Разговор о духовной музыке я хочу начать со стихотворения Осипа Мандельштама, которое он посвятил Марине Цветаевой. В разноголосице девического хора Все церкви нежные поют на голос свой, И в дугах каменных Успенского собора Мне брови чудятся, высокие, дугой. И с укрепленного архангелами вала Я город озирал на чудной высоте. В стенах Акрополя печаль меня снедала По русском имени и русской красоте. Не диво ль дивное, что вертоград нам снится, Где реют голуби в горячей синеве, Что православные крюки поет черница: Успенье нежное – Флоренция в Москве. И пятиглавые московские соборы С их итальянскою и русскою душой Напоминают мне явление Авроры, Но с русским именем и в шубке меховой.
По известным историческим обстоятельствам преподавание духовной музыки в государственных школах было прервано. В настоящее время возрождение религиозно-духовной культуры идет как в религиозном образовании, так и в светском. Конечно, в условиях религиозных учебных заведений восстановление знаний о культуре в целом происходит наиболее естественным путем в соответствии с религиозным мировоззрением. В условиях светской школы процесс возрождения становится значительно сложнее, так как здесь возможен только культурологический подход к духовной музыке и рассматривать ее необходимо как часть всего музыкального наследия России.
Уточним использование терминов, употребляемых в связи с данной темой: музыка церковная, религиозная, обиходная, богослужебная, духовная, реже - религиозно-духовная. Но чаще всего мы говорим о музыке религиозной или духовной. В понятии «религиозная» - акцентируется мировоззренческая сторона. Понятие «духовная» может распространяться и на светскую музыку, обладающую особым качеством – духовностью, как проявление высшей гармони и красоты. Вот как объясняет слово «духовный» В. Даль в Толковом словаре: «всё относящееся к Богу, церкви, вере; всё относимое в душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля.» Поэтому в широком смысле оно включает в себя и светскую и религиозную культуру, в узком - только религиозную.
Понятие «церковная» музыка в большей степени соответствует тем хорам, которые звучат в церкви во время богослужения. Музыка «христианская», «православная» - в этих словах происходит указание на связь с конкретной религией: с христианством или одним из его направлений – православием.
Древняя Русь восприняла византийскую музыкальную культуру и новую музыкальную эстетику вместе с крещением. Это определило дальнейшее развитие русской музыки. Летописец в «Повести временных лет» отмечает, что русских послов покорила красота богослужения и ангельское пение. Это была новая эстетика, утонченная, сложная, своеобразная. Эти песнопения были не похожи на русские народные песни, на языческие восклицания и причитания.
Главная идея византийского и древнерусского музыкального искусства – это идея его богоданности, богодухновенности – от Бога через ангелов или святых божественное откровение передается людям. Характер древнерусской церковной музыки определялся в первую очередь тем, что профессиональная музыка была вокальной, поэтому слова, текст (его содержание и поэтическая форма) влияли на музыкальную форму и музыкальный язык песнопений. Одним из признаков жанровой принадлежности песнопений был способ их исполнения – хоровой, сольный, антифонный (попеременное пение двух хоров), респонсорный (пение солиста с припевами хора). Древнерусские культовые песнопения были связаны между собой, объединяясь единой линией драматургии. Их место и последовательность определялись чинопоследованием, а его порядок диктовался Уставом, или Типиконом (от греч. Типик – образец). Начиная с апостольских времен и до XIV в. Устав приобрел практически современный вид. Одно из важнейших мест в древнерусском богослужении занимает древнейший жанр ветхозаветной и христианской гимнографии – псалмы. Этот жанр связан с именем библейского царя Давида – великого поэта, создателя вдохновенных духовных лирических песнопений. Псалмы были объединены в Псалтырь – книгу, состоящую из 150 псалмов, по которой начинали учить детей пению и чтению. С псалмами на устах умирали воины и князья. Псалмами начиналась даже самая небольшая служба. Из отдельных стихов псалмов впоследствии, в XVII в. складывались тексты духовных концертов. Большая часть Всенощного бдения заполнена пением и чтением псалмов.
Среди жанров византийского происхождения одним из наиболее распространенных является тропарь (краткий припев к определенным фрагментам литургического песнопения)
(Тропарь «Рождества Христова) Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащии, Звездою учахуся. Тебе кланятися Солнцу Правды И Тебе ведети с высоты Востока, Господи, слава Тебе! (Слушание пример тропаря)
Толкование этого термина многозначно. Одно из объяснений связано с греческим словом «памятник победы, трофей». Содержание тропарей целиком связано с новозаветной догматикой, прославлением празднуемых событий христианской церкви, воспеванием подвигом мучеников и подвижников. В зависимости от места в богослужении, от сочетания с другими текстами и песнопениями, от содержания тропарь мог получить иное название – стихира, светилен, ипакои, эксапостиларий и т.д. Но есть еще и традиционно византийский жанр – стихира (греч. многостишие) Стихиры входили в певческие книги: Стихирарь месячный – Минеи, Праздники, Трезвоны, Триоди постную и цветную, Октоих. (пример стихиры).
