера в реальность запредельного мира, в непреложность
библейских истин.
Последующие века показали, что
культурно-историческая, религиозно-метафизическая природа барочного
стиля гораздо шире пространственно-временных пределов Европы XVII
столетия, что барочные умонастроения проникли из католицизма вначале в
протестантскую культуру, а позднее, в XVIII – XIX вв. и в культуру
православную. Это объясняется особенностью духа Барокко, присущим ему
общехристианским пафосом теодицеи.
Художественно-эстетические
принципы. Барокко – это мир, где нет равновесия, соразмерности и
гармонии, а преобладают дисгармоничность и драматические коллизии, где
над рассудочностью довлеют аффекты, где все полно контрастов и
конфликтов, исполнено пафосом героической борьбы за сверхличные ценности
и готовностью принять страдание за них. Барочное культурное
сознание не принимает обезбоженного мира и суетного человека, в чьей
душе нет места Богу. Для него идеалом является личность, отстаивающая
христианские идеалы. Излюбленные мотивы художников Барокко – страдания
Христа, святых мучеников, подвиги отшельников-страстотерпцев. Изображая
крестные муки, гонения за веру, художники стремились пробудить
религиозно-эстетические чувства зрителя, вывести их на высший уровень
экстатической напряженности и тем самым дать человеку возможность
ощутить свою причастность к миру абсолютных ценностей и сакральных
смыслов.
Для передачи драматических коллизий внешней и
внутренней жизни человека в изобразительное искусство вводится «принцип
гибкой формы». Благодаря ему бурные эмоциональные состояния и душевные
порывы изображаются посредством причудливых изгибов, резких ракурсов,
театральных жестов, вычурных линий и неожиданных цветовых сочетаний.
Былые, ренессансные эталоны меры и гармонии уступают место повышенному
интересу к фигуративным особенностям дисгармоний, диссонансов и
чрезмерностей. В отличие от ренессансных мастеров, изображавших своих
героев чаще всего в статичных позах, исполненных достоинства и
самоуверенности, барочные живописцы предпочитали писать лица и фигуры,
исполненные внутреннего динамизма, озаренные мистическими восторгами
религиозных откровений. В живописных и архитектурных композициях круг
сменяется эллипсом: ренессансный символ гармонии сменяется символом
напряженной, динамичной силы, преодолевающей внешнее сопротивление.
В последующие века судьба многих ценностей культуры барокко оказалась
довольно необычной. Так, например, крупнейший из барочных композиторов
И.-С. Бах практически не был известен ни в Европе, ни в России до 1829
г., то есть до того момента, когда композитор и пианист Ф. Мендельсон
публично исполнил "Страсти по Матфею". Великий испанский художник Эль
Греко пребывал в забвении до конца ХIХ в. Только в ХХ столетии
специалисты стали рассматривать Барокко в одном ряду с другими
культурными стилями. Объясняется это в значительной степени стремлением
преодолеть те умонастроения секуляризма, рационализма и натурализма,
которые заставляли многих европейцев пренебрежительно относиться к
теоцентрической культурной традиции. Лишь почувствовав усталость от
холодного рационализма и бездушного позитивизма, ощутив тяготение к
ценностям «мира горнего», европейское культурное сознание почувствовало
повышенный интерес к культуре Барокко.
Плоские жк телевизоры с led подсветкой станут идеальным дополнением к дизайну вашей гостиной. Устройте кинотеатр прямо у себя дома с новым жк телевизором и наслаждайтесь просмотром любимых фильмов. led подсветка позволит вам значительно сэкономить электроэнергию. Благодаря ей в зависимости от цвета оригинального изображения, фрагмент экрана подсвечивается тем или иным цветом.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Культура Барокко"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.