Добавить компанию




ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ БАРОККО
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ЭПОХИ КЛАССИЦИЗМА
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО XIX века
КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ХХ-XXI веков

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ » КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ




Культура Византии

Просмотров: 7775 | Рейтинг: 3.0/2 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

Византия возникла в IV в. на основе отделившейся от Римской (Западной) империи ее родственной Восточной части. Непосредственным поводом для ее образования явилась политическая акция римского императора Константина (306 – 337) по переносу столицы империи в город Византий, существовавший на границе Европы и Азии и переименованный в Константинополь.

Согласно преданию, поначалу у Константина существовало намерение создать новую столицу на месте древнего города Илиона, вокруг которого много веков тому назад разворачивались события Троянской войны. Но, как гласит то же предание, Господом было указано другое место, не имевшее прочной привязанности к языческому прошлому. Жители Византии называли себя ромеями, а свою цивилизацию – ромейской. Последняя являла собой причудливое соединение элементов эллинистической и христианской культур. Византия просуществовала 1229 лет, с момента возникновения в 325 г. и до взятия Константинополя турками в 1453 г. В Византии утвердилась и получила развитие самостоятельная социокультурная версия христианского вероучения, получившая название православия.

Первоначальное византийское православие разошлось с католицизмом по следующим вопросам: 1) отрицался приоритет папы римского по отношению к епископам, пребывающим за пределами юрисдикции Рима; 2) отрицалось догматическое положение, признавашее полноту Церкви Христовой только за римско-католической церковью; 3) полноценной Церковью считалась любая поместная церковь, сохраняющая традицию апостольского преемства и чистоту христианской веры; 4) культивировались начала соборности, в соответствии с которыми дары Святого Духа распространяются на всех членов церкви и др.

Византия явилась родиной крестово-купольного храма, который впоследствии стал главной архитектурной формой православных соборов на Руси, воспринявшей православие от Византии. Основной особенностью византийского храмового искусства с его единством архитектурных, скульптурных, живописных, музыкально-песенных форм был спиритуализм как подчиненность всего материального духовно-возвышенному, земного – небесному, человеческого – Божественному, мирского – сакральному. Утверждению спиритуализма сопутствовало появление глубоких богословских трудов, развивавших и обосновывавших его различные содержательные аспекты.

Значительную роль в этом обосновании сыграл византийский мыслитель-мистик Симеон Новый Богослов (949 — 1022), создатель христианской эстетики света. Центральным пунктом его богословского учения была идея личного духовно-религиозного опыта и внутренней молитвы как главного пути, ведущего к его обретению, развитию и углублению. Он выступал против засилья ритуально-обрядового формализма, который господствовал в официальном византийском христианстве. Для него на первом месте стояла духовная практика личного богопознания, немыслимая, как он полагал, без страстной любви к Богу, без слезных молитв, без переживаний духовных радостей и возвышенных экстазов, охватывающих душу и разум.

Личная встреча с Богом описывается Симеоном как харизматический акт явления божественного света: «Бог есть свет, и те, кого Он делает достойным увидеть Его, видят Его как свет; те, кто принимают Его, принимают Его как свет. Ибо свет Его славы идет дальше Его лица и невозможно, чтобы Он появился как-либо иначе, чем свет. Те, кто не видел этого света, еще не получили благодати, ибо получая благодать, человек получает божественный свет и Самого Бога». Согласно Симеону, истинная практика христианского богопочитания обнаруживает себя тем, что изменяет жизнь людей, очищает их помыслы и поступки от всего недостойного. Важную роль в развитии православного спиритуализма сыграл исихазм (от греч. hesychia — отрешенность, покой, молчание) - мистическое учение, создателем которого был византийский мыслитель-богослов Григорий Палама (1296 — 1359). Его перу принадлежит труд «Триады в защиту святых исихеев». В центре доктрины исихазма находится учение об единстве человека и Бога. Поскольку Бог по своей сути непостижим для человеческого разума, то восприятию и разумению людей доступен не Сам Бог, а лишь отдельные проявления божественной сущности. Но бывают обстоятельства, при которых человеку становится доступно непосредственное богопознание. Для этого необходимо особое состояние духа — внутренний покой, свобода от страстей, молитвенная сосредоточенность, позволяющие от всего сердца просить Бога: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». В результате человек может войти в такое состояние духа, что перед ним засияет божественный свет. Это и будет свидетельство того, что «Иисусова молитва» услышана Богом. Божественный свет такого рода видели апостолы в момент преображения Иисуса.

