Добавить компанию




ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ БАРОККО
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО XIX века
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ХХ-XXI веков

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ » КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ




Культура Ренессанса

Просмотров: 13544 | Рейтинг: 0.0/0 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

Ренессанс (от франц. Renaissance, итал. Rinassimento – возрождение) - эпоха с XIV по XVI вв. в истории европейской культуры. Ренессанс в католическом мире Термин Ренессанс или Возрождение был введен в середине XVI в. итальянским художником и историком искусства Джорджо Вазари. В своем фундаментальном труде "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих” (1556) он противопоставил два стиля – средневековый, "варварский”, не имевший представлений об истинной красоте, и новый, возникший на основе обращения к античным образцам художественного совершенства и фактически возродивший их.

В середине XIX в. швейцарский историк искусства Я. Буркхардт (1818 – 1897) в своих исследованиях отделил Ренессанс не только от предшествовавшей ему средневековой культуры, но и от пришедшего ему на смену стиля Барокко. Таким образом, ренессансная культура была достаточно отчетливо локализована в социальном пространстве и времени. Она предстала как исторический симбиоз трех начал – античного, средневеково-христианского и ренессансно-секулярного. Слившись воедино, они породили выразительный культурный стиль. Греко-римский натурализм вместе с христианским спиритуализмом оказались подчинены стремлению художников искать высшую красоту не на небесах, а на земле.

Ренессансная культура вполне определенно локализовалась не только в историческом времени, но и в социальном пространстве. Ее центром стала Италия, где Возрождение прошло несколько этапов.

1. Первый период, XIII век - "треченто” или Проторенессанс (букв."Предренессанс”). В литературе его наиболее ярко представил Данте Алигьери (1265 - 1321), а в живописи художник Джотто (1266-1337), попытавшийся в своих фресках отойти от канонов средневекового христианского символизма. Живописец ввел в изобразительное пространство элементы пейзажа и повседневного интерьера, а также некоторые предметы быта. Он стал воспроизводить трехмерность физического пространства и пытался придавать человеческим телам анатомически достоверные пропорции.

2. Второй период, XIV век - "кватроченто” или раннее Возрождение. В эту эпоху творили такие живописцы как Мазаччо, Донателло, Ботичелли, Липпи и др. На ее протяжении художники достигли высокого мастерства в натуралистическом и вместе с тем одухотворенном воссоздании окружающего мира и человеческого тела.

3. Третий период, век XV век - "чинквеченто”. Он вобрал в себя два этапа – высокое и позднее Возрождение. На его протяжении создавали свои шедевры крупнейшие итальянские мастера Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Джорджоне и др. Они находили нетрадиционные художественно-эстетические средства для выражения новых представлений о человеке и о его месте в мироздании.

Средневековые каноны христианского символизма казались им слишком тесными для решения новых художественных задач. И на помощь была призвана греко-римская античность, которая, подобно сказочной птице Феникс, сгоравшей и восстававшей из пепла, также возродилась из пепла забвения в творчестве ренессансных скульпторов и живописцев. В этом и состоял смысл понятия "возрождение”, предполагающего античную культурную основу, восстановление и актуализацию ее эстетических норм в новых социально-истороических условиях.

В Италии XIV – XVI вв., где классическая древность была "у себя дома”, произошла не просто реставрация античного классического стиля, но его творческая асcимиляция и новаторская трансформация. Если в Древней Греции и Риме искусство опиралось преимущественно на мифологию, то теперь все активнее использовались достижения естествознания, неуклонно расширявшего кругозор человека. Так, знания, связанные с разработкой проблем оптики, оказывали прямое воздействие на разработку концепций перспективы и композиции, на технику воссоздания реальности живописными средствами. Леонардо называл человеческий глаз "окном души”, а живопись сравнивал с миром, увиденным через окно.

