Богослужебное пение — такая же важная часть литургии, как чтение священного текста и молитва. Со времен Отцов Церкви в молитве выделяют внутренний и внешний план. Молитвенное настроение, высокие мысли святые порывы, глубокие чувствования - это внутренний облик молитвы, ее содержание.
Существует и видимое проявление молитвы - во внешних формах, движениях и действиях, в выразительных символах. Это то, что принято называть культом, обрядом, богослужебным чином. «Молитва, раскрываемая в многообразии своих форм, в соответствии с потребностями религиозной мысли и движениями воли и чувств, развертывается видимым образом в определенном строе и систематическом порядке, в соответствии с высшей религиозной идеей, образуя собой в своем постепенном разностороннем раскрытии определенный богослужебный ритуал или богослужебный чин». К молитве как к центру направлены все остальные части богослужения, все храмовое действо есть развертывание составляющих внутреннего образа моления.
Многие церковные деятели прошлого и настоящего говорили о связи религиозного чувства с чувством эстетическим. По словам Кирилла Иерусалимского, восхваление Создателя как «виновника всех вещей, чувственных и духовных, видимых и невидимых» с благоговением и чистотою сердца сливается с «величеством и красотой» его созданий и уже поэтому имеет эстетические свойства.
По отношению к церковному пению эта проблема исследовалась Металловым в рукописи, посвященной становлению чина церковных песнопений. Его мысль разворачивается в плане рассмотрения эстетического как функции духовного содержания в канонических искусствах. Богослужебный культ, полный созерцания и переживания религиозно-нравственных истин и красот, в связи с художественным чувством возвышенного и изящного, проявляется в высокопоэтических формах и складе священных гимнов и песнопений, исполняемых в художественно изысканных ритмах, мелодиях и напевах. Поэтому христианская религия, начиная первоначально, как вера, молитва и таинство постепенно разрасталась в стройное, систематически связанное и художественно выработанное христианское богослужение.
Канон как правило веры и как вид богослужебного пения. Канон христианских песнопений складывался на основе канонов ветхозаветного и новозаветного, апостольского предания; он включает в себя творения Отцов Церкви, столпов монашеской жизни, постановления вселенских и поместных соборов.
В греческом языке "канон” (kănώn) — понятие, родственное слову "kάnh", означающему тростник или прямую палку. В переводе этот термин имеет несколько значений: а) рукоять щита с внутренней стороны; б) ткацкий челнок; в) правило, отвес. В переносном смысле "канон” понимается, как правило, норма, образец, а позднее входит в выражение "cronikoì kanónez” — хронологический устав.
В современной эстетике под каноном понимается система устоявшейся нормативной художественной символики, имеющая особое значение для органических культурных эпох (преимущественно древности и Средневековья). Важно признание существования исторически обусловленной зависимости между собственно художественным и религиозным каноном (канонизация или «освящение» памятников мировой литературы, судьба апокрифов), а также то, что подлинно эстетический канон возникает не вследствие искусственных предписаний, а формируется в русле определенной культурной традиции как язык искусства своего времени, не более нормативный, чем любая знаковая система.
В христианской терминологии канон используется главным образом в том значении, в котором его впервые употребил апостол Павел: как правило, нравственная и юридическая норма. "Канон — это правила веры и жизни христианской, это постановления вселенских соборов, а также и местных, и отдельных авторитетных лиц”. Со временем канон оттеснил обычай, некогда единственный источник церковного права, оставив ему, тем не менее, решающий голос в тех вопросах, на которые сам не давал ответа. Но канон — это не только "правило веры, правило церкви, собора», но и «общее количество псалмов, которые монах обязан прочесть в сутки, и — особый жанр песнопений”.
Современная церковная мысль, понимая канон в духе святителя Григория Паламы как «божественный строй, чин, ритм, порядок жизни, даруемый Духом Святым и проявляемый в человечестве и во всем творении» , отделяет канон от таких, близких ему понятий, как Предание, закон, догмат, традиция, устав, обычай.
Вероятно, употребление канона в значении жанра богослужебного пения было связано, прежде всего, с пониманием его как меры, единицы измерения и пришло из музыкальной области. Г. Риман отмечает, что у греков каноном назывался монохорд, ввиду того, что последний служил для математического определения высоты тона (октава равна 1/2 длины струны и т. д.); вследствие чего пифагорейцы, музыкальная теория которых опиралась на канон, назывались канониками в противоположность гармоникам (Аристоксен и его школа), которые не придавали большого значения математике в музыке.
Особенностью канонов как жанра богослужебного пения является то, что каждый из них составлялся на основе библейских песней, принадлежащих ветхозаветным пророкам и праведникам. Этих песней в Библии 12. Из них 9 вошли в состав канонов. Вот темы и начала некоторых из библейских песней:
I — песнь пророка Моисея "Поим Господеви: славно бо прославися...”. III — песнь Анны "Утвердися сердце мое о Господе” (За рожденного сына Самуила). IV — песнь пророка Аввакума "Господи, услыших слух твой и убояхся” (О воплощении Бога). VII — песнь трех отроков "Благослови, еси, Господи, Боже отец наших”. IX — песнь Богородицы "Величит душа моя Господа” и пророка Захарии "Благословен Господь Бог”.
Среди канонов особо выделяется Великий покаянный канон Андрея Критского, называемый великим "по мыслям в оном заключенном и по множеству тропарей” : в обычных канонах их около 30, а в этом - 250. С покаянием как сердцевиной духовной жизни связан Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, входящий во все православные молитвословы.
В эпоху Средневековья и Возрождения существовал и так называемый загадочный канон, отличающийся тем, что в нем давалась собственно музыкальная тема, а моменты вступления имитирующих голосов (так же, как и интервал вступления) должны были определять сами исполнители. Но дошедший до нашего времени богослужебный чин канона имеет длительную историю становления.
Источник:Е.Г.МещеринаМузыкальная культура средневековой Руси. - М., 2007.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Пение и молитва в христианском богослужении."
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.