АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ХХ-ХХI ВB. |
---|
|
|
В категории материалов: 41 Показано материалов: 1-33 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Александр Константинович Глазунов родился
в Петербурге 10 августа 1865 года в семье книгоиздателей. Мать
композитора была неплохой пианисткой, брала
уроки фортепьянной игры и теории музыки у лучших музыкантов Петербурга.
Отец играл на скрипке. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его начали
обучать музыке. В детстве он увлекался итальянской оперой. Впоследствии
это увлечение уступило место горячей любви к творениям Глинки и других
создателей русской оперной классики. Тринадцати лет Глазунов познакомился с Милием
Алексеевичем Балакиревым, который был приглашен для занятий с матерью
композитора.
|
Александр Тихонович Гречанинов родился в Москве 25
октября 1864 года Он один из первых крупных русских музыкантов,
пришедших в искусство из городских «низов». По его собственным словам,
он впервые увидел фортепиано в возрасте четырнадцати лет. Он сам
подготовился к поступлению в Московскую консерваторию. До четырнадцати
лет мальчик слышал только оркестрион и гитару, а ранее всего — церковное
пение и народные городские романсы. «Родители мои были музыкальны от природы, — писал
Гречанинов в автобиографии, книге „Моя жизнь". — Мать пела не народные
здоровые песни, а сентиментальные мещанские романсы вроде „Над
серебряной рекой, на златом песочке" или „Под вечер осенью ненастной" и
т. п.
|
Семья Скрябина принадлежала к московской дворянской
интеллигенции. Родителям не довелось, впрочем, сыграть заметной роли в
жизни и воспитании их гениального сына, родившегося 6 января 1872 года.
Мать вскоре умерла от туберкулеза, а отец — адвокат — много времени
занимался своими делами. Музыкальный слух и память Саши поражали
окружающих. С ранних лет он по слуху легко воспроизводил услышанную один
раз мелодию, подбирал ее на рояле или на других попадавшихся под руку
инструментах. Но самым любимым инструментом маленького Скрябина был
рояль.
|
Один из виднейших представителей экспрессионизма в
музыке, Берг выразил в своем творчестве характерные для
художников-экспрессионистов мысли, чувства и образы: неудовлетворенность
социальной жизнью, ощущения бессилия и одиночества. Герой его
произведений — маленький человек, доведенный до отчаяния враждебным
окружением буржуазного общества. Почву для подобных художественных
представлений о мире щедро давала композитору сама жизнь. Берг родился 9 февраля 1885 года в Вене в семье
военнослужащего. Судьба свела его с уже признанным композитором и педагогом Арнольдом
Шенбергом. Берг был на 13 лет моложе, но композиторов всю жизнь
связывала глубокая дружба.
|
Сознание
человека последних десятилетий XX века вобрало в себя много новых
представлений: возникло новое чувство Вселенной, новое
отношение к искусству прошлого как к памяти культуры, живущей в современности.
Эти мысли своеобразно и глубоко претворились в творчестве Шнитке. Сложный герой
его лирико-психологических сочинений тяготеет к построению философских
концепций, в которых угадывается связь со «всеобщими» темами искусства. В его музыке
слышится повествование о Человеке и Вселенной, о сознании и подсознании, а
также о духовном и бездуховном, об извечной борьбе добра и зла.
|
Анатолий Лядов родился 11 мая 1855 года в Петербурге.
Вся жизнь Лядова связана с этим городом, с его художественной средой.
Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он рос в артистическом
мире. Отличной школой для него был Мариинский театр, в котором работал
его отец, известный дирижер русской оперы. Весь оперный репертуар театра
был знаком Лядову с детства, а в юные годы он сам нередко участвовал в
спектаклях в качестве статиста. Редкая одаренность Лядова проявлялась не только в его
музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию,
поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся
остроумные, полные юмора стихотворения и рисунки композитора.
|
Вся жизнь Веберна связана с Австрией. И если он
ненадолго покидал ее, то мысленно всегда здесь оставался — в столь
близкой ему культурной среде. Но помимо Вены есть Тироль, откуда вышел
старинный род Вебернов Просторы гор. Незамутненный и холодный, как
кристалл, воздух. Необозримые луга и ослепительно чистый снег Вечный
покой. Это не только родина Веберна — здесь и источник веры его в
гармонию мира. Композитор Крженек сказал об этом так: «…веберновская
музыка наполнена чистым, прозрачным воздухом и гнетущим молчанием горных
вершин…», она часто звучит «как сверхъестественные, жуткие голоса самой
природы...
|
Арам Ильич Хачатурян родился 6 июня 1903 года в Тифлисе, как именовалась тогда нынешняя столица Грузии Тбилиси. Правильнее было бы сказать - в пригороде Тифлиса, в районе Коджори. Хачатурян происходил из семьи среднего достатка, жизнь которой протекала в трудной борьбе за существование. Музыка с детства захватила его. И ни школьные занятия в частном пансионе С. Аргутинской, ни шумные ребяческие забавы не способны были отвлечь его от нее.Столь явное увлечение ребенка музыкой не встретило ни с чьей стороны понимания. Родители смотрели на эту склонность сына скептически, наставники в школе - без должной прозорливости.
|
Представителем наиболее радикального течения в музыке своего времени был Арнольд Шенберг. Как создатель современных принципов композиции он стал основателем так называемой новой венской школы. Его отличало благородство мыслей, вкус и чутье в выборе созвучий, характерных и пленительных, суровое и даже холодное мастерство, остроумие и тяга к лаконичности, прямолинейности и ясности рядом с наивно романтическими настроениями.
|
Родители Артура Онеггера — швейцарцы из Цюриха,
юность он провел в Швейцарии, но затем жил во Франции и считал себя
французом. Однако наследственность все же давала о себе знать, и в
творчестве композитора порой проявлялись симпатии и влечение к немецкому
романтическому миру идей и к простодушному
сентиментально-эмоциональному восприятию жизни и природы. Музыке
Онеггера свойственны совсем не вяжущиеся с ясным французским
интеллектуализмом качества — жесткость и даже грубость, но тут же рядом
встречаются чувствительные страницы наивного преклонения перед
божеством, природой и величием подвига.
|
Выдающийся венгерский композитор,
создавший произведения, ставшие классикой XX
века; художник-новатор, существенно обогативший
музыкальный язык; блестящий пианист, который не
только пропагандировал свою музыку, но и дал
редкостно глубокие трактовки фортепианного
творчества великих мастеров прошлого;
ученый-исследователь мирового музыкального
фольклора, собравший уникальные коллекции
народных мелодий Европы, Азии и Африки и
проводивший многолетние научные исследования
песенного творчества народов мира, — таким вошел
в историю мировой культуры Бела Барток.
|
О Бриттене говорят и пишут как о
композиторе-англичанине, первым после Пёрселла, получившем мировое
признание. Прошли столетия после смерти «Британского Орфея», — как
называли Пёрселла, но ни один композитор с туманного Альбиона не
выступил на мировом поприще так ярко, чтобы мир повернулся к нему с
интересом, взволнованностью, с нетерпением ожидая, что нового появится в
его следующем опусе. Таким стал только Бриттен, снискавший в наши дни
мировую славу. Можно сказать, что Англия дождалась его. Бенджамин Бриттен родился 22 ноября 1913 года в семье
зубного врача в Лоустофте (графство Суффолк).
|
Владимир Яковлевич – это легенда в современной музыке. Шаинским было написано более 300 различных песен, которые впоследствии
стали популярными. Его песни исполняли великие исполнители. Легендарными
стали «А он мне нравится» в исполнении Анны Герман и "Завтра будет
лучше, чем вчера" в исполнении Аиды Ведищевой. Знаменит и «Родительский
дом» в исполнении Льва Лещенко.
