АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ХХ-ХХI ВB. |
---|
|
|
В разделе материалов: 61 Показано материалов: 1-33 |
Страницы: 1 2 » |
Александр Константинович Глазунов родился
в Петербурге 10 августа 1865 года в семье книгоиздателей. Мать
композитора была неплохой пианисткой, брала
уроки фортепьянной игры и теории музыки у лучших музыкантов Петербурга.
Отец играл на скрипке. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его начали
обучать музыке. В детстве он увлекался итальянской оперой. Впоследствии
это увлечение уступило место горячей любви к творениям Глинки и других
создателей русской оперной классики. Тринадцати лет Глазунов познакомился с Милием
Алексеевичем Балакиревым, который был приглашен для занятий с матерью
композитора.
|
Александр Тихонович Гречанинов родился в Москве 25
октября 1864 года Он один из первых крупных русских музыкантов,
пришедших в искусство из городских «низов». По его собственным словам,
он впервые увидел фортепиано в возрасте четырнадцати лет. Он сам
подготовился к поступлению в Московскую консерваторию. До четырнадцати
лет мальчик слышал только оркестрион и гитару, а ранее всего — церковное
пение и народные городские романсы. «Родители мои были музыкальны от природы, — писал
Гречанинов в автобиографии, книге „Моя жизнь". — Мать пела не народные
здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде „Над
серебряной рекой, на златом песочке" или „Под вечер осенью ненастной" и
т. п.
|
Семья Скрябина принадлежала к московской дворянской
интеллигенции. Родителям не довелось, впрочем, сыграть заметной роли в
жизни и воспитании их гениального сына, родившегося 6 января 1872 года.
Мать вскоре умерла от туберкулеза, а отец — адвокат — много времени
занимался своими делами. Музыкальный слух и память Саши поражали
окружающих. С ранних лет он по слуху легко воспроизводил услышанную один
раз мелодию, подбирал ее на рояле или на других попадавшихся под руку
инструментах. Но самым любимым инструментом маленького Скрябина был
рояль.
|
Один из виднейших представителей экспрессионизма в
музыке, Берг выразил в своем творчестве характерные для
художников-экспрессионистов мысли, чувства и образы: неудовлетворенность
социальной жизнью, ощущения бессилия и одиночества. Герой его
произведений — маленький человек, доведенный до отчаяния враждебным
окружением буржуазного общества. Почву для подобных художественных
представлений о мире щедро давала композитору сама жизнь. Берг родился 9 февраля 1885 года в Вене в семье
военнослужащего. Судьба свела его с уже признанным композитором и педагогом Арнольдом
Шенбергом. Берг был на 13 лет моложе, но композиторов всю жизнь
связывала глубокая дружба.
|
Великий учёный Альберт Эйнштейн родился 14
марта 1879 года в Ульме (Вюртемберг). Его отец, Герман, был совладельцем
фабрики по производству перин. С детства Альберт находился под влиянием
матери, женщины властной и жёсткой, настойчиво внушавшей ребёнку
чувство собственной исключительности. Высшее образование Эйнштейн получил в
Цюрихском политехническом институте. После выпускного экзамена он
получил место технического эксперта в Швейцарском патентном бюро в
Берне. В этом «светском монастыре» Эйнштейн проработал семь лет.
|
Сознание
человека последних десятилетий XX века вобрало в себя много новых
представлений: возникло новое чувство Вселенной, новое
отношение к искусству прошлого как к памяти культуры, живущей в современности.
Эти мысли своеобразно и глубоко претворились в творчестве Шнитке. Сложный герой
его лирико-психологических сочинений тяготеет к построению философских
концепций, в которых угадывается связь со «всеобщими» темами искусства. В его музыке
слышится повествование о Человеке и Вселенной, о сознании и подсознании, а
также о духовном и бездуховном, об извечной борьбе добра и зла.
|
Многие американские композиторы 10-20-х гг. искали новый звук и оригинальные композиционные идеи. Прогрессивные европейские идеи "музыки будущего" были близки самобытной традиции новаторства, начатой Ч. Айвзом. Другим, уникальным для своего времени источником радикального обновления стали для американских композиторов экзотические музыкальные культуры и архаический фольклор.
|
Анатолий Лядов родился 11 мая 1855 года в Петербурге.
Вся жизнь Лядова связана с этим городом, с его художественной средой.
Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он рос в артистическом
мире. Отличной школой для него был Мариинский театр, в котором работал
его отец, известный дирижер русской оперы. Весь оперный репертуар театра
был знаком Лядову с детства, а в юные годы он сам нередко участвовал в
спектаклях в качестве статиста. Редкая одаренность Лядова проявлялась не только в его
музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию,
поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся
остроумные, полные юмора стихотворения и рисунки композитора.
|
Вся жизнь Веберна связана с Австрией. И если он
ненадолго покидал ее, то мысленно всегда здесь оставался — в столь
близкой ему культурной среде. Но помимо Вены есть Тироль, откуда вышел
старинный род Вебернов Просторы гор. Незамутненный и холодный, как
кристалл, воздух. Необозримые луга и ослепительно чистый снег Вечный
покой. Это не только родина Веберна — здесь и источник веры его в
гармонию мира. Композитор Крженек сказал об этом так: «…веберновская
музыка наполнена чистым, прозрачным воздухом и гнетущим молчанием горных
вершин…», она часто звучит «как сверхъестественные, жуткие голоса самой
природы...
|
Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тифлисе, как именовалась тогда нынешняя столица Грузии Тбилиси. Правильнее было бы сказать - в пригороде Тифлиса, в районе Коджори. Хачатурян происходил из семьи среднего достатка, жизнь которой протекала в трудной борьбе за существование. Музыка с детства захватила его. И ни школьные занятия в частном пансионе С. Аргутинской, ни шумные ребяческие забавы не способны были отвлечь его от нее.Столь явное увлечение ребенка музыкой не встретило ни с чьей стороны понимания. Родители смотрели на эту склонность сына скептически, наставники в школе - без должной прозорливости.
|
Представителем наиболее радикального течения в музыке своего времени был Арнольд Шенберг. Как создатель современных принципов композиции он стал основателем так называемой новой венской школы. Его отличало благородство мыслей, вкус и чутье в выборе созвучий, характерных и пленительных, суровое и даже холодное мастерство, остроумие и тяга к лаконичности, прямолинейности и ясности рядом с наивно романтическими настроениями.
|
Родители Артура Онеггера — швейцарцы из Цюриха,
юность он провел в Швейцарии, но затем жил во Франции и считал себя
французом. Однако наследственность все же давала о себе знать, и в
творчестве композитора порой проявлялись симпатии и влечение к немецкому
романтическому миру идей и к простодушному
сентиментально-эмоциональному восприятию жизни и природы. Музыке
Онеггера свойственны совсем не вяжущиеся с ясным французским
интеллектуализмом качества — жесткость и даже грубость, но тут же рядом
встречаются чувствительные страницы наивного преклонения перед
божеством, природой и величием подвига.
|
Выдающийся венгерский композитор,
создавший произведения, ставшие классикой XX
века; художник-новатор, существенно обогативший
музыкальный язык; блестящий пианист, который не
только пропагандировал свою музыку, но и дал
редкостно глубокие трактовки фортепианного
творчества великих мастеров прошлого;
ученый-исследователь мирового музыкального
фольклора, собравший уникальные коллекции
народных мелодий Европы, Азии и Африки и
проводивший многолетние научные исследования
песенного творчества народов мира, — таким вошел
в историю мировой культуры Бела Барток.
|
О Бриттене говорят и пишут как о
композиторе-англичанине, первым после Пёрселла, получившем мировое
признание. Прошли столетия после смерти «Британского Орфея», — как
называли Пёрселла, но ни один композитор с туманного Альбиона не
выступил на мировом поприще так ярко, чтобы мир повернулся к нему с
интересом, взволнованностью, с нетерпением ожидая, что нового появится в
его следующем опусе. Таким стал только Бриттен, снискавший в наши дни
мировую славу. Можно сказать, что Англия дождалась его. Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года в семье
зубного врача в Лоустофте (графство Суффолк).
|
Едва появившись на киноэкранах,
Бриджит
Бардо буквально околдовала молодых зрителей.
Девушки носили такие же прически, как у Бриджит, и шили такие же наряды,
а все молодые люди
были влюблены в эту красивую актрису. В сознании своих многочисленных
поклонников она так и осталась олицетворением солнца, моря и секса.
Ее жизнь с самого детства складывалась вполне
благополучно. Бриджит
родилась в богатой буржуазной семье, которая жила в престижном парижском
районе Пасси у девочки рано обнаружились
очень хорошие способности, и она начала заниматься балетом.
|
Это музыкальное оперное направление,
идей-
но близкое экспрессионизму, возникло в Италии в начале 90 гг. XIX в. и
было вдохновлено литературными произведениями Дж. Верга, Л. Капуана и
других писателей-веристов.
