Добавить компанию




ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ БАРОККО
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО XIX века
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ХХ-XXI веков

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ » КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ХХ-XXI веков




Символизм

Просмотров: 5780 | Рейтинг: 0.0/0 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

СИМВОЛИЗМ – культурологическая парадигма, проявляющаяся в многообразии разнообразных религиозно-философских и художественно-эстетических форм во все времена и во всех развитых культурах.

В отдельные исторические периоды она обретала главенство и это приводило к появлению крупных стилевых направлений (христианский символизм, модернистский символизм и др.). Главная отличительная особенность символизма в искусстве – доминирование символов как характерных культурных форм, соединяющих в своем содержании абстрактно-метафизические и изобразительные, художественно-эстетические компоненты.

Сущность символа. Каждый символ — это социокультурная форма, указывающая на определенные смыслы, ценности и нормы, которые в ней самой не присутствуют, а лишь подразумеваются в силу соответствующих социальных конвенций. Символы вездесущи и всепроникающи, что позволяет говорить о протекании духовно-практического существования человека в «символической вселенной», где за каждым знаком, словом, звуком, жестом обнаруживаются концентрированные сгустки смыслов, спрессованные социально-историческим временем и опытом многих поколений. Символы подразделяются по своему характеру и предназначению на несколько разновидностей:

1) коммуникативные символы, обслуживающие межчеловеческое общение — жесты, взгляды, выражения лиц, условные фигуры этикетного, обрядового, ритуально-церемониального характера;

2) научные символы в виде знаков, цифр, букв, формул, обслуживающие познавательную деятельность людей;

3) художественные символы, занимающие важное место в живописи, архитектуре, музыке и решающие эстетические задачи;

4) политические символы, обслуживающие деятельность государственных институты, выполняющие задачи организационного, управленческого, идеологического, представительского характера;

5) религиозно-метафизические символы, обладающие наиболее сложной семантикой, позволяющие видеть в сопутствующих человеческому существованию нормах, ценностях и смыслах знаки сверхличных энергий, сотворивших мир, поддерживающих в нем порядок и обеспечивающих деятельность религиозного сознания и церковных сообществ; эти символы неисчерпаемы в своих значениях, в каждом из них всегда будет оставаться некий неизреченный смысловой «остаток» и потому последнее, окончательное слово в их истолковании не дано сказать никому.

Духовная, культурная реальность такова, что человеку не дано полностью растворяться в ее содержании. Отягощенный материальностью, телесностью, физической природой, он всегда находится как бы рядом с нею, ощущая и сознавая наличие границ, отделяющих его от мира чистой духовности. Создаваемые человеком символы позволяют ему перебрасывать мост через кажущийся разрыв и соединять то, что представляется разъединенным. Располагаясь между двумя реальностями, материально-физической и духовной, символы всегда пограничны. Отсюда их внутренняя противоречивость, сообщающая каждому из них некое скрытое беспокойство, внутренний динамизм, готовность к содержательно-смысловым трансформациям и развертыванию своих значений.

Социальные символы. Социальное, как и все сущее, связано с миром высших смыслов, абсолютных ценностей и запредельных сущностей. Каждая социальная норма несет в себе абсолютное императивное начало и одновременно является реальной поведенческой моделью, частично реализующей высший императив. В человеческом мире она осмысливается как идея, оправдывается как ценность и принимается как императив. Через нее человек приобщается к высшей космической гармонии, в свете которой социальный порядок предстает как ее частная, локальная форма.
В 20-м в. возникло особое теоретическое направление – символический интеракционизм. Его создатели американские ученые Ч. Кули, У. Томас, Дж. Мид исследовали социцокультурный мир символов, обслуживающих межсубъектные взаимодействия, функционирующих в языке, культуре и внутренних личностных структурах. Они исходили из того, что природа человека социальна, что социализация и самоопределение личности зависят прежде всего от ближайшего социального окружения, от первичных социальных групп, внутри которых человек пребывает.