Художники Возрождения, восстановив оборвавшуюся связь времен, продвинулись гораздо дальше древних мастеров. Возродив искусство точной передачи анатомических особенностей человеческого тела, они пытались изображать его не просто как материальную предметность, но как одухотворенное вместилище тончайшей, сверхфизической субстанции.

Века господства христианского символизма не прошли бесследно для европейского культурного сознания. Прошедшее школу платонизма и христианства, оно сообщало художникам убежденность, что кроме физической реальности существует еще и реальность метафизическая и что последнюю нельзя узреть земными очами. Вместе с тем, было известно, что метафизические реалии можно сделать предметом умственного созерцания, если их обозначить словом, знаком, изображением. Так возникали культурные символы, состоявшие из двух компонентов, один из которых, смысловой, был как бы погружен в метафизическую реальность и потому невидим, а второй выступал доступным для непосредственного, чувственного восприятия. Это придавало одухотворенный характер натуралистически выполненным образам. Получалось, что живопись и скульптура Ренессанса обязаны своей возвышенной духовностью не только обращению к античным традициям, но и генетическим связям с средневековым прошлым, с основополагающими канонами христианской культуры. Иными словами, мастера Возрождения никогда не забывали, что человек сотворен "по образу и подобию Божиему”, что в физическом мире нет ничего, что могло бы соперничать с красотой его тела и духа.

Ренессанс — переходная и потому чрезвычайно противоречивая эпоха, когда в европейском культурном сознании начал происходить целый ряд радикальных социокультурных метаморфоз. Суть последних точно обозначил Ф. Ницше. Этот ярый антихристианин увидел в нем первую победу тех начал, которым сам служил: «Понимают ли в конце концов, хотят ли понять, чем был ренессанс? Переоценкой христианских ценностей, попыткой, предпринятой со всеми средствами, со всеми инстинктами, со всем гением, доставить победу противоположным ценностям…» (Ницше Ф. Антихрист. СПб., 1907. С. 151).

Во-первых, стала изменяться модель мироздания: средневековая картина конечной Вселенной, сотворенной Богом, начала вытесняться умозрительной моделью бесконечного Космоса. Возникла идея самодвижения космической материи, в результате чего исчезла необходимость считать Бога перводвигателем и первоисточником миропорядка. Традиционный образ космического и социального порядка, подчиненного Верховному Судье и Миродержцу, сменилась картиной Вселенной как темной бездны, служащей грандиозным вместилищем небесных тел.

Во-вторых, начала происходить смена моделей культуры, в результате чего человек поставил себя в центр мироздания, т. е. теоцентризм начал уступать место антропоцентризму. Человек стал предпринимать попытки присвоить себе функции хозяина в огромной вселенской мастерской. Вместе с «обезбоживанием», «разволшебствлением» (М. Вебер) мира происходила рационализация мышления, когда уже не вере, а разуму («рацио») стала отводиться роль главного средства, позволяющего человеку ориентироваться среди смыслов, норм и ценностей окружающей действительности.

Традиционные теологемы постепенно вытеснялись естественнонаучными знаниями, возрастал авторитет науки, а с ним и интерес к возможностям эмпирического, экспериментального познания. Для секуляризованного рассудка Священное Писание стало утрачивать значительную долю своего прежнего авторитета.

В-третьих, все активнее стал заявлять о себе новый социокультурный тип личности, обладающей явно выраженными трансгрессивными наклонностями, рвущейся к неизведанному и запретному, страстно жаждущей самореализации и самоутверждения Ренессансный человек — отважный честолюбец и авантюрист, рассчитывающий только на себя и на фортуну. Он - новатор, исследователь, мореплаватель, землепроходец, обнаруживающий необычайную энергию и изобретательность. Вместо христианского смирения он демонстрирует неодолимую гордыню, а вместо самоотверженного и преданного служения Богу — дерзкие порывы к освоению и покорению внешнего мира. Регулярным христианским размышлениям о смерти он предпочитает жизнелюбие во всех его видах, а смысл жизни видит не в исполнении заповедей Христа, а в самоутверждении своего «я».

