До минувшей войны, а особенно в России до революции, выражение
"театральность", по отношению к исполнению церковного пения, было очень
ходким. Теперь, кажется, оно стало более редким. Но редкость его
употребления не означает, что этот признак более не применим к
исполнению богослужебного пения некоторыми хорами. Нет, он продолжает
еще наблюдаться, только эту "театральность" многие перестали замечать
или, вернее, воспринимать как "театральность": стерлись, по-видимому,
границы между "музыкой" и богослужебным пением. В России до революции
эти границы все же многими чувствовались и сознавались. Их поддерживали
общее благочестие, монастыри и, с начала нашего столетия,- медленно, но
верно повышающееся музыкально-литургическое образование руководителей
церковных хоров.
Но теперь этих "пограничных стражей" больше не оказывается.
Однако, было бы ошибочным думать, что и в России все обстояло
идеально. Не раз приходилось слышать сетования серьезных знатоков и
любителей церковного пения на то, что такой-то хор "поет чудесно, но
театрально, не церковно". Особенно так говорили о сольном исполнении
"Разбойника благоразумного", "Ныне отпущаеши", "Отче наш" оперными
солистами. Помню еще отзыв одного весьма авторитетного,
москвича-знатока, об исполнении "Разбойника" артистами Московского
Большого театра (чуть ли не с Шаляпиным) с знаменитым хором храма
Христа Спасителя (регент - В. М. Карпов): "Изумительно!.. Бесподобно!
Но... знаете: что-то не то... Что-то постороннее слышится. Даже все
настроение после Евангелий как рукой смыло. Театр - и все тут! А
музыкально - безупречно. А вот, подите: иной раз что-то даже
шокировало, а придраться решительно не к чему". Художественность
исполнения высоко оценивалась, но в то же время констатировалась и
"театральность" манеры", шедшая как-то в разрез с общим характером
богослужения. А где же умели служить, как не в первопрестольной Москве!
Но, чтобы говорить о "театральности" и "церковности" исполнения
богослужебных песнопений (это относится главным образом к свободным
духовно-музыкальным сочинениям), нужно точно определить признаки
"театральности", не на основании личной интуиции и индивидуального
понимания, а на основании анализа сущности "театральности". Другими
словами, установить ее признаки независимо от личных воззрений, личного
вкуса и привычек, попытаться установить объективный критерий.
Здесь мы входим в почти еще вовсе не разработанную область церковно-певческой стилистики.
Раз мы говорим о "театральности", значит дело идет о перенесении
на исполнение церковного пения некоторых приемов сценического
искусства. Как известно, это искусство имеет свои правила исполнения,
направленные к тому, чтобы передача артистом роли (или, в опере -
партии-роли), как говорится, дошла бы до публики. Артист, играя роль,
вынужден все передаваемые им по роли эмоции подчеркивать и до известной
степени преувеличивать. Иначе они до публики "не дойдут". И главное у
артиста (и у певца) - это "вживание" в роль. А отсюда проистекает
неизбежное, сознательное или подсознательное симулирование эмоций. Для
выражения их - и это каждый профессиональный серьезный артист знает -
существует ряд условных правил сценической передачи тех или иных эмоций
интонацией и мимикой (последняя нас не касается). Центр тяжести лежит
здесь на том, чтобы внушить публике и заставить ее поверить в то, что и
как переживает изображаемое артистом лицо.
Из этого краткого и поверхностного разбора можно вывести
заключение, что симулирование того или иного чувства или выражение его
известными условными средствами, является существенным признаком того,
что мы называем "театральностью" в церковном пении. Недаром говорится,
что сентиментальность и слащавость - это суррогаты чувства,
искусственные приемы для того, чтобы обмануть слушателя и побудить его
поверить, что исполнитель, писатель, композитор переживает те чувства,
которые он хочет вызвать у слушателя. И степень его искусства
оценивается постольку, поскольку он владеет этой "техникой симуляции".
Должен оговориться: конечно, это не касается тех художников,
которые действительно вживаются в изображаемые ими чувства. Но такие
художники обычно не прибегают к условным способам передачи чувств, хотя
техника сценического искусства и накладывает на них неизгладимый и
непередаваемый словами отпечаток, обусловленный необходимостью
"дохождения до публики".
Сценические правила предусматривают также способ произношения
(артикуляцию). Особенно это касается ряда согласных звуков: в некоторых
случаях, нарочитым подчеркиванием их (условный прием!) достигается тот
или иной эффект. Классический пример из хорового церковного пения:
слова "окаянный трепещу" в композиции А. Л. Веделя "Покаяния отверзи ми
двери". Нередко для достижения эффекта "трепетания" и внушения его
слушателям, прибегают к внешнему, условному приему утрированного
произношения некоторых согласных, вследствие чего вместо естественного
произношения слышится: "оккаянный трреппеэщщу"
Особенно неуместно пользование "патентованными" внешними
приемами выражения эмоций в возгласах и в чтении. А это - существенные
музыкальные элементы богослужения (к сожалению, на них не обращают
должного внимания). Здесь важно, чтобы произнесение слов не навязывало
бы слушателям эмоций, а вело бы мысль предстоящих; эмоциональная же
реакция на идеи, выраженные в тексте, предоставляется индивидуальному
восприятию слушателей. Что же, скажут многие, неужели церковное пение и
возгласы должны исполняться без всякого выражения, механически,
бездушно, быть сухим звучащим докладом о том, что стоит в нотах и в
богослужебной книге?
Вовсе нет. Это - другая крайность, тоже нежелательная, потому
что поются ведь не только звуки, а прежде всего слова, при помощи
которых выражаются определенные идеи (чего не может делать инструмент,
каким бы совершенным он ни был: одна из причин недопущения
инструментальной музыки в православное богослужение), вызывающие у
внимающих ту или иную (у каждого свою) эмоциональную реакцию, но также,
независимо от индивидуального восприятия, имеющие свою эмоциональную
окраску. И это при естественном певческом исполнении текста является
само собой и доходит до слушателя без искусственных приемов, столь
необходимых в сценическом искусстве.
Теперь мы можем формулировать объективный критерий
"театральности" (другими словами - нецерковности, небогослужебности)
использования музыкального элемента в богослужении (то есть пения,
возгласов и чтения):
Под "театральностью" нужно разуметь пользование искусственными,
условными средствами передачи эмоций и внушения их слушателям, и
связанное с этим аффектированное подчеркивание особенно "драматических"
мест текста и композиции.
Думается, что самым верным средством избежать "театральности" в
исполнении церковного пения, будет сознание и у регента, и у певчих,
что они совершают богослужение, а не развлекают публику и не
наслаждаются блеском и тонкостью своего исполнения.
И.А. Гарднер