Важнейшими жанрами византийской гимнографии, нашедшими широкое применение в древнерусском гимнографическом творчестве, были кондак и канон. Кондак сложился в V-VI веках в Византии и в настоящее время сохранился на Руси лишь в архаическом обряде погребения священнослужителей. Канон сложился в византийской гимнографии в VIII веке и вытеснил кондак. Канон отличается торжественной статичностью, медлительной витиеватостью. Каждая песнь канона благодаря способу ее исполнения приобретала динамическую трехчастную форму (ирмос –тропарь – ирмос – первый тропарь в каждой песне канона). Повторения ирмоса называется катавасией, т.к. хоры левого и правого клиросов при пении последнего ирмоса сходились в середине храма.
Для правильного понимании древнерусского певческого искусства следует иметь в виду, что все жанры в нем – и чтение, и пение (хоровое и сольное) - связаны единым смыслом, общей идеей, динамикой ее развития. Отдельные гимны, стихиры и другие песнопения складываются в циклы, циклы соединяются в чинопоследования, образующие дневной круг песнопений, основными службами которого являются Всенощное бдение и Литургия.
Древнерусская церковная музыка была исключительно монодической. Эта ее закономерность вытекала из идеи ангелогласного пения. В тексте Литургии сказано: «Едиными усты и единым сердцем славити и воспевати всечестное имя Отца и Сына и Святого Духа». Еще одной канонической особенностью и яркой отличительной чертой русской православной музыки является принцип a capella. Хотя в 150 -м псалме Давида записано: «Хвалите Его со звуком трубным, хвалите Его на псалтыри и гуслях. Хвалите Его с тимпанами и ликами, хвалите Его на струнах и органе. Хвалите Его на звучных кимвалах, хвалите Его на кимвалах громкозвучных» Но Климент Александрийский (ок 150-215г) –один из наиболее образованных раннехристианских писателей- в своем учении о христианской музыке отвергает музыкальные инструменты. « У нас в употреблении один инструмент – слово мира (голос человека); при помощи его воздаем мы почет Богу, а не при помощи древнего псалтерия или трубы, или тимпана, или флейты – инструментов, которые в ходу обычно и людей военных, да еще у позабывших страх Божий – плясунов на их игрищах, когда они возбуждают свои вялые души такой музыкой.» Раннехристианская эпоха усматривает в чисто вокальной музыке более возвышенный характер, соответствующий чистому созерцанию. Взаимосвязь русской песенности с византийской музыкой породила такое величайшее явление русской музыки – как знаменное пение (пример знаменного распева). Знаменная нотация зародилась в Византии в IX веке, пришла на Русь вместе с письменностью, священными и служебными книгами. Знаменная нотация оказалась самой универсальной и жива до сих пор в церковном пении старообрядческих общин.
