Приняв христианство из Византии, Русь на протяжении семи веков
находилась в сфере воздействия византийской и поствизантийской
церковно-певческой традиции. Первый импульс византийского влияния,
относящийся к XI в., был наиболее сильным и всеобъемлющим.
Вместе с
богослужебными уставами и предписываемой ими системой чинопоследований
древнерусская церковная традиция усвоила: гимнографические типы, или
жанры, со сложившимся корпусом литургических текстов; одноголосную
форму развертывания мелоса (см. Монодия); принцип октоиха со
свойственным ему взаимодействием ладово-звукорядного и формульного
признаков гласа (см. Осмогласие); формульную технику составления
песнопений (сходную с композицией центона), распев текстов (греч.
prosomia) на основе известных моделей (рус. подобницы, или подобны,
греч. automela - самоподобны) или на основе индивидуального соединения
мелодических формул (рус. самогласны, греч. idiomela); в
трансформированном виде - главные разновидности палеовизантийской
нотации, т. н. шартрскую (Chartres) и куаленскую (Coislin).
Сохранялись
архаичные типы византийских певческих книг, содержащие однородные циклы
песнопений: Кондакарь, триодный (постный, цветной) и минейный
Стихирарь, Ирмологий, Параклитик (включает в древнерусском варианте
только утренние каноны Октоиха на всю седмицу), Октоих "изборный" (в
основе - собрания стихир воскресных и покаянных, седальнов и блаженн).
Группу певческих книг, формируемых в значительной мере порядком
богослужения и поэтому разножанровых, составляли Триодь постная и
цветная, а также Минея (служебная, праздничная). Начало второй волны византийского, или южнославянского, влияния
относится к посл. четв. XIV в. и связано с литургической деятельностью
свт. Алексия (1354-1378) и митр.Киприана (1381-1382,1389-1406), при
которых были введены две редакции Иерусалимского богослужебного устава.
В нач. XV в. появились первые полные русские Октоихи (типа греческих и
южнославянских Параклитиков), в 1-й половине столетия - первые
нотированные собрания стихир Октоиха. Неизменяемые песнопения литургии,
вечерни и утрени, составившие книгу Обиход, были нотированы, как и в
византийской традиции (кон. XIII-XIV вв.), лишь на позднем этапе:
частично в кон. XV - нач. XVI в., в полном объеме - в посл. четв. XVI -
нач. XVII в. Многочисленные заимствования из византийской музыкальной
теории прослеживаются в области древнерусской певческой терминологии. В
"Ключе знаменном" кирилло-белозерского старца Христофора (1604)
греческое влияние проявилось в названиях некоторых мелодических формул
("кокиза", "хелеимеоса", "еухитиос", "кололоелеос", "кукиза сиос"), в
распеве всего набора формул по типу "Большого исона" (То mega ison -
"учебного песнопения"), приписываемого св. Иоанну Кукузелю.
Третий этап греческого влияния относится ко 2-й пол. XVII в. Он
был связан с работой по исправлению певческих книг, начатой при
Патриархах Филарете (1619-1633) и Иосифе (1642-1652), и с церковной
реформой Патриарха Никона (1652-1666). Исправление книг проводилось
отчасти по древнейшим русским спискам, но в значительной мере по
юго-западнорусским изданиям, при свт. Петре (Могиле) частично сверенным
с греческими книгами венецианской печати. В 1655 г. в Москву был
приглашен к-польский иерод. Мелетий Грек для обучения русских певчих
дьяков и подьяков греческому пению; предполагается, что уже в 1656 г.
он открыл певческую школу при Успенском соборе. Возможно, с его
педагогической деятельностью связано распространение особой
разновидности певческих азбук с символическим толкованием знаков,
типологически родственной византийским трактатам по хирономии
(heironomia). Со 2-й пол. XVII в. был широко развит новый певческий
стиль, называемый в рукописях греческим. Однако даже на раннем этапе
развития русской церковной музыки певческие книги свидетельствуют о
сознательной адаптации византийской певческой традиции.
И. Е. Лозовая
ИСТОЧНИК: И. Е. Лозовая, Е. Ю. Шевчук.
Церковное пение // Православная энциклопедия, Русская Православная Церковь. - М. 2000.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ИСТОРИЯ ЦЕРКОВНОГО ПЕНИЯ. ВИЗАНТИЙСКОЕ ВЛИЯНИЕ НА РУСИ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.