Значительным событием в духовной жизни Григория Паламы стала продолжительная дискуссия с православным монахом Варлаамом из Южной Италии, который отвергал исихазм, считая, что непосредственного общения верующего с Богом не может быть, что Бог обнаруживает себя только косвенно, опосредованно, через свои творения. Григорий Палама, напротив, считал несостоятельной позицию подобного апофатизма, предписывающего относиться к Богу исключительно как к непостижимому Первоначалу, недоступному для общения. Невозможное для разума (видеть в сияющем свете Бога и разговаривать с ним) становится доступным через молитву и таинства. Недоступный в своей сути, Бог открывается человеку в своих энергиях, в своей благодати, нисходящей на людей.

Григорий был обвинен в том, что удвоил Бога, создав образ Бога сущности и образ Бога энергий. Но эти контрдоводы не были убедительны, поскольку Палама однозначно утверждал, что проявления сути неотрывны от самого Бога. Если Восточная православная Церковь приняла исихазм Паламы и включила его в состав своей богословской доктрины, то Западная церковь отвергла его. Расхождение позиций в этом вопросе стало одним из пунктов разногласий между католичеством и православием.

Исихазм оказал значительное влияние на искусство Восточной Европы, в то числе на древнерусскую живопись и литературу. В центре исихастской эстетики – учение о Боге-Творце, наделившего человека даром творчества, каким не обладает никакое другое живое существо. «Мы только одним из всех созданий, - писал Григорий Палама, -- имеем, кроме ума и рассудка, еще и чувства, То, что естественно соединено с рассудком, открывает разнообразное множество искусств, наук и знаний: земледелие, строительство домов, творчество вещей из ничего, - разумеется, не из совершенного небытия, ибо это уже дело Божие, - но все остальное дано людям». Человек, в отличие от Бога, творит не самопроизвольно, а в напряженном труде, истощая свои силы, переживая сладостные муки творчества.

Без Божьей помощи он не может рассчитывать на творческое вдохновение. Именно Бог открывает перед человеком путь богосозерцания и позволяет ему создавать художественные ценности, отвечающие самым высоким эстетическим требованиям. Под заметным воздействием идей исихазма в Византии получила широкое распространение иконопись - живопись, изображающая сакральную реальность, сцены Священного Писания, события Священного Предания. Иконы входили необходимой составной частью в культовое убранство православных храмов, являлись принадлежностью домашнего быта верующих. Ромеи не отождествляли их с картинами, поскольку они имели не художественно-эстетическое, а сакральное предназначение, выражали в живописных, созерцаемых формах неземной мир, невидимый, а только лишь умопостигаемый высший идеал, восходящий к абсолютному н первоначалу бытия – Богу.

В живописном пространстве византийской иконы отсутствовало третье измерение, т. е. не было ни перспективы, ни светотеневой моделировки. Вместо этого господствовало рассеянное освещение, означающее трансцендентный мир пребывания вечных сущностей. Здесь же была представлена так называемая обратная перспектива, благодаря которой близлежащие фигуры и предметы были по размерам меньше тех, которые находились в отдалении. Невозможная в реальном, физическом мире, обратная перспектива знаменовала собой мир сверхфизический, ирреальный, сакральный. Человеческие фигуры изображались с намеренным искажением стандартных анатомических пророрций. Это также делалось для того, чтобы доказать, что они "не от мира сего”. Важную роль играла символика цветов. Так, золотой фон означал неземную, божественную бесконечность, белый символизировал святость, красный – героизм и подвижничество, зеленый – дух юности, бурый – безобразие и низменность. Особое место в византийской иконописи занимали изображения Христа. Поначалу Христос чаще всего изображался рядом с людьми. Позднее Его стали изображать уже отдельно, сидящим на возвышении. Вокруг Его головы появился нимб как символ святости, выделяющий Его из окружения.

