"Изнеженные напевы и плаксивые ритмы, эти хитрые зелья карийской
музы, развращают нравы, своим разнузданым и коварным искусством
незаметно вовлекая душу в разгул космоса (народного гуляния с
пением)", - пишет Климент Александрийский, один из первых учителей
Церкви, подробно занявшийся вопросом взаимовлияния пения и жизни.
Именно от него берет свое начало святоотеческое учение о богослужебном
пении как о единстве пения и жизни, сформулированное в положении:
правильное пение есть следствие праведной жизни, и праведная жизнь
есть условие правильного пения.
Таким образом, возникает положение, согласно которому праведная
жизнь уже есть пение. Святитель Григорий Hисский так раскрывает эту
мысль: "Бог повелевает, чтобы твоя жизнь была псалмом, который
слагался бы не из земных звуков (звуками я именую помышления ), но
получал бы сверху, из небесных высот, свое чистое и внятное звучание.
Слушатели этого псалма суть в иносказании те, кому ты подаешь пример
достойной жизни". Ведь, исполняя новую заповедь, человек уподобляется
ангелам, а поскольку пение есть неотъемлемая часть ангельской
природы, то и жизнь праведного человека становится пением.
Такое понимание пения рождает учение о человеке, как об
инструменте Духа Святаго. "Станем же флейтой, станем кифарой Святаго
Духа. Подготовим себя для Hего, как настраивают музыкальные
инструменты. Пусть он коснется плектром наших душ!" - пишет святитель
Иоанн Златоуст. Различные части человеческого тела уподобляются частям
музыкального инструмента: "Щеки, язык и устройство гортани - все это
похоже на струны, по которым движется плектр, настраивая их высоту
сообразно надобности. Губы, сжимаясь и разжимаясь, производят то же
самое, что и пальцы, бегающие по отверстиям флейты", - пишет святитель
Григорий Hисский. Развивая эту музыкальную антропологию, святитель
Василий Великий как бы продолжает предыдущую мысль: "Под псалтиреоном
- инструментом, построеным для гимнов нашему Богу, - должно
иносказательно разуметь сироение нашего тела, а под псалмом следует
понимать действие тела под упорядочивающим руководством разума".
Отсюда вытекают и практические выводы: "Музыка есть ничто иное,
как призыв к более возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто
предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального,
нестройного, несозвучного, не натягивать струн сверх должного, чтобы
они не порвались от ненужного напряжения, но также и не ослаблять их в
нарушающих меру удовольствиях: ведь если душа расслаблена подобными
состояниями, она становится глухой и теряет благозвучность. Вообще
музыка наставляет натягивать и отпускать струны в должное время ,
наблюдая за тем, чтобы наш образ жизни неуклонно сохранял правильную
мелодию и ритм, избегая как черезмерной распущенности, так и излишней
напряженности". Эти слова святителя Григория Hисского, являющиеся
ключевыми в понимании святоотеческой музыкальной антропологии,
полагают основание нового, чисто православного отношения к
богослужебному пению.
Практическое воплощение этого учения заключается в понимании
церковного устава не только как устава и чина христианской жизни, но и
ка некоего духовного "звукоряда", или чина пения, ибо если музыкальный
закон, будучи законом телесным, воплощается в материальном звукоряде,
в звуковысотной лествице, то богослужебное пение, будучи духовным, и
закон имеет внутренний и духовный, воплощающийся в следовании души
определенному духовному порядку, а лучше сказать, в порядке
восхождения души по некоей таинственной лествице к Богу.
Вот почему правила и нормы, обуславливающие правильность пения, не
ограничиваются лишь правилами звукоизвлечения и организации
мелодических структур, но включают в себя правила и нормы жизненного
поведения, регламентацию телесных действий и состояний сознания.
Конечно же, теперь очень многим может показаться, что тяжелые
работы, блюдение ума от зол, стремление к молитвенной чистоте сознания
и тому подобные вещи не имеют никакого отношения к пению, однако для
русского человека XV-XVI веков, видящего залог правильного пения в
правильно оргаизованной жизни, все вышеперечисленное органически
включалось в понятие певческой системы. Подобно тому, как музыкальный
инструмент должен быть подготовлен и настроен для того, чтобы издавать
правильный и чистый тон, так и человек, стремящийся к правильному
пению, должен привести в гармоническую упорядоченность свою
психофизическую природу, все свое существо. Звуковые структуры,
создаваемые человеком, являются неотъемлемой частью человеческой
природы, и поэтому, сознательно занимаясь преобразованием собственной
природы, человек тем самым предопределяет тип и качество создаваемых
им звуковых структур.