|
Ганна Гаврилець – відомий український композитор, педагог, музично-громадський діяч. її ім'я стало популярним уже в 80-і роки XX століття. Зараз – Ганна Гаврилець – представляє сучасну плеяду митців вже XXI століття. Вона стрімко ввійшла у світ Музики, вразивши слухачів кожним своїм твором...
|
Георгий Васильевич Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже, расположенном в степной Курской губернии. Отец Свиридова был крестьянином. В начале революции он вступил в Коммунистическую партию и в 1919 году погиб, защищая советскую власть. С девяти лет Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь он стал учиться играть на рояле. Но вскоре занятия прекратились: гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов выучился играть на ней и поступил в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.
|
«Музыка Мийо не объективна, а духовна. Она объединяет
все и всех на основе человеческих чувств. Благодаря ей, все предметы,
растения, животные, сами люди, взятые как индивидуумы, становятся
свидетелями драмы Человека, драмы вечной и неизменной. Такова не только
одна из его пластических поэм, известная под названием „Человек и его
желание"; так могло бы называться все его творчество, рассказывающее о
страдании человека перед лицом невозможности счастья, о его тоске по
недостижимому совершенству и о его стремлении к духовному началу, в
котором все находит свое решение и все делается простым», — написал Поль
Коллер.
|
«Я пишу ту
музыку, какая выливается из моей души, а не подсказанную другими. Это мой
большой недостаток, недостаток и великих композиторов — Беллини и Вагнера, и
поэтому я не слишком беспокоюсь о том, чтобы писать иначе, да и не мог бы этого
сделать». Эти
слова принадлежат Джакомо Пуччини, крупнейшему итальянскому композитору, чье
имя ныне по праву стоит в одном ряду с именами его великих соотечественников —
Россини и Верди, Беллини и Доницетти, художнику, внесшему весомый вклад в
развитие мирового оперного театра. Они принадлежат Мастеру, творческая
индивидуальность которого была неповторима и в плане музыкального языка, и в
плане сюжетов его опер, главными героями которых являются маленькие люди, которыми движут большие страсти.
|
«Леди Джаз,
украшенная интригующими ритмами, шла танцующей походкой через весь мир. Но
нигде ей не встретился рыцарь, который ввел бы ее как уважаемую гостью в высшее
музыкальное общество. Джордж Гершвин совершил это чудо. Он смело одел эту
крайне независимую и современную леди в классические одежды концерта. Однако нисколько не уменьшил ее очарования. Он - принц, который взял Золушку за руку и открыто
провозгласил ее принцессой, вызывая удивление мира и бешенство ее завистливых
сестер», - так сказал о своем соотечественнике американский дирижер Уолтер
Дамрош.
|
Родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович 25 сентября 1906 года. Отец его, Дмитрий Болеславович, - инженер-химик, сотрудник Менделеева, был большим любителем музыки. Обладатель мягкого, приятного баритона, он с тонким вкусом исполнял романсы и народные песни, выступая на домашних вечерах. Любовь к пению, музыке перешла к нему от отца - Болеслава Шостаковича - профессионального революционера, сосланного царским правительством на вечное поселение в Сибирь.
|
Писать об Игоре
Стравинском легко. Почти всё его композиторское наследие издано, исполнено и
записано. Оно составляет в Сводном каталоге грамзаписей классической музыки, ежегодно издающемся на Западе объемом около
3000 страниц, шесть страниц большого формата мельчайшим шрифтом в три колонки. Опубликовано множество воспоминаний самого композитора и материалов о нем
(«Хроника моей жизни», «Диалоги», эпистолярное наследие, масса интервью). Писать об Игоре Стравинском трудно. Эта трудность заключается в
необычайной широте интересов композитора, огромном разнообразии его творческого
наследия, и проблема не столько в том, чтобы этот материал раздобыть, сколько в
том, чтобы в нем не утонуть.
|
К тому времени, когда Имре появился на свет 24 октября
1882 года в курортном местечке Шиофок на берегу Балатона, крупнейшего озера
Венгрии, в семье Кальманов было уже двое детей: Бела и Вилма. В первые годы жизни
Имре семья не знала забот. Отец его был добропорядочным буржуа, жили они хоть и
небогато, но вполне прилично, держали прислугу и кухарку. Четырехлетний Имре поклонялся „храму искусств», выросшему по соседству.