В-четвертых, резко раздвинулось социальное пространство свободы. Развитию товарно-денежных отношений сопутствовал начавшийся распад феодальных структур, и прежде всего системы замкнутых натуральных хозяйств.

У индивидов стали появляться все более широкие возможности для социального самоопределения, выбора занятий, профессий и т. д. Антропологически ориентированная ренессансная, а затем и постренессансная философско-этическая мысль обнаружила острый интерес к тому, что имеет субструктурный характер, т. е. находится «под» структурами человеческого сознания. Если это моральное сознание личности, то в его глубинах, скрытых от чьего бы то ни было взора, должны присутствовать формообразования, не связанные с сакральным миром и оказывающие причинное воздействие на поведение человека. Интерес к глубинным изысканиям приводит к тому, что индивидуальное «я», берущееся в его обособленности от трансцендентной реальности, становится главным предметом внимания для философов, писателей, поэтов, художников. Западная культура как бы «проваливается» в человека, погружается в глубины разверзшейся перед ее испытующим взором субъективной реальности.

Мысль о том, что человеческое сознание представляет собой абсолютную реальность, пребывающуюся в основании всего сущего, все прочнее утверждается в европейской философии и принимает вид антроподицеи.

Ренессансный антропоцентризм опирался на следующие постулаты: 1) человек совершенен, явлется «красой Вселенной, венцом всего живущего»; 2) поскольку человек совершенен, ему следует все свои силы направить на освоение, преобразование, совершенствование внешнего мира; 3) беспредельные возможности человека как единственного во Вселенной разумного существа и бесконечные возможности совершенствования мира открывают перспективу бесконечного прогресса.
Ренессанс восстановил в правах тезис древнегреческого философа Протагора о человеке как мере всех вещей. Вместе с тем антропоцентризм не замедлил обнаружить свою двойственность: он нес в себе, наряду с апологией человеческого достоинства и свободы, зерна имморализма. Обнаружив в себе духовные резервы, пребывавшие дотоле в невостребованном виде, человек увидел себя в роли творца истории и преобразователя мира. Его не слишком прельщала открывшаяся вместе с невиданной дотоле духовной свободой возможность творить из себя нравственно совершенное существо. Сознавая себя не частицей мироздания, обязанной существовать по его законам, а хозяином, который никому не подотчетен, он как бы забыл о своем свойстве постоянно увлекаться и нарушать меру. Обуреваемый интеллектуальной гордыней, он стал именовать доблестью высокомерное пренебрежение высшими, абсолютными запретами и тем самым обусловил последующий кризис ренессансного сознания и ренессансной культуры.
Северное Возрождение.

XVI век в художественной жизни Нидерландов и Германии, получил название Северного Возрождения. Всплеск художественной жизни, заявивший о себе к северу от Италии почти на сто лет позднее, чем на берегах Средиземного моря, был там прочно связан с традициями христианского символизма и средневековой готики. Искусство, не знавшее там античной основы, было далеко от классических канонов и отводило значительное место экспрессивно-натуралистическим формам. Нидерландских художников Ван Эйка, Мемлинга, Питера Брейгеля Старшего, Босха, немецкого живописца Дюрера в гораздо мпеньшей степени, чем итальянских мастеров, вдохновляла красота обнаженного человеческого тела. Изображавшиеся ими лица и фигуры далеко не всегда отвечали критериям армонии и совершенства. Художники зачастую пренебрегали даже элементарными требованиями анатомической достоверности.

Внимание северных мастеров привлекали сцены повседневного человеческого существования. При этом они умели придавать им глубокий метафизический смысл, что заставила позднейших исследователей назвать их стиль "магическим реализмом”.

Хотите сделать рекламу вашего музыкального коллектива или пригласить больше людей на концерт? Вам поможет доска объявлений сландо. Самые лучшие и интересные  объявления из рук в руки


Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Культура Ренессанса" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2010-10-12


Теги: история культуры, Ренессанс

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0