В храмах утвердились изображения Христа-Вседержителя (Пантократора) — Владыки мира. В отдельных случаях Он предстает в виде огромной фигуры, изображенной на внутренней поверхности купола и как бы парящей над храмовым пространством. На Него нельзя смотреть иначе, чем снизу вверх, запрокинув голову, и ощущая при этом контраст между своей малостью и величием Христа. В храмах создавадись алтари из икон, составляющие евангелические сюиты, изображающие разные эпизоды из жизни Христа. Наиболее распространенные иконописные сюжеты — это события начала и конца земной жизни Христа, т. е. младенчество и крестные муки (крестный путь, распятие, снятие с креста, положение во гроб, оплакивание и др.). С иконописью связано неординарное явление в истории византийской культуры, получившее название иконоборчества (VIII – IX вв.). Этим понятием обозначалось характерное умонастроение, заставлявшее богословов и простых прихожан выступать против сакральной живописи как таковой.

Когда в Византийской империи среди ряда церковных деятелей и богословов обнаружились иконоборческие настроения, то их смысл сводился к утверждениям, что запредельный, божественный мир недоступен человеческому созерцанию и потому не подлежит изображению посредством красок. Красочные изображения Бога недопустимы, поскольку Бог есть Дух невидимый. Возражения вызывали и изображения людей. Поскольку человеческая плоть греховна, то она не должна служить предметом изображения для христиан. Кроме того, если созерцание храмовой живописи рождает чувственное удовольствие, то оно тем самым препятствует возвышенному религиозному настрою верующих. Сказывалась географическая близость арабского Востока, не признающего изобразительного элемента в религиозном искусстве. Иконоборческие настроения в Византии доходили временами до того, что солдаты начинали рубить иконы мечами.

В такие периоды византийское христианство оказывалось довольно близко к тому, чтобы пойти по стопам иудаизма и мусульманства и ограничить живописное творчество одной орнаменталистикой. Но полной победе иконоборческих настроений в Византии воспрепятствовала идущая от эллинистической культуры давняя и прочная традиция почитания зримых божественных образов, а также доводы авторитетных богословов, утверждавших, что Бог явил Себя миру в зримом облике Своего Сына Иисуса Христа и тем самым вовзможность создавать зримые образы открылась и перед людьми. Искусство можно рассматривать как окно в мир божественнной сверхреальности. Оно пробуждает и укрепляет любовь к Богу, усиливает воздействие религиозных идей и ведет чечловека через врата эстетического созерцания к абсолютам Истины, Добра и Красоты.

В результате сложилась антиномичная ситуация, в которой столкнулись тезис ("живопись препятствует любви к Богу”) и антитезис ("живопись способствует любви к Богу”). На творческом уровне выходом из этой затруднительной религиозно-эстетической коллизии стало использование особых художественных форм символического характера, позволивших религиозному искусству возвыситься над земной реальностью, отдалиться от нее, сохранив при этом способность воздействовать на человеческие чувства. Символическая религиозная иконопись оказалась способной возносить зрительское восприятие в высший, сверхфизический мир, не похожий на земной, где нет ни времени, ни перспективы, ни светотени, а царят лишь одни божественные первосущности. В социально-историческом плане продолжительная борьба между византийскими иконопочитателями и иконоборцами завершилась полной победой первых.

Джоконда - багетная мастерская и примеры работ ее мастеров понравятся даже самым требовательным клиентам. Мы делаем
рамы для картин на заказ, обрамление картин, вставляем фото в багетную рамку


Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Культура Византии" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2010-10-12


Теги: СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА, Византия

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0