Если он находился не в театре, то, значит, его можно было найти дома, в
музыкальной комнате.
|
Однажды, в 1932 году, в Мюзик-холл к дирижеру Дунаевскому пришел представитель кинофабрики «Советская Бєларусь». Композитора пригласили принять участие в создании звукового фильма «Первый взвод». Предложение кинофабрики живо заинтересовало Дунаевского, и он его принял. Так началась работа Исаака Осиповича в кино. Всего он написал музыку к 28 фильмам. Благодаря счастливому союзу с кинематографом музыка Дунаевского быстро завоевала популярность. И сейчас он по праву считается классиком советской песни.
|
На фоне музыкальной жизни нашего века музыка Карла Орфа
звучит необычно. Ее не возносят на щит за приверженность традициям и не
обстреливают за отсутствие авангардистских крайностей. В ней заложено редкое
качество - она проста той благородной простотой, которая покоряет любую
аудиторию. Книги о композиторе скупы биографическими данными. Сам Орф считал,
что обстоятельства и подробности его личной жизни не могут представлять
никакого интереса для исследователей, а человеческие качества автора музыки
вообще нисколько не помогают понять его произведения.Карл Орф родился 10 июля 1895 года в семье офицера в Баварии. Уроженец
Мюнхена, Орф там же учился в Академии музыкального искусства.
|
Клод Ашиль Дебюсси родился 22 августа 1862 года в
предместье Парижа Сен-Жермен Его родители — мелкие буржуа — любили
музыку, но были далеки от настоящего профессионального искусства.
Случайные музыкальные впечатления раннего детства мало способствовали
художественному развитию будущего композитора. Самыми яркими из них были
редкие посещения оперы. Лишь с девяти лет Дебюсси начал обучаться игре
на фортепиано. По настоянию близкой их семье пианистки, распознавшей
незаурядные способности Клода, родители отдали его в 1873 году в
Парижскую консерваторию. Усердные занятия первых лет приносили Дебюсси
ежегодные премии по сольфеджио.
|
Музыку второй половины XX века трудно представить без
творчества польского композитора К Пендерецкого. В нем наглядно
отразились противоречия и поиски, характерные для послевоенной музыки,
метания между взаимоисключающими крайностями. Стремление к дерзкому
новаторству в области средств выражения и ощущение органической связи с
культурной традицией, уходящей в глубь веков, предельное самоограничение
в некоторых камерных сочинениях и склонность к монументальным, почти
космическим звучаниям вокально-симфонических произведений.
|
Один из самых
выдающихся музыкальных деятелей США - профессор Леонард Бернстайн.
Композитор-экспериментатор в области как джазовой, так и серьезной музыки, он
стал ведущим теоретиком и практиком мюзикла. Родители
Бернстайна до эмиграции в США жили на Украине, неподалеку от Ровно. Леонард
родился 25 августа 1918 года в городе Лоренс, штат Массачусетс, а вырос в
Бостоне. Стать музыкантом Бернстайну было предначертано судьбой, и он упорно
шел по избранному пути, невзирая на препятствия, порой очень значительные.Когда мальчику
было 11 лет, он начал брать уроки музыки и уже через месяц решил, что будет
музыкантом.
|
С каждым годом имя чешского композитора Леоша Яначека
все чаще появляется на оперных и концертных афишах, и в этом можно
увидеть одно из самых важных проявлений справедливого приговора истории.