Знаменное пение исполнялось мужским хором одноголосно без сопровождения, но его творцы достигали в пределах столь ограниченных возможностей большого художественного богатства, создавая выразительные, широкие напевы, полные величественной и суровой красоты. (Пример –Шесть старинных распевов)
Русские распевщики (старинное название композиторов), являющиеся выходцами из народа, привносили в церковные песнопения черты родной и близкой им народной песни. В конце XIV – начале XVI вв. был учрежден придворный хор из лучших певцов и знатоков певческого искусства, набранных из разных городов и областей. Эта группа певцов, именовавшихся «государевыми певчими дьяками», состояла при особе царя. Развитие индивидуального композиторского творчества и образование многочисленных школ распевщиков в XVI – XVII веках привело к тому, что мелодическая структура песнопений становится богаче, разнообразнее, цветистее. Особенно показательны в этом отношении песнопения так называемого Большого распева. В создании большого распева основополагающая роль принадлежит московскому распевщику Федору Крестьянину. (Слушание Стихиру глас 1 Ф. Кркстьянина)
XVII век был временем самых решительных перемен в истории русской музыки. Учащаются поездки русских людей за границу в составе всевозможных посольств. Многое из виденного там вызывало у них интерес и желание построить свой быт по тому же образцуЗначительную роль в культурной жизни России играли выходцы из Украины и Белоруссии. Становление нового стиля на Руси происходило, прежде всего, в рамках церковной музыки. Сторонники старой московской школы церковного пения – среди них протопоп Аввакум и создатель «Азбуки знаменного пения» Александр Мезенец – выступали в защиту древнерусского пения и древнего благочестия. Новое пение западного образца для сторонников старых обрядов было чуждым, инородным, оно противоречило исконному древнерусскому пению. На этой почве возникает бурная полемика между представителями старой и новой певческой школы партесного пения (от слова partes – партия) в многоголосной музыкеТаким образом в русском искусстве стали сосуществовать два пути: консервативное - в общинах старообрядцев, ограждавших свою культуру от внешних воздействий почти триста лет и новое прогрессивное, связанное с западноевропейской культурой. Партесное пение изменило испонительскую эстетику. На смену сурово – сдержанным мелодиям знаменного распева пришли сладкозвучные» мелодии. Одним их самых быстрых путей распространения новой музыки были псалмы и канты ( от лат кантус –пение). Духовные и светские канты, псалмы стали очень любимы в народной среде, получили широкое распространение в быту. Многие их лучшие образцы устойчиво сохраняются в народной традиции. Крупнейшую роль в развитии партесного пения сыграл украинский музыкальный теоретик, педагог и композитор Николай Дилецкий. Киевлянин по происхождению, он некоторое время жил и учился в Польше, а во второй половине 70-х годов переехал в Москву. Здесь им была создана целая школа композиторов и мастеров хорового искусства. Дилецкому принадлежал также теоретический труд «Мусикийская грамматика». Дилецкий стремился не только излагать и предписывать, но и объяснять правила мусикийского сложения. В учении Дилецкого отсутствует четкое определение лада, но есть указание следующего порядка: «…Когда будет к пению тон ут, ми, соль, будет веселая мусикия, когда ре, фа, ля – будет жалостная». Это указывает на мажор и минор. Далее он объяснял : «Мусикия – это если по-грчески, словенски же – пение, есть то, что сердца человеческие возбуждает или до увеселения или до жалости». Дилецкий требует от композитора внимательного отношения к выбору выразительных средств в строгом соответствии с содержанием текста. «Это будет противно грамматике, - поучает он, - если текст будет умилительный, а ты положишь веселую ноту, или если текст будет веселый, та положишь ноту умилительную». ( Н. Дилецкий . Торжественное песнопение на 4 голоса)
Другим видом гармонического пения были партесные гармонизации знаменного и других распевов. Самыми известными на Руси были три распева – киевский, болгарский, греческий. Болгарские распевы до сих пор используются в обиходе православных храмов. ( Тропарь Владимирской иконе Божьей матери – болгарский распев)
Многохорные концерты, распространившиеся на Украине, а затем и в Московской Руси, поразили слушателей небывалым великолепием. В дальнейшем на Руси появилось много композиторских сочинений, ставших знаменитыми во всем мире. Авторы духовных песнопений на тексты Давида написали музыку, которая обессмертила их имена в истории мировой музыки. Это великие русские композиторы Бортнянский, Чесноков, Архангельский, Гречанинов, Чайковский, Рахманинов и другие. И сегодня наибольшим успехом пользуется духовная музыка, написанная в стиле, который выработался в XVII веке и окончательно сложился в XVIII –XIX веках. Это – стиль партесного пения с опорой на древнерусские традиции. ( Рахманинов. «Благослови душе моя Господа»)
В 1903 году Рахманинову выдающийся мастер русский хоровой музыки А.Д Кастальский преподнёс издание своей Панихиды с такой надписью: «Глубокоуважаемому Сергею Васильевичу Рахманинову от Кастальского в знак напоминания ему о том, что есть на белом свете область, где терпеливо, но настойчиво ждут вдохновений Рахманинова». Этой областью была духовная церковная музыка. А через некоторое время Рахманинов пишет Кастальскому: «Многоуважаемый Александр Дмитриевич. Простите меня, Бога ради, что я Вас решаюсь беспокоить. У меня есть к Вам большая просьба. Дело в следующем: я решил написать Литургию. Вас же хочу просить разрешить мне некоторые недоумении, касающиеся текста – это только, во-первых. (Так как мне еще очень хочется просить Вас просмотреть ее, прокритиковать и высказать мне Ваше мнение. Это во-вторых) Решаюсь беспокоить именно Вас, т.к. от всего сердца Вам верю и буду стараться идти по той же дороге, по которой Вы идете и которая только Вам одному и принадлежит».
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Русская духовная музыка"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.