Николай Мясковский родился в семье военного инженера
20 апреля 1881 года в крепости Новогеоргиевская близ Варшавы. Детство он
провел в постоянных разъездах — Оренбург, Казань, Нижний Новгород. В
1893 году, после окончания двух классов реального училища, Николая
Мясковского, вслед за старшим братом Сергеем, определили в закрытое
учебное заведение — Нижегородский кадетский корпус. Затем в 1895 году
Мясковский был переведен в петербургский Второй кадетский корпус.
Свое
военное образование он завершил в Военно-Инженерном училище. После
недолгого пребывания на службе в саперной части в Зарайске его перевели в
Москву.
К тому времени Мясковский уже прошел уроки гармонии у Н. И. Казанли — руководителя оркестра кадетов — и пробовал сочинять.
Попав в Москву, с января по май 1903 года Мясковский
занимался с Глиэром и прошел весь курс гармонии. Это был период
напряженнейшего труда: посвятив днем несколько часов музыке, Мясковский
потом ночами сидел над служебными заданиями.
Занятия теорией Мясковский — по совету Глиэра —
продолжал под руководством И. И. Крыжановского, ученика
Римского-Корсакова. Таким образом, уже на раннем этапе Николай черпал
опыт от двух композиторских школ: московской и петербургской. Три года
Мясковский обучался у Крыжановского контрапункту, фуге, форме и
оркестровке.
Наконец летом 1906 года, втайне от военного
начальства, Мясковский сдал экзамены и поступил в Петербургскую
консерваторию. Весной 1907 года Мясковский подал прошение об отставке,
но только через год был отчислен в запас. Однако уже летом, получив
отпуск для необходимого лечения, он почувствовал себя впервые в жизни
почти профессиональным музыкантом.
Романсы на слова Гиппиус были первыми опубликованными
сочинениями Мясковского. В консерваторские годы состоялся творческий
дебют Мясковского как автора симфонической музыки. Первая симфония
Мясковского написана в 1908 году для небольшого оркестра и впервые
прозвучала 2 июня 1914 года.
За симфонией последовала оркестровая сказка
«Молчание» (1909) по Эдгару По. Начиная работу над «Сказкой», Мясковский
писал Прокофьеву: «Во всей пьесе не будет ни одной светлой ноты — Мрак и
Ужас». Очень близка по настроению и вторая симфоническая поэма Николая
Яковлевича — «Аластор», созданная через три года после «Молчания».
Сказку «Молчание» композитор Асафьев считал первым
зрелым произведением Мясковского, а в «Аласторе» отмечал яркую
музыкальную характеристику героя, мастерство разработки и исключительную
выразительность оркестра в эпизодах бури и смерти.
Мясковскому исполнилось тридцать лет, когда он в 1911
году «тихо», по собственному определению, закончил консерваторию,
показав Лядову два квартета. В августе 1911 года началась и
музыкально-критическая деятельность композитора. За три года в журнале
«Музыка» было напечатано 114 статей и заметок Николая.
Говоря о своих сочинениях раннего периода, включая
предвоенную Третью симфонию, Мясковский сам отмечал, что почти все они
носят отпечаток глубокого пессимизма. Причины этого Николай Яковлевич
видел в «обстоятельствах личной судьбы», вспоминая, как почти до
тридцати лет он вынужден был вести борьбу за «высвобождение» от
навязываемой ему военной профессии, а также в воздействии еще не
преодоленного груза различных влияний.
Начавшаяся в 1914 году мировая война надолго отвлекла
Мясковского от творческих планов. В первые же дни трагических событий
он был призван в армию и покинул Петербург, снова надев форму поручика
саперных войск.
Тяжелая контузия, полученная Мясковским под
Перемышлем, все серьезнее давала о себе знать, и поэтому в 1916 году он
из действующей армии был переведен на строительство крепости в Ревель.
Пребывание на фронте, общение с людьми, с которыми он прошел войну и
встретил Октябрьскую революцию, дали художнику новые впечатления,
которые он отразил в Четвертой и Пятой симфониях, сочиненных им за три с
половиной месяца — с 20 декабря 1917-го по 5 апреля 1918 года.
Революционные события всколыхнули огромную страну. И
Мясковский, конечно, не мог в это трудное время вернуться к искусству.
Он прослужил в армии до конца гражданской войны — до 1921 года.
Ни один замысел не вынашивался Мясковским так
мучительно и долго, как замысел Шестой симфонии. В начале 1921 года
композитор сделал наброски. К лету 1922 года они, наконец, были
доработаны, и в Клину композитор начал инструментовку симфонии.
