«Музыка Мийо не объективна, а духовна. Она объединяет
все и всех на основе человеческих чувств. Благодаря ей, все предметы,
растения, животные, сами люди, взятые как индивидуумы, становятся
свидетелями драмы Человека, драмы вечной и неизменной.
Такова не только
одна из его пластических поэм, известная под названием „Человек и его
желание"; так могло бы называться все его творчество, рассказывающее о
страдании человека перед лицом невозможности счастья, о его тоске по
недостижимому совершенству и о его стремлении к духовному началу, в
котором все находит свое решение и все делается простым», — написал Поль
Коллер.
Дариюс Мийо родился 4 сентября 1892 года на юге
Франции в Экс-ан-Провансе в семье торговца. Его родители были
музыкантами-любителями: отец хорошо играл на рояле, а мать пела. В семь
лет Дариюс начал учиться игре на скрипке, а семнадцати лет поступил в
Парижскую консерваторию. Здесь он занимался у Бертелье (скрипка), К. Л
еру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора (теория композиции), П. Дюка
(дирижирование), а также в «Схола кашорум» у В. д'Энди. В консерватории
завязалась дружба с Ибером и Онеггером, Мийо увлекался тогда музыкой
Берлиоза, Дебюсси, Мусоргского и ставившимися в то время балетами
Стравинского. Эти пристрастия не прошли бесследно для его творчества.
Позднее Мийо скажет так: «Я могу утверждать, что не
существует такого проявления современной музыкальной мысли, как бы
свободна она ни была, которое не восходило бы к установившейся традиции и
не открывало бы логического пути для будущего развития. Каждое
произведение — только звено цепи, и новые находки мысли или техники
письма служат лишь добавлением к прошлой музыкальной культуре, без чего
любое изобретение было бы нежизнеспособным».
Дебютировал Дариюс в 1913 году в концерте
«Независимого музыкального общества» своим Первым струнным квартетом
(1912), бодрым, ритмически и мелодически изобретательным, посвященным
памяти Поля Сезанна. Мийо сам исполнил партию первой скрипки.
На редкость трудоспособный, независимый в суждениях,
дисциплинированный, а последнее отлично сочеталось со смелостью его
творческих поисков, Мийо привлек внимание П. Клоделя. Этот человек
выдающихся способностей: дипломат, поэт, драматург, замечательный
переводчик, сыграл большую роль в формировании творческого облика Мийо.
Началась их долгая дружба. Клодель, который с 1906 года занимал пост
посла Франции в Бразилии, взял его с собой. В 1916–1918 годах Мийо
проводит в Бразилии в качестве секретаря посла Франции. Позднее он часто
привлекал Мийо для музыкального оформления своих театральных замыслов.
На всю жизнь в памяти Дариюса запечатлелся
оригинальный бразильский фольклор, красочный быт страны. Воспоминания о
ней вызвали к жизни одно из самых его популярных произведений —
«Бразильские танцы». В них выразились самобытные черты народного
творчества Бразилии, в частности смешение португальского и негритянского
фольклора. Это обогатило творческое воображение композитора, расширило
его композиторские ресурсы. «Бразильские танцы» наряду с другими
произведениями — сюитой «Скарамуш» (для двух фортепиано) и
«Провансальской сюитой» — прочно вошли в репертуар советских
исполнителей.
По возвращении в Париж в 1918 году Мийо вскоре становится одним из участников «Шестерки».
В 1919 году Мийо завершает драму «Протей», начатую
еще в 1913 году. Интересно, что ее инструментальный материал стал
содержанием второй симфонической сюиты композитора. «Протей»
представляет собой музыку к сатирической драме Поля Клоделя, но, в
сущности, заключает в себе много элементов пластико-симфонических или
симфонико-хореографических. Интереснейшим моментом в этой музыке
является симфонический эпизод, сопровождающий кинофильм, на котором
развертываются различные превращения «Протея» во льва, огонь, воду,
дракона, осьминога и во фруктовое дерево. Это, пожалуй, одно из первых
приближений композитора-симфониста к кинематографическим заданиям — дать
звукопись в движении, связать музыкальные ритм и интонацию с
механически вращающейся лентой. В целом музыка к «Протею» образует ряд
вокальных (хоровых) изобразительно-программных и чисто
симфонически-инструментальных эпизодов, своего рода кантату-сюиту.
С середины 1920-х годов произведения Мийо исполняются
в ряде стран Европы, он сам много гастролирует в Америке и Европе, в
1926 году Мийо как дирижер своих произведений посещает Москву и
Ленинград.
К этому времени он автор уже большого числа
сочинений: остроумных эксцентриад-балетов «Бык на крыше» (1919), «Салат»
(1924), «Голубой экспресс» (1924), балета на основе бразильского
фольклора «Человек и его желание», «Сотворение мира» (1923) по
негритянской легенде, античной оперы «Эвмениды».
Характерным для своего времени является балет «Бык на
крыше». Мийо выступил здесь как новатор и один из первых пропагандистов
негритянской музыки. Сам композитор определил балет как
«кино-симфонию», в которой сплавлены интонации городского фольклора и
джаза.
