В XX в. мировая художественная культура пополнилась новым видом искусства — появился кинематограф, или кино. Рождение этого искусства было непосредственно связано с развитием науки и техники, и произошло оно в самом конце XIX в. Точнее, тогда родилось не само искусство, а его техническая основа - стало возможным воспроизводить движущееся фотографическое изображение на плоскости экрана.
Прошло время, прежде чем техническое изобретение стало искусством, у которого появился свой язык, свои выразительные возможности, свои выдающиеся произведения.
Во второй трети XIX в. Европа имела уже достаточно высокий уровень развития техники: были построены железные дороги, широко использовались паровые машины, установленные на кораблях, на ткацких и прядильных фабриках, столицы освещались газовыми фонарями.
Исследования ученых активно шли в самых различных областях, техника продолжала быстро развиваться, даже заговорили о неограниченных возможностях прогресса, который поможет человеку овладеть силами природы.
Бельгийский ученый Жозеф Плато исследовал способности человеческого глаза сохранять изображение предмета тогда, когда глаз уже непосредственно не воспринимает этот предмет. Такое явление названо персистенцией. Оно было замечено еще учеными древности: Птолемей описывал его во II в., упоминал его и Аристотель.
В конце 1832 г. Плато создал аппарат, в основе которого было рассматривание рисунков через вертящийся диск — фенакистископ.
На одной стороне диска по кругу были изображения — одна и та же фигурка в разных позах. Ближе к центру были сделаны прорези, также расположенные по кругу. Когда диск вращался вокруг оси перед зеркалом, то смотрящий через прорези видел в зеркале не отдельные фигурки, а одну, но совершающую определенные, свойственные ей движения. Оптический обман основывался на том, что перед глазами зрителя последовательно возникали через очень короткое время несколько изображений одного и того же предмета. Эти изображения сливались на сетчатке глаза, и человеку казалось, что он видит один предмет, который менял форму и положение.
Одновременно похожий аппарат изобрел в Германии Симон фон Штампфер. Он назвал его стробоскопом. В 1934 г. английский математик Уильям Джордж Хориер сконструировал зоотроп, представлявший собой очередную модификацию аппарата Плато, но рисунки в нем были нарисованы на ленте из тонкого картона. Это был уже прототип современной кинопленки.
Достаточно быстро возникла и идея спроецировать изображение на экран. Первым это сделал артиллерийский офицер барон фон Ухациус, соотечественник Штампфера.
Параллельно с этими опытами развивалась техника фотографии. Ее предшественница, 'дагерротипия, названная так по имени своего изобретателя Жаиа-Мандэ Дагерра, стала известна широкой публике в 1839 г. Однако создание дагерротипов в то время было делом непростым: время выдержки для получения единственного снимка первоначально составляло полчаса.
Развитие техники фотографии привело к возможности делать моментальные снимки (около 1860 г.). И если ранее нужно было, чтобы объект съемки некоторое время сохранял неподвижность, то теперь можно было снимать жизнь в движении.
В 1888 г. был выпущен в продажу фотоаппарат «Кодак».
Первый «Кодак» был снабжен объективом, который давал возможность получать резкие изображения на расстоянии начиная от 1 м до бесконечности. Катушка негативной бумаги позволяла сделать без перезарядки до 100 снимков. Вскоре бумагу стали заменять целлулоидом.
Появление катушек «Кодак» позволило Жюлю Марэ в 1889 г. создать пленочный хронофотограф, имевший все характерные признаки киноаппарата. Это был фотографический аппарат, снабженный обтюратором в форме диска с окошечками, который приводился в движение ручкой. Пленка в нем двигалась скачками, останавливаясь несколько раз в секунду, для того чтобы можно было сделать снимок. Но Марэ довольствовался только лабораторным применением своего аппарата и не стремился его усовершенствовать для продажи и производства.
С 1880 по 1890 гг. было много изобретателей, которые обратились к хронофотографии, а также к использованию броможелатинового процесса.
В октябре 1888 г. Эмиль Рейно продемонстрировал новый аппарат, названный им оптическим театром. Рейно первым использовал для проецирования гибкую ленту с отверстиями и раньше Эдисона применил перфорации к движущимся картинкам. Таким образом во Франции Ж. Марэ создал съемочный аппарат, а Э. Рейно -аппарат, с помощью которого можно было показывать спектакли движущихся картин в течение нескольких минут. Но они не достигли еще возможности полного восстановления движения с помощью фотографической пленки. Эту проблему решил Томас Эдисон, который уже прославился тем, что изобрел фонограф — прибор для записи звука, а также лампочку накаливания.
Эдисон пытался сделать прибор для записи изображения. Им был сконструирован первый экспериментальный аппарат, который можно было назвать оптическим фонографом. Вместе со своим сотрудником Диксоном Элтон начал проводить опыты по созданию движущейся фотографий. Изобретатели придумали, как расположить перфорационные отверстия на ленте. Диксон расположил отверстия по обеим сторонам пленки но 4 пары на кадр.
Таким образом, была создана кинематографическая перфорированная пленка в такой форме, которую она сохранила до наших дней. Это было колоссальным прогрессом в изобретении движущейся фотографии, сделанным в лаборатории Эдисона.
Однако изображение было недостаточно качественным, и прибор требовал дальнейшей доработки. В итоге был спроектирован кинетоскоп — аппарат с окуляром, через который фильм смотрели как изображение в стереоскопе.
Тоскуете по славным временам своей юности, когда вместе с друзьями слушали ABBA, Bony M, Modern Talking и The Beatles и танцевали под звездные ритмы британского бита и диско? Однако не думайте, что времена старого доброго винила безвозвратно ушли в прошлое. В магазине виниловых пластинок в центре Москвы вы отправитесь назад в прошлое и найдете оригинальные диски своих любимых исполнителей. Все кумиры прошлого ждут вас с нетерпением!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Рождение кинематографа (1895-1908 гг.)"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.