Из всех средневековых смычковых струнных инструментов виола ( viele )— самый
благородный и самый сложный для исполнителя. По описанию доминиканского
монаха Жерома Моравского, в XIII в. на виоле было пять струн, однако на
более ранних миниатюрах представлены и трех-, и четырехструнные
инструменты (рис. 12 и 23, 23а). При этом струны натягиваются как на
«конек», так и прямо на деку. Судя по описаниям, звучала виола не
громко, но очень мелодично.
Интересна скульптура с фасада Дома музыкантов, на ней представлен в
натуральную величину музыкант (рис. 24), который играет на трехструнной
виоле. Поскольку струны натянуты в одной плоскости, смычок, извлекая
звук из одной струны, мог задевать и остальные. Особого внимания
заслуживает «модернизированная» для середины ХШ в. форма смычка.
К середине XIV в. во Франции форма виолы приближается к современной
гитарной, что, вероятно, облегчало игру на ней с помощью смычка (рис.
25).
В XV в. появляются виолы больших размеров — виолы де гамба. Играли
на них зажав инструмент между колен. К концу пятнадцатого столетия
виола де гамба становится семиструнной. Позднее виолу де гамба сменит
виолончель. Все виды виол были очень широко распространены в
средневековой Франции, игра на них сопровождала как празднества, так и
интимные вечера.
От крута ( crouth ) виолу отличало
двойное крепление струн на деке. Сколько бы ни было струн на этом
средневековом инструменте (на самых старых кругах —- три струны),
крепятся они всегда на .«коньке». Кроме того, сама дека крута имеет два
отверстия, расположенных вдоль струн. Отверстия эти сквозные и слркат
для того, чтобы в них можно было продеть левую руку, пальцы которой
попеременно то прижимают струны к деке, то отпускают их. В правой руке
исполнитель обычно держал смычок. Одно из самых древних изображений
крута встречается на рукописи XI в. из лиможского аббатства св.
Марпиала (рис. 26). Однако надо подчеркнуть, что крут — это по
преимуществу английский и саксонский инструмент. Количество струн на
круте со временем увеличивается. И хотя он считается прародителем всех
смычковых струнных инструментов, во Франции крут так и не прижился.
Гораздо чаще после XI в. встречается здесь рюбер или жиг.
Жиг ( gigue , gigle ), судя
по всему, придумали немцы, напоминает он по форме виолу, но только не
имеет перехвата на деке. Жиг — любимый инструмент менестрелей.
Исполнительские возможности этого инструмента были значительно бедные,
чем у виолы, но он требовал и меньшего мастерства катая. Судя по
изображениям, музыканты играли на жиге 27), как на скрипке, — приставив
его к плечу, что ) видеть на виньетке из рукописи «Книга о чудесах
" , датируемой началом XV в. , вер (гиЪёге) —
струнный смычковый
инструмент, напоминающий арабский ребаб. По форме похожий на лютню,
имеет
только одну струну, натянутую на «коньке» . По свидетельству
Жерома Моравского, XIII вв. рюбер — уже двухструнный инструмент, он
используется в ансамблевой игре, причем всегда ведет "нижнюю" басовую
партию.
Жиг,соответственно, — «верхнюю».
Таким образом, получается, что монокорд ( monocorde ) —
струнный смычковый инструмент, послуживший в какой-то мере прародителем контрабаса,
— также является некоей разновидстью рюбера, поскольку он тоже
использовался в ан как инструмент, задающий басовый тон. Иногда на зрде
можно было играть и без смычка, как это видно скульптуре с фасада церкви
аббатства в Базеле (рис. 28). Несмотря на широкое использование и
многочисленные разновидности, рюбер не считался инструментом, равным
вио-сферз — скорее, улица, простонародные праздники. Не ясно, правда,
каково же на самом деле было звучание, поскольку одни исследователи
(Жером Моравский) г о низких октавах, а другие (Аймерик де Пейрак)
дают, что звук у рюбера резкий и «крикливый», похожий на «женский визг».
Возможно, правда, речь идет об инструментах разного времени, например, XIV
или XVI века...
Понятно, рассуждения
о том, какой инструмент древнее, следует признать не актуальными,
поскольку эмблемой музыки счтается струнный инструмент лира ( lyre ), с которой мы начали рассказ
о струнных щипковых инструментах. Ручная лира — это струнный инструмент
с тремя— струнами, вертикально натянутыми между двумя стойками,
укрепленными на деревянной деке.
Струны лиры либо перебирали пальцами, либо играли на ней с помощью
резонатора-плектра. На миниатюре из манускрипта X — XI вв. (рис. 30),
хранящегося в Национальной библиотеке Парижа, можно видеть лиру с
двенадцатью струнами, собранными в группы по три и натянутыми на разной
высоте (рис. 30а.) Такие лиры обычно имеют красивые скульптурные ручки
с двух сторон, за которые можно было закрепить ремень, что, очевидно,
облегчало игру музыканта.
Лиру путают в средние века с ситаром ( cithare ), который
появился также в античной Греции. Первоначально это — шестиструнный
щипковый инструмент. По утверждению Же-рома Моравского, ситар в средние
века был треугольной формы (точнее, имел форму буквы «дельта»
греческого алфавита) и число струн на нем варьировалось от двенадцати
до двадцати четырех. Ситар такого типа ( IX в.) изображен в рукописи из
аббатства св. Власия (рис. 31). Впрочем, форма инструмента могла
варьировать, известно изображение ситара неправильной закругленной
формы с ручкой, для обличения игры (рис. 32). Однако главное отличие
ситара от псалтериона (см. ниже) и прочих струнных щипковых
инструментов состоит в том, что струны натягиваются просто на раму, а
не на некую «звучащую емкость».