Взаимопонимание во взаимодействии личности с другими людьми зависит, в свою очередь, от знания языковых и поведенческих символов, принятых в данной социокультурной среде. Поэтому чаще всего отношение личности к другому человеку предопределяется не тем, чем тот является на самом деле, а образом другого, представлением о нем, живущим в сознании этой личности. То же самое происходит и с тем, кто выступает в роли «другого». В результате взаимопонимание оказывается обусловлено взаимодействием воображаемых фигур, символических значений, присутствующих в сознании каждого человека. То есть все символическое, воображаемое оказывается не менее значимым и важным для взаимодействия, чем реальное. Более того, зачастую оно предстает даже более важным. И здесь возникает известная «теорема Томаса»: «Если воображаемая ситуация представляется личности как реальная, то она становится для нее действительно реальной по своим последствиям». Суть этой теоремы состоит в придании гносеологическому образу онтологического статуса. Воображаемое переносится из субъективной реальности в объективную. То, что представляется образом, отображением, тенью реальности занимает место среди реалий, описываемых языком онтологии. Устанавливается прямая связь между миром символов, образов, идей и социальной онтологией материально-практических взаимодействий человеческих субъектов.

Метафизика символов. Еще в глубокой древности человеку открылось, что на всем, что его окружает, лежит явная или скрытая печать высших, за¬предельных сил. Каждая вещь при этом напоминает нечто вроде поплавка, погруженного одновременно в две реальности — физическую и метафизическую. Ее видимая часть выступает в качестве символа, свидетельствующего о существовании части невидимой, а также о многоуровневости содержащихся в ней смыслов. Любой из миров, в которых живет человек, — природный, социальный, духовный, — можно рассматривать как мир метафизических символов. О символическом восприятии природы Ш. Бодлер писал:

Природа — некий храм, где от живых колонн
Отрывки смутных фраз исходят временами.
Как в чаще символов мы бродим в этом храме,
И взглядом родственным глядит на смертных он.

«Храм символов» - это не только природа, но и культура, и мир цивилизации. Человек способен находить в проявлениях истины, добра, красоты, справедливости знаки высших гармоний, свидетельства Божественных откровений, а в зле, безобразии, пороках и преступлениях видеть знаки присутствия темных, сверхфизических сил. Через символы человеческая душа прикасается к метафизиче¬скому миру или, как считал Платон, вспоминает о нем, о тех временах, когда она была слита с ним в одно целое.

В символах важна не столько репрезентация двоемирия, сколько те наличные, явные или скрытые, смысловые связи, посредством которых в каждом конкретном случае по-особому соединяются эти миры. Именно внутренние смыслы или идеи представляют собой то особенное, что отличает символы друг от друга. Из них складывается еще одна реальность, кроме физической и метафизической, — культурная, которая придает содержательную наполненность символу как двуединству изобразительного и изображаемого начал.

Ценностно-смысловая структура символа лишена жесткости, пластична, многомерна, обладает исходной полисемантичностью. Графическим изображением символа может служить фигура, напоминающая плоскостную проекцию песочных часов без верха и дна, где ее верхняя половина обозначает метафизические реалии, представляемые данным символом, перешеек-перемычка выступает как изобразительная ипостась самого символа, а нижняя половина — это все то множество смыслов и толкований, что вытекают из символа.

Смысловая полифоничность символа производна прежде всего от присутствия в нем метафизических «сверхсмыслов», «сверхценностей» и «сверхнорм» абсолютного характера. Фокусируясь в символе, они делают его содержание предрасположенным к бесчисленным герменевтическим толкованиям и интерпретациям. Внутри каждого символа громоздятся целые «монбланы» разнообразных значений, наделяющие его возможностью сколько угодно долго участвовать в жизни человеческого духа.

Символы играют важную роль во взаимодействии человека с метафизической реальностью, которая не дана человеку непосредственно, с которой он не может входить по собственному желанию в чувственный контакт. Отягощенный материальностью, человек всегда находится как бы рядом с нею, сознавая наличие границ, отделяющих его от метафизического мира. Создаваемые им символы позволяют перебрасывать мост через кажущуюся пропасть и соединять то, что представляется разъединенным. Поэтому символы, располагающиеся как бы между двумя реальностями, физической и метафизической, всегда пограничны, маргинальны.

Символы зачастую не просто многосмысленны, но необычайно темны и способны уводить мысль либо в беспредельные глу¬бины того, что в принципе непостижимо, либо в таинственные извивы семантических лабиринтов. Но в любом случае они практически никогда не доводят человеческое сознание до конечного пункта, не раскрывают перед ним свою тайну. Взаимодействие с ними всегда чревато обнаружением некоторой доли семантиче¬ского коварства. Они лишь указывают на нечто туманное и колеблющееся в далеком мареве метафизических и культурно-исторических реминисценций. Имея способность самостоятельно существовать, эволюционировать и даже перерождаться, символ с равной вероятностью способен выводить человеческий дух к возвышенным озарениям и заводить в темные тупики.