Их главный принцип - «обычный человек в сложной ситуации». Случаи из
жизни простых людей, приведшие к трагедии или конфликту.
Музыкальный
фольклоризм
составляют сюжеты опер веристов. В отличие от экспрессионистского
представления о сложности, запутанности и непонятности человеческой
души, личности, поступки и эмоции героев драм веристов ясны
и понятны. Критики веризма утверждали, но герои этих драм скорее
представляли собой некие амплуа, чем реальные характеры.
|
Владимир Яковлевич – это легенда в современной музыке. Шаинским было написано более 300 различных песен, которые впоследствии
стали популярными. Его песни исполняли великие исполнители. Легендарными
стали «А он мне нравится» в исполнении Анны Герман и "Завтра будет
лучше, чем вчера" в исполнении Аиды Ведищевой. Знаменит и «Родительский
дом» в исполнении Льва Лещенко.
|
Лигети работал над оперой «Le Grand Makabre» («Великий Мертвиарх») с 1974 по 1977 год. До этого композитором были написаны диптих «Приключения» для трех певцов и семи инструменталистов (1962, 1962-65) и «Реквием» для солистов, двух хоров и оркестра. Эти три произведения выстраиваются в одну линию в творчестве Лигети, подготавливая и питая одно другое.
|
Ганна Гаврилець – відомий український композитор, педагог, музично-громадський діяч. її ім'я стало популярним уже в 80-і роки XX століття. Зараз – Ганна Гаврилець – представляє сучасну плеяду митців вже XXI століття. Вона стрімко ввійшла у світ Музики, вразивши слухачів кожним своїм твором...
|
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.
|
«Музыка Мийо не объективна, а духовна. Она объединяет
все и всех на основе человеческих чувств. Благодаря ей, все предметы,
растения, животные, сами люди, взятые как индивидуумы, становятся
свидетелями драмы Человека, драмы вечной и неизменной. Такова не только
одна из его пластических поэм, известная под названием „Человек и его
желание"; так могло бы называться все его творчество, рассказывающее о
страдании человека перед лицом невозможности счастья, о его тоске по
недостижимому совершенству и о его стремлении к духовному началу, в
котором все находит свое решение и все делается простым», — написал Поль
Коллер.
|
Попачалу двенадцатитоновость и неоклассицизм казались и слушателям, и музыкальным критикам, и многим композиторам взаимоисключающими художественными течениями. Однако с течением лет приоткрылось глубокое и парадоксальное идейное и звуковое единство двух стилей. Стало очевидно, к примеру, что новаторский метод Шенберга был не столько индивидуальным творческим "произволом", сколько логическим развитием музыкальных принципов позднего романтизма.
|
«Я пишу ту
музыку, какая выливается из моей души, а не подсказанную другими. Это мой
большой недостаток, недостаток и великих композиторов — Беллини и Вагнера, и
поэтому я не слишком беспокоюсь о том, чтобы писать иначе, да и не мог бы этого
сделать». Эти
слова принадлежат Джакомо Пуччини, крупнейшему итальянскому композитору, чье
имя ныне по праву стоит в одном ряду с именами его великих соотечественников —
Россини и Верди, Беллини и Доницетти, художнику, внесшему весомый вклад в
развитие мирового оперного театра. Они принадлежат Мастеру, творческая
индивидуальность которого была неповторима и в плане музыкального языка, и в
плане сюжетов его опер, главными героями которых являются маленькие люди, которыми движут большие страсти.
|
«Леди Джаз,
украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но
нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее
музыкальное общество. Джордж Гершвин совершил это чудо. Он смело одел эту
крайне независимую и современную леди в классические одежды концерта. Однако нисколько не уменьшил ее очарования. Он - принц, который взял Золушку за руку и открыто
провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство ее завистливых
сестер», - так сказал о своем соотечественнике американский дирижер Уолтер
Дамрош.
|
Родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович 25 сентября 1906 года. Отец его, Дмитрий Болеславович, - инженер-химик, сотрудник Менделеева, был большим любителем музыки. Обладатель мягкого, приятного баритона, он с тонким вкусом исполнял романсы и народные песни, выступая на домашних вечерах. Любовь к пению, музыке перешла к нему от отца - Болеслава Шостаковича - профессионального революционера, сосланного царским правительством на вечное поселение в Сибирь.
|
Шостакович - автор пятнадцати симфоний. Значение этого жанра очень велико в его творчестве. Если для Прокофьева, при всем разнообразии его творческих устремлений, самым важным,
пожалуй, является музыкальный театр, а прокофьевская инструментальная музыка тесно связана с его оперными и балетными
образами, то для Шостаковича, напротив, самым характерным,
определяющим жанром является симфония.
