Вспоминается мне когда-то гремевший славой в Москве протодиакон
Розов... В юности мне приходилось слыхать этого художника-протодиакона,
и до сих пор живо впечатление от его службы. Он ни на йоту не отступал
от установленных традицией образцов псалмодии и возгласов.
Без
малейшего намека на какую-либо драматичность, умел он передать (но не
навязать!) всю силу идей текста, достигая это минимальными оттенками,
свидетельствовавшими, что они им не надуманы, не заучены, а сами
рождаются из понимания логической силы текста, оставаясь в то же время
строго в объективных рамках классической псалмодии. В его манере
чувствовалась высокая, вековая церковно-богослужебная музыкальная
культура.
Конечно, для "культурной" псалмодии нужна известная школа. И в
России учили правильному церковному чтению - и в народных училищах, и в
духовных училищах, и в семинариях, и особенно в монастырях. Другими
словами, эта ветвь церковно-музыкального искусства культивировалась...
Быть может у многих явится мысль, что этой премудрости нечего
учиться и здесь не может быть никакой теории. Однако в литургическом
музыковедении есть особый отдел: экфонетика (от греч,: "экфонесис" -
возглас). Сюда же причисляется и псалмодия. Здесь - свои законы. В
древности, в Русской Церкви (а у греков, сербов, болгар, румын и по сей
день) экфонетика подчинена была определенным правилам и интонационные
обороты при чтении (особенно Священного Писания) точно установлены
традицией.
Была даже специальная безлинейная нотация, так называемая
фонетическая, которой фиксировались на писчем материале интонации при
возгласах и чтении (между прочим, экфонетические знаки имеются уже в
Остромировом Евангелии - древнейшем русском памятнике 1057 г.). Этим
интонационная традиция чтения предохранялась от самовольных, "по
личному вкусу", искажений.
Традиция экфонезиса и псалмодии - очень древняя и восходит к
первым векам христианства и, возможно, тянется еще дальше, в
ветхозаветное храмовое богослужение (как известно, евреи до сих пор
имеют особые интонации для чтения Св. Писания, различные для каждой из
его книг).
Многозначительно то, что у всех христианских Церквей, имеющих
иерархию апостольского преемства, существуют псалмодия и экфонетика, во
многих чертах совпадающие с псалмодией и экфонетикой Русской
Православной Церкви.
Заметим при этом, что определенные правила и законы
традиционной псалмодии и экфонетики вовсе не требуют рабского
калькирования какого-либо образца. В пределах традиционных форм
личность чтеца может проявляться; границы же этого проявления и
указываются, с одной стороны - правилами, с другой стороны - церковной
культурностью чтеца.
Да, это - культура. Своеобразная, "инокультура", другая, чем
светская декламация и выразительное чтение, и для того, чтобы правильно
преподносить это искусство слушателям, нужна не только выучка технике
чтения (каждый вышколенный драматический артист и оратор знают, что
говорить перед публикой - занятие непростое и ему нужно учиться), но и
сознательное наследование вековой традиции, знание ее внешних и
внутренних (духовных) законов и соответственное воспитание духовного
чувства и литургически-художественной чуткости. Другими словами -
культура.
Поэтому ошибочно убеждение многих, что церковное пение - дело
вкуса. Нет, это не дело прихоти личного вкуса каждого, а дело
церковно-художественной, литургическо-музыкальной культурности и
известной школы. Как нелепо,- некультурно - было бы, если какому-нибудь
декламатору вздумалось бы на литературном вечере прочитать по своему
вкусу, ну, скажем, одно из "стихотворений в прозе" Тургенева так, как
протодиакон возглашает многолетие.
Но так же странно и неуместно выступление церковного чтеца в
роли чтеца-декламатора, который, тоже по своему вкусу, "с чувством, с
толком, с расстановкой", начинает рассказывать Шестопсалмие или
кафизмы, или часы. И притом так рассказывать, как хочется чтецу, чтобы
понимали слушатели и... чтобы они ценили его декламаторское искусство.
Древнее литургико-музыкальное предание, основанное на
тысячелетнем опыте, глохнет: его заглушает чертополох многоликого
"личного вкуса". Теряется русская церковная художественная культура.
Против этого - одно средство: нужна школа.
И.А. Гарднер