Христианский символизм. Символы, позволяющие видеть в доступных созерцанию реалиях знаки потусторонних, сверхъестественных сущностей, обнаруживать в преходящем – вечное, в относительном – абсолютное, играли определяющую роль в становлении христианской культуры. В период, когда первые христиане вынуждены были скрываться от преследований властей в катакомбах, на стенах подземелий начали появляться изображения Христа в виде рыбы. Основанием для этого послужило то обстоятельство, что греческое слово "рыба” случайно оказалось аббревиатурой слов: "Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель”. В других случаях Христа изображали в виде юноши-пастыря с ягненком на плечах, где ягненок символизировал спасенные Христом человеческие души. Оба символа, рыба и пастырь, кодирующие личность Христа, были необходимы в тот исторический период, когда христиане Римской империи находились вне закона и подвергались жестоким гонениям. Тогда же новая религиозная идеология активно асиммлировала античные художественные формы. Так, изображения крылатого Эрота трансформировались в изображения крылатых ангелов. Богиня Психея превратилась в изображение души. Орфей обрел черты Иисуса Христа. Традиция символизации закрепилась в христианской культуре и стала одной из ведущих в ее последующем развитии.

Примечательно то, что современные исследователи отмечают способность папы Иоанна Павла II мыслить именно семиотическими категориями, т. е. воспринимать явления практически-духовной жизни, с одной стороны, как знаки и символы, свидетельствующие о высшей реальности, а с другой - как элементы, включенные в более обширные системы взаимосвязей. И в этом отношении папа – типичный христианин, ибо в классическом средневековом христианстве мир воспринимался, оценивался, исследовался с непременным участием семиотически-символических посылок. Как писал Р. Гвардини, средневековый христани видел символы повсюду. «Вселенная состоит для него не из элементов, энергий и законов, а из образов. Образы обозначают самих себя, но помимо этого еще и нечто иное, высшее: в конечном счете – единственное подлинно высокое – Бога и вечные вещи. Так каждый образ становится символом. Он указывает вверх, за пределы самого себя. Можно сказать точнее: он сам происходит сверху, из области, лежащей по ту сторону его самого. Символы обнаруживаются всюду: в культе и в искусстве; в народном обычае и в общественной жизни» (Гвардини Р. Конец нового времени // Вопросы философии. 1990, № 4. С. 134).

Можно предположить, что через семиотику, которая в ХХ в. привлекала к себе внимание многих неординарных мыслителей и ученых, совершается возврат к христианским ценностям и моделям мировосприятия. Внешне выглядящая вполне секулярной, семиотика по своей сути есть порождение христианского сознания, которое в эпоху модерна на какое-то время забыло о своих хрстианских корнях.

Модернистский символизм. Художники – символисты, связанные с традициями пантеизма, с философскими учениями Я. Беме, Б. Спинозы, Э. Сведенборга, Ф. Шеллинга, И. В. Гете, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, видели в символах не только средство преодоления стереотипов индивидуалистического мировосприятия, но и путь к формированию нового типа мироотношения, возводящего красоту в ранг космической доминанты, в статус сущности бытия и наивысшей ценности, превосходящей ценность самой "живой жизни”. Во второй половине 19-го в. и в начале 20-го в. европейской литературе наиболее плодотворно проявили себя в рамках символизма А. Рембо, П. Валери, П. Верлен, П. Клодель, Э. Верхарн, М. Метерлинк, Г. Гауптман, Р. М. Рильке, О. Уайльд, Г. Ибсен, К. Гамсун и др. В западной живописи это П. Гоген, П. Клее, А. Матисс, Э. Мунк, М. Чюрленис и др. В русском изобразительном искусстве в русле парадигмы символизма работали Л. Бакст, В. Э. Борисов-Мусатов, М. А. Врубель, К. С. Петров-Водкин, П. Н. Филонов и др. Их творческие искания были направлены за пределы плоского натурализма (реализма), устремлены к идеалам возвышенной духовности, которая была слабо связана с мировоззренческими основаниями христианства, понималась ими чрезвычайно широко и вбирала в себя опыт многих древних религий и культур мира.

Через символы человеческая душа прикасается к метафизическому миру или, как считал Платон, вспоминает о нем, о тех временах, когда она была слита с ним в одно целое. В эстетических символах важна не столько семиотическая репрезентация двоемирия, сколько те наличные, явные или скрытые, смысловые связи, посредством которых соединяются эти миры в каждом конкретном знаке. Не только внешние формы, но и внутренние смыслы или идеи представляют собой то особенное, что отличает эстетические символы друг от друга. Из них складывается еще одна реальность, наряду с физической и метафизической, — культурная и, в частности, художественно-эстетическая, придающая содержательную наполненность символу как двуединству изобразительного и изображаемого начал.