Свое происхождение от ситара ведет и средневековый гитерн (guiterne ). Форма
этих инструментов тоже разнообразна, но обычно напоминает либо
мандолину, либо гитару (цитру). Упоминания о подобных инструментах
начинают встречаться с XIII в., причем играют на них как женщины, так и
мужчины. Гитерн сопровождал пение исполнителя, играли же на нем либо с
помощью резонатора-плектра, либо без такового, В рукописи «Роман о
Трое» Бенуа де Сен-Мора ( XIII в.) менестрель поет, играя на гитерне
без медиатора (рис. 34). В другом случае, в романе «Тристан и Изольда»
(середина XIII в.), есть миниатюра, которая изображает менестреля,
сопровождающего игрой на гитерне танец своего товарища (рис. 33).
Струны на гитерне натянуты прямо (без «кобылки»), но отверстие
(розетка) на корпусе есть. Медиатором служила костяная палочка, которую
держали большим и указательным пальцами, что хорошо видно на скульптуре
музыканта из церкви аббатства в О (рис. 35).
Гитерн, судя по имеющимся изображениям, мог быть и ансамблевым
инструментом. Известна крышка от ларца из коллекции музея Клюни ( XIV
в.), где скульптор вырезал на слоновой кости очаровательную жанровую
сценку: два молодых человека играют в саду, услаждая слух; у одного в
руках лютня, у другого — гитерн (рис. 36).
Иногда гитерн, как и, ранее, ситар, назывался в средневековой Франции рот ( rote ), на нем было семнадцать струн. На роте играл в заточении Ричард Львиное Сердце.
В XIV в. появляется упоминание и еще об одном инструменте, похожем на гитерн, — лютне ( lutb ). К
XV в. уже окончательно складывается ее форма: очень выпуклый, почти
полукруглый корпус, с круглым отверстием на деке. «Шейка» не длинная,
«головка» расположена к ней под прямым углом (рис. 36). К этой же
группе инструментов принадлежат мандолина, мандора, которые имели в XV
в. самую разнообразную форму.
Древностью своего происхождения может похвастаться и арфа ( harpe ) — ее изображения встречаются уже в Древнем Египте. У греков арфа — лишь вариация ситара, у кельтов она называется самбук. Форма
арфы неизменна: это инструмент, на котором струны разной длины натянуты
на раму в виде более или менее открытого угла. Древние арфы —
тринадцатиструнные, настроенные в диатонической гамме. Играли на арфе
либо стоя, либо сидя, двумя руками и укрепив инструмент так:, чтобы его
вертикальная стойка находилась у груди исполнителя. В XII в, появляются
и арфы малых размеров с различным количеством струн. Характерный тип
арфы представлен на скульптуре с фасада Дома музыкантов в Реймсе (рис.
37). Жонглеры в своих представлениях использовали только их, и могли
создаваться целые ансамбли арфистов. Лучшими арфистами считались
ирландцы и бретонцы. В XVI в. арфа практически исчезла во Франции и
появилась тут лишь века спустя, в ее современном виде.
О двух щипковых средневековых инструментах следует сказать особо. Это псалтерион и сифония.
Античный псалтерион ( psalterion ) —
струнный инструмент треугольной формы, отдаленно напоминающий наши
гусли. В средние века форма инструмента меняется — на миниатюрах
представлены и квадратные псалтерионы. Играющий держал его у себя на
коленях и перебирал пальцами или плектром двадцать одну струну
(диапазон инструмента — три октавы) . Изобретателем псалтериона
считается царь Давид, который, по легенде, использовал в качестве
плектрума птичий клюв. Миниатюра из рукописи Герарды Ландсбергской в
Страсбургс-кой библиотеке изображает библейского царя, играющих) на
своем детище (рис. 38).
В средневековой французской литературе псалтерионы начинают
упоминаться с начала XII в., форма инструментов могла быть самой разной
(рис. 39 и 40), играли на них не только менестрели, но и женщины —
благородные дамы и их свита. К XIV в. псалтерион постепенно сходит со сцены, уступая
место клавесину, однако клавесин не мог достичь того хроматического
звучания, которое было характерно для псалтерионов со сдвоенными
струнами.
В какой-то мере сходен с псалтерионом и другой средневековый инструмент, который практически исчез уже в XV в. Это сифония ( chifonie ) — западный
вариант русской колесной арфы. Однако, кроме колеса с деревянной
щеточкой, которая при вращении ручки касается трех прямо натянутых
струн, сифония снабжена еще клавишами, которые также регулируют ее
звучание, Клавиш на сифонии семь, и расположены они на конце,
противоположном тому, на котором вращается колесо. Играли на сифонии
обычно два человека, звук же инструмента был, по свидетельству
источников, гармоничен и тих. Прорисовка со скульптуры на капители
одной из колонн в Бошвиле ( XII в.) демонстрирует подобный способ игры
(рис. 41). Наибольшее распространение сифония получила в XI — XII вв. В
XV в. популярна была малая сифония, на которой играл один музыкант. В
рукописи «Роман о Жераре де Невере и прекрасной Ариане» из Национальной
библиотеки Парижа есть миниатюра, изображающая главного героя,
переодетого менестрелем, с подобным инструментом на боку (рис. 42).
ИСТОЧНИК: Эжен Эмануэль Виолле-ле-Дюк Жизнь и развлечения в средние века. — СПб: «Евразия»,
1997.
Вы едете в Северную столицу и думаете, где остановиться? Вас ждет гостиница Русь Петербург гордится своими отелями и всегда рад гостям и приезжим
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В СРЕДНИЕ ВЕКА. СМЫЧКОВЫЕ СТРУННЫЕ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.