Шестая симфония — многоплановое, композиционно
сложное и самое монументальное произведение Мясковского.
Продолжительность ее 1 час 4 минуты. Шестая симфония Мясковского, по
мнению многочисленных музыкальных критиков, одна из самых сильных
русских симфоний вообще. Симфония волнует и захватывает глубиной и
покоряющей искренностью чувств. Она трагедийна в том высоком смысле, на
который обращал внимание еще Аристотель, утверждая, что «трагедия
возвышает душу человека».
Вот что писал В. М. Беляев в письме к одному из своих
друзей на следующий день после того, как 4 мая 1924 года в Большом
театре под управлением Н. С. Голованова впервые прозвучало это
произведение: «…Симфония имела потрясающий успех. В течение почти
четверти часа публика понапрасну вызывала скрывшегося автора, но
все-таки добилась своего, и автор появился. Его вызывали раз семь и
поднесли ему большой лавровый венок.
Некоторые видные музыканты плакали, а некоторые
говорили, что после Шестой симфонии Чайковского это первая симфония,
которая достойна этого названия…»
Ни одно из последующих произведений, созданных
Мясковским в 1920-е годы, среди которых было еще четыре симфонии, ни по
масштабам замысла, ни по силе художественного воплощения не может быть
поставлено в один ряд с Шестой симфонией, хотя и в них композитор
старался отобразить проблемы, рожденные революцией.
Во второй половине 1920-х годов в Мясковского не раз
летели стрелы пролеткультовцев. Так было, например, в 1926 году, когда в
своем открытом письме сторонники агитмузыки обвинили композиторов во
главе с Николаем Яковлевичем в чуждой идеологии.
Тем временем Мясковский завоевывает популярность за
рубежом. Леопольд Стоковский, исполнявший в январе 1926 года в Чикаго,
Филадельфии и Нью-Йорке Пятую симфонию Мясковского, берется сыграть и
Шестую. В Цюрихе пианист Вальтер Гизекинг объявил в программе своих
концертов его Четвертую фортепианную сонату. Кусевицкий через Прокофьева
просил у Мясковского нотный материал еще не изданной Седьмой симфонии,
так как хотел исполнять ее в Париже.
24 января 1926 года в чешской столице в первом
симфоническом концерте современной русской музыки были исполнены Шестая и
Седьмая симфонии Мясковского. После Седьмой симфонии, исполнявшейся
впервые за рубежом, дирижера Сараджева вызывали семь раз, а Шестая
произвела такое впечатление, что публика совсем не хотела отпускать его с
эстрады.
Сараджеву выпала честь представить современную
русскую музыку и в Вене. В концерте 1 марта 1926 года он снова
дирижировал Шестой симфонией Мясковского. Доктор Пауль Писк сообщал из
Вены, что московского дирижера «принимали очень горячо» и что
произведение «встретило полное признание». С не меньшим успехом вскоре
после Шестой симфонии в концерте камерной музыки в Вене была исполнена
часть вокальной сюиты Мясковского «Мадригал».
Вероятно, лишь удивительная скромность и желание
оставаться в тени заставляли Николая Яковлевича отказываться и от
зарубежных поездок. Только один раз Мясковский ненадолго оставил родину.
Это было в ноябре все того же 1926 года. Вместе с Б. Л. Яворским он
представлял тогда советскую музыкальную общественность на торжествах в
Варшаве, связанных с открытием долгожданного там памятника Ф. Шопену.
Из всех двадцати семи симфоний у Мясковского только
две одночастные. Одна из них принадлежит к самым популярным его
произведениям — это Двадцать первая. Другая — Десятая (1927), навеянная
«Медным всадником» Пушкина, наименее известна. А между тем Десятая
симфония заслуживает большего внимания хотя бы потому, что это —
настоящее чудо полифонии. Десятая симфония — глубоко русская и очень
«петербургская». Вполне сознавая это, Мясковский ничуть не удивился,
когда в 1930 году получил от Прокофьева сообщение, что сыгранная
Стоковским в Филадельфии симфония имела успех.
Вероятно, ни об одном сочинении Мясковского не
говорили и не писали так много, как о Двенадцатой симфонии, названной
«Колхозной» (1932). Исследователи считают ее этапным произведением, с
которого начались «просветление» и демократизация музыки Мясковского,
подчеркивая непосредственное обращение автора к советской тематике,
оптимистическую концепцию произведения, четкость замысла, доступность
его восприятия. В то же время отмечают ряд недостатков, связанных с
поисками новых образов и средств выразительности. Мясковский и сам не
отрицал, что симфония вышла схематичной, и наименее удачная третья часть
только внешне выражает его авторский замысел.