О важности символически-семиотического мировосприятия писал Д. С. Мережковский, сумевший создать сдвоенный литературный портрет двух величайших русских гениев. В книге «Л. Толстой и Достоевский» он тонко и точно провел линию водораздела между их религиозными воззрениями. «Достоевский, - писал он, - понял, кажется, он первый из людей понял или, по крайней мере, почувствовал с такою силою, что и в религии, как, впрочем, во всем человеческом, нет ни безусловной истины, ни безусловной лжи, а есть только более или менее сознательно условные, и чем более сознательные, тем более совершенные знаки, знаменья, символы. Религиозное сознание Л. Толстого отрицает символ в его самой первой и глубокой сущности, признает религиозное, как нечто исключительно духовное, бескровное и бесплотное, освобожденное от всех легенд, обрядов, таинств, догматов. Сознание Достоевского, в такой мере, как еще ни одно из являвшихся в человечестве религиозных сознаний, - символично. «Мысль изреченная есть ложь». Тем более всякая мысль человека о Боге, всякая человеческая истина о Боге есть ложь. Человек не может сказать истину о Боге, но не может и молчать о Нем. Должен ли он лгать? Нет, но говорить условным языком, никогда не достигающим истины и всегда к ней приближающимся, сознавая до конца не лживость, а именно условность, относительность этого языка. Сознание открывает условность всякой религиозной истины; любовь открывает истину всякой религиозной условности, всякого символа. Мы не можем знать Бога, не любя Его; не можем любить Его, не зная: мы можем только только знать и любить Его вместе – познавать в любви, любить в познании» (Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С. 244). Суждение Мережковского позволяет понять, чем было в избытке наделено религиозное сознание Достоевского и чего не хватало религиозному сознанию Толстого. Неспособность к символическому или, говоря современным языком, семиотическому мышлению и мировосприятию стала тем препятствием, которое перекрыло путь, по которому Толстой готов был устремиться к Богу. Она же сделала его невосприимчивым к многим религиозным и художественно-эстетическим ценностям.

Эстетические символы могут быть необычайно сложны и даже темны по своему смыслу и способны уводить человеческую мысль либо в беспредельные глу¬бины того, что в принципе непостижимо, либо обрекать ее на блуждания в таинственных извивах семантических лабиринтов. Но в любом случае они практически никогда не доводят человеческое сознание до конечного пункта, не раскрывают перед ним свою тайну. Так, например, обстоит дело с символикой цвета в живописи. Искусствоведы обратили внимание на эстетическое значение черного цвета в связи с картиной К. Малевича «Черный квадрат». В ней увидели Ее связывают с теологией ада - «тьмы внешней, где скрежет зубовный» м при этом часто называют «антииконой» – символом мира, погрузившегося во тьму, символом жизни, превратившейся в ад для миллионов людей, еще не успевших перейти рубеж, отделяющий жизнь от смерти. Эта «демоническая икона кубизма» (Бердяев) есть «антиблаговестие», «зловестие», «демоновестие», т. е. символ того, что чуждо времени и пространству, чуждо жизни, духовности добру, истине, красоте, Богу, Святому Духу, Сыну Божьему. Это миниатюрное изображение мира, где «все полно демонов», где все бесы мира сего, еще не изгнанные Христом, сосредоточились в черных глубинах.

Ценностно-смысловая структура эстетического символа лишена жесткости, пластична, многомерна, обладает исходной полисемантичностью. Графическим изображением символа может служить фигура, напоминающая плоскостную проекцию песочных часов без верха и дна, где ее верхняя половина обозначает метафизические реалии, представляемые данным символом, перешеек-перемычка выступает как изобразительная, знаковая ипостась самого символа, а нижняя половина — это все то множество смыслов и толкований, что вытекают из символа.

Смысловая полифоничность эстетического символа производна прежде всего от присутствия в нем метафизических «сверхсмыслов», «сверхценностей» и «сверхнорм» абсолютного характера. Фокусируясь в символе, они делают его содержание герменевтически открытым, предрасположенным к бесчисленным толкованиям и интерпретациям. Внутри каждого символа громоздятся целые «монбланы» разнообразных значений, наделяющие его способностью сколько угодно долго участвовать в жизни человеческого духа.



Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Символизм" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2010-10-12


Теги: Символизм

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0