Яначеку было за пятьдесят, когда, ютясь в моравском захолустье
габсбургской Австро-Венгрии, он переходил от надежды к отчаянию, в
который раз перелистывая страницы своих партитур. Как о несбыточном
счастье мечтал он услышать их в реальном, а не в воображаемом звучании.Композитор родился 3 августа 1854 года в краю густых
лесов и старинных замков, в небольшой горной моравской деревушке
Гуквальды.
|
Равель родился 7 марта 1875 году в городке Сибур,
расположенном на Атлантическом побережье, на границе Франции и Испании.
Он был первенцем в семье Пьера-Жозефа Равеля и Марии Делуар. Его отец,
выходец из Швейцарии, работал в то время в Испании, мать была из
старинной семьи басков. Таким образом, Равель по происхождению
наполовину баск, что проявлялось в его внешнем облике, психологическом
складе, художественном темпераменте.Отец Равеля — талантливый изобретатель, охотно
посвящал свой досуг музыке, и Морис, естественно, рано с ней
соприкоснулся. Примерно в возрасте 6–7 лет музыкальные занятия Мориса
стали носить систематический характер.
|
Метнер — необычное явление на горизонте русской
музыки, не имеющее связи ни с ее прошлым, ни с настоящим «Едва ли можно
назвать другого композитора, занимающего в семье русских музыкантов
более обособленное место», — писал музыкальный критик В. Г. Каратыгин.
Художник самобытной индивидуальности, замечательный композитор, пианист и
педагог, Метнер не примыкал ни к одному из музыкальных направлений,
характерных для первой половины XX века. Николай Карлович Метнер родился в Москве 5 января
1880 года. Он происходил из семьи, богатой художественными традициями:
мать — представительница знаменитого музыкального рода Гедике, брат
Эмилий был философом, литератором, музыкальным критиком (псевдоним —
Волтьфинг), другой брат, Александр, — скрипачом и дирижером.
|
Николай Мясковский родился в семье военного инженера
20 апреля 1881 года в крепости Новогеоргиевская близ Варшавы. Детство он
провел в постоянных разъездах — Оренбург, Казань, Нижний Новгород. В
1893 году, после окончания двух классов реального училища, Николая
Мясковского, вслед за старшим братом Сергеем, определили в закрытое
учебное заведение — Нижегородский кадетский корпус. Затем в 1895 году
Мясковский был переведен в петербургский Второй кадетский корпус. Свое
военное образование он завершил в Военно-Инженерном училище.
|
К выдающимся создателям авангардной музыки первой
половины XX века принадлежал Пауль Хиндемит — немецкий композитор,
который по своим принципам был антиподом новой венской школы. «Музыка должна быть превращена в моральную силу, —
писал композитор. — Мы воспринимаем ее звуки и формы, но они остаются
лишенными смысла, если мы не включаем их в нашу личную умственную
деятельность и не используем ее возбуждающее свойство для обращения души
ко всему благородному, сверхчеловеческому, идеальному».
|
Он прошел долгий, блистательный и трудный путь
триумфатора. Слава окружала его с юных лет до конца жизни. Яростные
дискуссии и резкие нападки на его творчество, казавшееся в свое время
необычайно смелым, лишь способствовали росту его популярности и влияния.
Его называли Рихардом вторым, преемником Рихарда Вагнера на престоле
некоронованного главы немецкой музыки. Он был наделен многими
способностями и талантами, а также неистощимой творческой энергией, сверх того он обладал неоценимым качеством: по выражению Густава Малера,
он был «великим Своевременным», подлинным сыном своего века. Это
говорил «великий несвоевременный», опередивший эпоху и далеко заглянувший в будущее.
|
Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве. Его отец был музыкантом. В довоенном детстве Родион часто слышал, как отец музицировал с двумя братьями: для собственного удовольствия они переиграли множество фортепианных трио. Словом, можно сказать, что он рос в музыкальной среде. Тем не менее особого интереса к музыке не проявлял. Потом начались трудные годы войны, эвакуация, и вопросе музыкальных занятиях Родиона возник только после возвращения в Москву.
|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|