Добавить компанию




ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

ПРАВОСЛАВНАЯ
КАТОЛИЧЕСКАЯ
ПРОТЕСТАНТСКАЯ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА » ПРАВОСЛАВНАЯ




ДРЕВНЕРУССКОЕ ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. ПУТЕВОЙ И ДЕМЕСТВЕННЫЙ РАСПЕВЫ

Просмотров: 2742 | Рейтинг: 0.0/0 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме:

В XVI веке знаменный распев достиг апогея своего развития как в качественном, так и количественном отношениях. В это время мелодика его достигла предельно широкой кантилены, обширный ладо-интонационный фонд окристаллизовавшихся в многовековой певческой практике попевок укрепился в музыкальном быту настолько прочно, что певцы знали на память и могли без затруднения исполнять весьма пространные мотивы, довольствуясь лаконичной записью из всего лишь несколькими идеографическими знаками.

Появились сборники таких "тайнозамкненных" мелодических участков - "фитники" - и создавались учебные пособия к освоению певческого мастерства - "азбуки". Были положены на музыку тексты полного столпа осмогласия[1], подвижных и неподвижных праздников года, и создан повседневный певческий репертуар - "обиход".

В это же время культивируется путевой и демественный распевы, фиксируемые сначала в знаменной нотации, а затем, когда последняя стала недостаточной для обозначения сложных мотивов этих распевов, в особой - путевой и демественной - нотациях.

Структура мелодики путевого и демественного распевов та же, что и знаменного: те же приемы опевания опорных тонов и перемещение их с сильных времен на слабые; тот же принцип вариационной разработки мотивов; такой же терцово-квартовый ладовый объем попевок; тот же метод построчного изложения напева.

Из сопоставления мелодий знаменного и путевого распевов, написанных на один и тот же текст, видно, что путевой распев представляет собой усложнение знаменного, (сравн. ( 48) и ( 49), (50) и ( 51) ), в произведениях крупного масштаба, приводящее знаменную мелодию к существенной метаморфозе (сравн. ( 52) и (53) ). Путевой распев подчинен системе осмогласия и представляет своего рода разработку попевок знаменного, связанную с образованием мелодических "волн", иногда следующих в порядке постепенного нарастания, а затем сокращения. Частое употребление целых длительностей (иногда в удвоении), сопоставление таких моментов замедленного движения с краткими мотивами из длительностей четвертных, употребление сложных синкоп, нарушающих равномерность движения, придают мелодике путевого распева напряженный, тяжеловесный характер.

Демественное пение впервые упоминается в Воскресенской летописи под 1441 годом в связи с описанием смерти Димитрия Красного. По сообщению летописца умирающий князь, придя в сознание, "начат пети демеством. Господа пойте и превозносите его во веки, также [т.е. потом - Н.У.] аллилуия, по сем же стих богородичный четвертого гласа, 1 песнь: Жилище свое живый в вышних, также иные богородичники".[2]

О происхождении демественного пения были высказаны разные мнения. В.В. Стасов считал его византийским по происхождению, возникшим у русских из подражания манере греков "изукрашать уставное пение руладами и вставками своей фантазии", бытовавшими в устной певческой традиции и в XVI веке зафиксированными, потому что "стало невозможно удержать в памяти все их [т.е. певцов - Н.У.] бесчисленные фантазии".[3] Д.В. Разумовский считал демественное пение византийским, занесенное в Киевское государство Балканскими славянами и употреблявшимся до XVI века русскими в домашнем быту их как "ежедневное благочестивое упражнение домашней церкви".[4] В.М. Металлов считал демественное пение продуктом творчества "мирских певцов, приспособленных к церковному пению, но не принадлежавших к церковному клиру".[5] Проф. И.Гарднер (Мюнхен) считает, что демественный распев "по крайней мере в некоторых чертах является дальнейшим развитием и модификацией кондакарного вида пения".[6]

Генезис мелодики демественного распева тот же, что и знаменного - в интонациях русского музыкального языка. Но демественный распев не подчинен системе осмогласия. Его напевы созданы на основе не гласовых попевок, а иных оригинальных интонаций. Это его первая особенность.[7] Вторая особенность в сложности ритмов. Ритмика знаменного распева вытекает из равномерного дробления длительностей, и знамена с "оттяжками", соответствующие нотам с точкой в знаменных мелодиях, мало употребительны. В демественном же распеве "оттяжки" - обычное явление, причем они употребляются не только как увеличивающие длительность в полтора раза, но и как восьмые, залигованные с самыми разнообразными длительностями. Часто встречаются пульсирующие ритмы. Все это придает демественным мелодиям динамичный и выразительный характер. Третья особенность - своеобразие каданса в конце произведений. В знаменном и путевом распевах заключительный каданс представляет поступенное и равномерное движение голоса с опеванием тонов, на одном из которых музыка заканчивается. В демественном поступенное движение чередуется со скачками, с резкой сменой длительностей, причем конечный тон в этих оборотах почти не применяется. Он как бы "замаскирован" от слуха и появляется потом неожиданно. Если в знаменном и путевом распевах заключительный каданс представляет момент утверждения музыкального содержания, то в демественном это скорее прием, рассчитанный на усиление эффекта от прослушанного произведения. Характер музыки этого распева - ярко красочный и витиеватый - отвечал подъему русской культуры XVI - начала XVII вв.. Наиболее торжественные песнопения знаменного распева были изложены как путевым, так и демественным распевом, а также  и за богослужением допускалось их чередование.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Здесь и далее мы употребляем слово "осмогласие" взамен "восьмигласия", которое использовалось в опубликованной работе самого Н.Успенского.

[2] Полное собрание русских летописей, т. VIII, Воскресенская летопись, СПБ, 1859, стр. 110.

[3] В.В. Стасов. Заметки о демественном и троестрочном пении. Собрание сочинений, т. III, СПБ, 1894, стр. 116-117.

[4] Д.Разумовский. Церковное пение в России. М., 1867, стр. 180-181.

[5] В.Металлов. Богослужебное пение Русской Церкви. Период домонгольский. М., 1908, стр. 144.

[6] J.Gardner. Das Problem des Altrussischen Demestischen Kirchengesangs und seiner Linienlosen Notation. Munchen, 1967, стр. 122.

[7] Встречающееся иногда указание на гласовую принадлежность демественной мелодии объясняется привычкой писцов следовать богослужебным книгам, в которых у всех песнопений указывается глас. (Д.Разумовский. Церковное пение в России, стр. 183).

Н. УСПЕНСКИЙ

ИСТОЧНИК: Н.Д. Успенский "Образцы Древнерусского певческого искусства". - Москва, 1985.


Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.




Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ДРЕВНЕРУССКОЕ ПЕВЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. ПУТЕВОЙ И ДЕМЕСТВЕННЫЙ РАСПЕВЫ" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2009-10-05


Теги: ПРАВОСЛАВНАЯ МУЗЫКА

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Рекомендуем

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Присоединяйтесь!





Подписка

Рекомендуем

Актуально

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0