|
Писать об Игоре
Стравинском легко. Почти всё его композиторское наследие издано, исполнено и
записано. Оно составляет в Сводном каталоге грамзаписей классической музыки, ежегодно издающемся на Западе объемом около
3000 страниц, шесть страниц большого формата мельчайшим шрифтом в три колонки. Опубликовано множество воспоминаний самого композитора и материалов о нем
(«Хроника моей жизни», «Диалоги», эпистолярное наследие, масса интервью). Писать об Игоре Стравинском трудно. Эта трудность заключается в
необычайной широте интересов композитора, огромном разнообразии его творческого
наследия, и проблема не столько в том, чтобы этот материал раздобыть, сколько в
том, чтобы в нем не утонуть.
|
К тому времени, когда Имре появился на свет 24 октября
1882 года в курортном местечке Шиофок на берегу Балатона, крупнейшего озера
Венгрии, в семье Кальманов было уже двое детей: Бела и Вилма. В первые годы жизни
Имре семья не знала забот. Отец его был добропорядочным буржуа, жили они хоть и
небогато, но вполне прилично, держали прислугу и кухарку. Четырехлетний Имре поклонялся „храму искусств», выросшему по соседству.
Если он находился не в театре, то, значит, его можно было найти дома, в
музыкальной комнате.
|
Голливудская
звезда Ингрид Бергман в сопровождении своего мужа, доктора Петера Линдстрома,
вышла из маленького кинотеатра, где они в весенний вечер 1948 года смотрели новый
итальянский фильм «Рим – открытый город». На глазах актрисы стояли слезы. Настолько ее тронули реализм и простота этого фильма!
Ее глаза быстро скользнули по афише и остановились на последней строчке - Роберто
Росселлини. Ингрид хотелось как можно больше узнать об итальянском
режиссере, но никто из ее друзей ничего о нем не слышал. Иностранные фильмы не
пользовались популярностью в Америке и оказывались в маленьких кинотеатрах для
эмигрантов. Как-то
Ингрид шла по Бродвею и снова увидела имя Росселини на афише кинотеатра.
|
Однажды, в 1932 году, в Мюзик-холл к дирижеру Дунаевскому пришел представитель кинофабрики «Советская Бєларусь». Композитора пригласили принять участие в создании звукового фильма «Первый взвод». Предложение кинофабрики живо заинтересовало Дунаевского, и он его принял. Так началась работа Исаака Осиповича в кино. Всего он написал музыку к 28 фильмам. Благодаря счастливому союзу с кинематографом музыка Дунаевского быстро завоевала популярность. И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
|
На фоне музыкальной жизни нашего века музыка Карла Орфа
звучит необычно. Ее не возносят на щит за приверженность традициям и не
обстреливают за отсутствие авангардистских крайностей. В ней заложено редкое
качество - она проста той благородной простотой, которая покоряет любую
аудиторию. Книги о композиторе скупы биографическими данными. Сам Орф считал,
что обстоятельства и подробности его личной жизни не могут представлять
никакого интереса для исследователей, а человеческие качества автора музыки
вообще нисколько не помогают понять его произведения.Карл Орф родился 10 июля 1895 года в семье офицера в Баварии. Уроженец
Мюнхена, Орф там же учился в Академии музыкального искусства.
|
Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в
предместье Парижа Сен-Жермен Его родители — мелкие буржуа — любили
музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства.
Случайные музыкальные впечатления раннего детства мало способствовали
художественному развитию будущего композитора. Самыми яркими из них были
редкие посещения оперы. Лишь с девяти лет Дебюсси начал обучаться игре
на фортепиано. По настоянию близкой их семье пианистки, распознавшей
незаурядные способности Клода, родители отдали его в 1873 году в
Парижскую консерваторию. Усердные занятия первых лет приносили Дебюсси
ежегодные премии по сольфеджио.
|
Единственной из модельеров Шанель удалось создать не
моду, а свой неповторимый стиль. Она произвела революцию в облике
женщины XX века. Сняв с неё корсет, освободив тело, она раскрепостила
душу и сознание. Явив в своём лице свободную, независимую женщину,
Шанель подарила слабому полу ощущение собственной значимости, красоту
свободы и независимости. Она всегда плыла против течения, жила,
поступала, добивалась триумфов вопреки, разрушая традиции, прокладывая
новые пути. Эта Великая Мадемуазель стала подлинным новатором, гением
моды.
|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 4 Гостей: 4 Пользователей: 0 |
|