Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано - это самые легкие и подвижные голоса. Их условные обозначения К и Л-К. Диапазон К: — до первой октавы — соль-диез третьей. Диапазон Л-К: до первой октавы - ми третьей. Нижняя квинта диапазона выразительна на пиано, а на форте здесь голос звучать не может. Рабочая середина — ми, фа первой октавы — фа, соль-диез второй.
Оба типа можно назвать обладателями самых блестящих верхов, которые звучат чуть теплее у Л-К. Они легко справляются со всеми видами украшений, но для колоратуры это заложено в большей степени природой, а для Л-К имеет значение выучка. Этим голосам поручают образы молодых героинь, жизнерадостных, лукаво-шаловливых, они могут выражать и беспристрастие, холод и даже жестокость. Драматические краски этим голосам почти не доступны: горе, страдание, жестокость они выражают лирическими средствами.
- Шемаханская царица—Римский-Корсаков «Золотой петушок» (К);
- Антонида — Глинка «Иван Сусанин» (Л-К);
- Царевна-лебедь — Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (Л-К);
- Оксана — Римский-Корсаков «Ночь перед Рождеством»;
- Шахсенем — Глиэр «Шахсенем»;
- Людмила — Глинка «Руслан и Людмила» (Л-К);
- Люба Шевцова — Мейтус «Молодая гвардия».
Для этих голосов написано много романсов, в том числе «Здесь хорошо» Рахманинова, «Соловей» Алябьева, «Сказки венского леса» Штрауса, «Взрыв смеха» Обера, а также концертные вокализы Рахманинова, Глиэра, Ракова.
Постарайтесь услышать голос Милицы Корьюс. Он звучит во фрагменте из довоенного черно-белого фильма «Большой вальс». Антонина Васильевна Нежданова обладала школой, которая позволила ей звучать на сцене в концерте и в 83 года. Галина Васильевна Олейниченко ныне преподает в РАМ имени Гнесиных, одна из ее лучших учениц последних лет — Ирина Самойлова. Раиса Васильевна Котова, обладательница редчайшего голоса — контральто. Она преподавала некоторое время в ГМПИ имени Ипполи-ова-Иванова. Однако не всегда партии колоратурного сопрано будут звучать в исполнении этого типа голоса. Например, Виолетту исполняет Тереза Стратас, обладательница лирико-драматического сопрано, что в точности соответствует замыслу композитора.
Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.
OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.
Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!
По материалам: Бараш А.Б. Поэма о человеческом голосе. – М.: Композитор, 2005.