Появились сборники таких "тайнозамкненных"
мелодических участков - "фитники" - и создавались учебные пособия к
освоению певческого мастерства - "азбуки". Были положены на музыку
тексты полного столпа осмогласия[1], подвижных и неподвижных праздников
года, и создан повседневный певческий репертуар - "обиход".
В это же время культивируется путевой и демественный распевы,
фиксируемые сначала в знаменной нотации, а затем, когда последняя стала
недостаточной для обозначения сложных мотивов этих распевов, в особой -
путевой и демественной - нотациях.
Структура мелодики путевого и демественного распевов та же, что
и знаменного: те же приемы опевания опорных тонов и перемещение их с
сильных времен на слабые; тот же принцип вариационной разработки
мотивов; такой же терцово-квартовый ладовый объем попевок; тот же метод
построчного изложения напева.
Из сопоставления мелодий знаменного и путевого распевов,
написанных на один и тот же текст, видно, что путевой распев
представляет собой усложнение знаменного, (сравн. ( 48) и ( 49), (50) и ( 51) ), в произведениях крупного масштаба, приводящее знаменную мелодию к существенной метаморфозе (сравн. ( 52) и (53)
). Путевой распев подчинен системе осмогласия и представляет своего
рода разработку попевок знаменного, связанную с образованием
мелодических "волн", иногда следующих в порядке постепенного
нарастания, а затем сокращения. Частое употребление целых длительностей
(иногда в удвоении), сопоставление таких моментов замедленного движения
с краткими мотивами из длительностей четвертных, употребление сложных
синкоп, нарушающих равномерность движения, придают мелодике путевого
распева напряженный, тяжеловесный характер.
Демественное пение впервые упоминается в Воскресенской летописи
под 1441 годом в связи с описанием смерти Димитрия Красного. По
сообщению летописца умирающий князь, придя в сознание, "начат пети
демеством. Господа пойте и превозносите его во веки, также [т.е. потом
- Н.У.] аллилуия, по сем же стих богородичный четвертого гласа, 1
песнь: Жилище свое живый в вышних, также иные богородичники".[2]
О происхождении демественного пения были высказаны разные
мнения. В.В. Стасов считал его византийским по происхождению, возникшим
у русских из подражания манере греков "изукрашать уставное пение
руладами и вставками своей фантазии", бытовавшими в устной певческой
традиции и в XVI веке зафиксированными, потому что "стало невозможно
удержать в памяти все их [т.е. певцов - Н.У.] бесчисленные
фантазии".[3] Д.В. Разумовский считал демественное пение византийским,
занесенное в Киевское государство Балканскими славянами и
употреблявшимся до XVI века русскими в домашнем быту их как "ежедневное
благочестивое упражнение домашней церкви".[4] В.М. Металлов считал
демественное пение продуктом творчества "мирских певцов,
приспособленных к церковному пению, но не принадлежавших к церковному
клиру".[5] Проф. И.Гарднер (Мюнхен) считает, что демественный распев
"по крайней мере в некоторых чертах является дальнейшим развитием и
модификацией кондакарного вида пения".[6]
Генезис мелодики демественного распева тот же, что и знаменного
- в интонациях русского музыкального языка. Но демественный распев не
подчинен системе осмогласия. Его напевы созданы на основе не гласовых
попевок, а иных оригинальных интонаций. Это его первая особенность.[7]
Вторая особенность в сложности ритмов. Ритмика знаменного распева
вытекает из равномерного дробления длительностей, и знамена с
"оттяжками", соответствующие нотам с точкой в знаменных мелодиях, мало
употребительны. В демественном же распеве "оттяжки" - обычное явление,
причем они употребляются не только как увеличивающие длительность в
полтора раза, но и как восьмые, залигованные с самыми разнообразными
длительностями. Часто встречаются пульсирующие ритмы. Все это придает
демественным мелодиям динамичный и выразительный характер. Третья
особенность - своеобразие каданса в конце произведений. В знаменном и
путевом распевах заключительный каданс представляет поступенное и
равномерное движение голоса с опеванием тонов, на одном из которых
музыка заканчивается. В демественном поступенное движение чередуется со
скачками, с резкой сменой длительностей, причем конечный тон в этих
оборотах почти не применяется. Он как бы "замаскирован" от слуха и
появляется потом неожиданно. Если в знаменном и путевом распевах
заключительный каданс представляет момент утверждения музыкального
содержания, то в демественном это скорее прием, рассчитанный на
усиление эффекта от прослушанного произведения. Характер музыки этого
распева - ярко красочный и витиеватый - отвечал подъему русской
культуры XVI - начала XVII вв.. Наиболее торжественные песнопения знаменного распева были изложены как путевым, так и демественным распевом, а также и за богослужением допускалось их чередование.
ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Здесь и далее мы употребляем слово
"осмогласие" взамен "восьмигласия", которое использовалось в
опубликованной работе самого Н.Успенского.
[2] Полное собрание русских летописей, т. VIII, Воскресенская летопись, СПБ, 1859, стр. 110.
[3] В.В. Стасов. Заметки о демественном и троестрочном пении. Собрание сочинений, т. III, СПБ, 1894, стр. 116-117.
[4] Д.Разумовский. Церковное пение в России. М., 1867, стр. 180-181.
[5] В.Металлов. Богослужебное пение Русской Церкви. Период домонгольский. М., 1908, стр. 144.
[6] J.Gardner. Das Problem des
Altrussischen Demestischen Kirchengesangs und seiner Linienlosen
Notation. Munchen, 1967, стр. 122.
[7] Встречающееся иногда указание на
гласовую принадлежность демественной мелодии объясняется привычкой
писцов следовать богослужебным книгам, в которых у всех песнопений
указывается глас. (Д.Разумовский. Церковное пение в России, стр. 183).