Подгоняемый нетерпеливой творческой мыслью, Мясковский сочиняет одну симфонию за другой.
В конце 1934 года новая — Тринадцатая симфония
прозвучала почти одновременно в Москве (дирижировал Л. Гинзбург) и в
Чикаго (дирижер Ф. Сток). Осенью 1935 года Г. Шерхен исполнил ее в
Винтертуре (Швейцария).
Четырнадцатую симфонию Мясковский постарался сделать
более светлой и динамичной. Общий тон ее бодрый, живой. Сам Мясковский
назвал ее «довольно бесшабашной вещицей», но отметил, что в ней есть
«современный жизненный пульс».
Шестнадцатая симфония Мясковского одна из ярчайших
страниц в истории советской симфонической музыки Прокофьев,
присутствовавший в Большом зале консерватории на открытии концертного
сезона Московской филармонии 24 октября 1936 года, когда эта симфония
впервые прозвучала под управлением венгерского дирижера Эугена Сенкара,
писал в рецензии, помещенной в газете «Советское искусство»: «По красоте
материала, мастерству изложения и общей гармоничности настроения — это
настоящее большое искусство, без поисков внешних эффектов и без
перемигивания с публикой».
В финале, насыщенном песенно-танцевальными мотивами,
продолжается прославление советской авиации. Для конкретизации образа
Мясковский в основу главной партии положил мелодию своей массовой песни
«Летят самолеты», начинающуюся словами «Чтоб край наш рос». Симфония
имела колоссальный успех. В памятный вечер премьеры автору пришлось
много раз выходить на эстраду. То было настоящее торжество, радость
которого для Мясковского усиливалась еще тем, что рядом с ним был
Прокофьев, и не как гость, по стечению обстоятельств попавший именно в
это время в Москву, а как человек, обосновавшийся уже здесь постоянно.
В творчестве Мясковского наступил необычно
плодотворный период. За четыре предвоенных года им были сочинены пять
(!) симфоний, включая и подлинную жемчужину — Двадцать первую. За пять
дней (!) Мясковский набросал эскизы этой симфонии и тут же стал ее
расцвечивать оркестровыми красками.
Длится симфония немногим больше 17 минут. Композитор
демонстрирует предельную лаконичность формы, ясность языка и высочайшее
полифоническое мастерство.
Игорь Бэлза так характеризует это произведение:
«Замысел Двадцать первой симфонии неразрывно связан с образами родной
земли, ее дивной красоты и необъятной шири. Но музыка симфонии выходит
далеко за пределы лирически-созерцательных настроений, ибо произведение
это согрето рожденными нашей действительностью чувствами радостной
приподнятости, светлой оптимистичности, бодрости и мужества. Именно эти
чувства, высказанные глубоко национальными средствами выразительности,
звучат в Двадцать первой симфонии Мясковского, которая могла быть
создана только русским музыкантом, живущим в советскую эпоху».
На начало Отечественной войны композитор откликнулся
сочинением трех боевых песен. Вслед за песнями появились два марша для
духового оркестра — «Героический» и «Веселый». В эвакуации в Нальчике
Мясковский сочинил Двадцать вторую симфонию, которую вначале назвал
«Симфония-баллада о Великой Отечественной войне».
Здоровье Николая Яковлевича в годы войны ухудшилось.
Операция, сделанная Мясковскому в феврале 1949 года, лишь несколько
улучшила его самочувствие. В конце года врачи предложили композитору
новую операцию, но он отказался, стремясь любой ценой завершить Двадцать
седьмую симфонию. В мае 1950 года Мясковского оперировали, но, увы… уже
было поздно. Перевезенный вскоре на дачу Николай Яковлевич быстро
угасал. 8 августа Мясковский скончался.
Вскоре после смерти композитора состоялась премьера
Двадцать седьмой симфонии… Умолк оркестр, а собравшиеся в зале сидели
неподвижно как зачарованные. Умение захватить, покорить слушателя своей
музыкой, заставить жить в мире созданных им образом и чувств в Двадцать
седьмой симфонии Мясковского проявилось с исключительной силой.
Понадобилось какое-то время, чтобы люди вернулись к реальной обстановке.
Тогда дирижер Гаук высоко над головой поднял партитуру, и все в зале,
стоя, долго и горячо аплодировали, выражая свое восхищение услышанным и
благодарность мастеру, создавшему это великолепное произведение. В тот
памятный вечер первого исполнения многие восприняли эту симфонию как
завещание мастера, вложившего в свое последнее произведение всю силу
таланта и умения.
ИСТОЧНИК: 100
великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. - М.: Вече, 2000.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Николай Мясковский. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.