Мийо много писал также в жанре инструментального
концерта. Ему принадлежит более тридцати концертов и концертных пьес для
различных инструментов с оркестром. В 1920-е годы композитор стремится
обновить привычные «классические» разновидности инструментального
концерта и вводит ранее не использовавшиеся в качестве концертных
инструменты, например маримбу, вибрафон.
Шесть маленьких симфоний Мийо (1917–1923) вводят нас в
атмосферу музыкально-поэтических впечатлений от природы, весны,
любовных забав и в лабораторию мастера, радующегося своему умению
сплетать из звуколиний прихотливые красочные узоры и сочетать их в остро
ритмованные мелодические — политональные комплексы.
Мийо создал двенадцать симфоний. К этому жанру он
обратился в 1939 году, а последнюю, «Пасторальную», написал в 1963 году.
В симфонии его привлекала жанрово-характеристическая особенность. Это
наиболее сильная сторона оркестровой музыки композитора, и ярче всего
она проявилась не в симфоническом, а в сюитном жанре.
С 1936 года вместе с членами «Шестерки» Мийо принимал
участие в деятельности Народной музыкальной федерации: создал хоры на
тексты революционных поэтов, вместе с Онеггером написал музыку к драме
«14 пиля» Р. Роллана (1936).
В 1940 году Мийо эмигрировал из оккупированной
Франции за океан. В годы оккупации Мийо жил в США, где преподавал
композицию в Миллс-колледже (Калифорния). Здесь он написал много
произведений различных жанров, среди которых опера «Боливар» (1943) —
романтизированное повествование о герое национально-освободительной
борьбы народов Латинской Америки. Вскоре Мийо еще раз обращается к идее
народного освобождения — в Четвертой симфонии, посвященной столетию
Революции 1848 года (1947). Отголоски войны запечатлены в его
значительной по замыслу кантате «Огненный замок» (1954), рассказывающей о
страшной судьбе узников фашистских лагерей смерти.
Близится окончание войны. Во «Французской сюите»
(1944) на фольклорные темы Нормандии, Бретани, Иль-де-Франса,
Эльзаса-Лотарингии и Прованса Мийо стремился собрать фольклор тех
регионов страны, в которых, по словам композитора, «соединенные армии
боролись за освобождение моей страны».
В 1945 году композитор возвратился на родину, работал
профессором Парижской консерватории. В 1956 году он становится членом
института Франции. В 1959 году его избирают президентом Французской
академии грамзаписи.
Это естественное признание его заслуг. Наряду с
Онеггером, Мийо — один из самых значительных современных композиторов
Франции и уж точно самый плодовитый. Им создано более 500 сочинений: 16
опер, 10 балетов, 12 симфоний, 34 концерта, 18 квартетов, 23 кантаты и
многие другие сочинения. Среди композиторов «Шестерки» Мийо был самым
деятельным, успешно совмещал композиторское творчество, дирижерскую и
музыкальную практику.
Природа музыкального дарования Мийо богата, но не
однородна. В своих сочинениях он предстает лириком и сатириком, трагиком
и эпиком. Конкретность мышления предопределяет реалистичность его
искусства. Ему чужды крайности экспрессионизма.
Его ярко индивидуальной музыке присущи, однако,
противоречия. В начале творческого пути это шло от полемического задора,
направленного против чрезмерной утонченности музыки импрессионистов,
которой поколение Мийо противопоставляло подчеркнутое значение ритма,
динамики, используя и нарочито примитивные интонации «уличной» музыки.
Для стиля Мийо характерны политональность, броские оркестровые и хоровые
эффекты, сочетающиеся с простой в своей основе мелодией (часто
провансальского склада). В годы деятельности «Шестерки» композитор искал
преувеличенные эффекты, вызывавшие бурную реакцию аудитории и критики.
Позднее стиль Мийо стал устойчивее и несколько умереннее. В
инструментальных и камерных сочинениях (Мийо культивировал жанр
струнного квартета) особенно наглядны связи с французской музыкальной
классикой. Мийо обычно избирал сжатые музыкальные формы, длительному
развитию предпочитал контрасты. Французский характер мелодики составляет
основу его творчества — здесь и интонации старинных песнопений, и
провансальские мотивы. Он чужд догматики, не приемлет додекафонии. В его
творческой методике — многое от интуиции, своеобразного музыкального
«ремесла» (отсюда целые серии однотипных сочинений).
Мийо многолик. Чтобы нагляднее пояснить это, стоит
остановиться на его оперном творчестве, в котором сосуществуют разные,
нередко полярные, направления. Первое, условно говоря,
«антично-библейское» — эпическое по концепции, суровое по колориту, со
стихийными взрывами эмоций. Это — «Орестея» (1915), далее «Медея» (1939)
и «Давид» (1954); отблески этой манеры, преимущественно в хоровых
сценах, ощутимы в «Христофоре Колумбе» (1930). На другом направлении
Мийо стремится к максимальной простоте речи, в основном
монодически-речитативной, опирающейся на камерное звучание оркестра. Оно
отражено, к примеру, в опере «Несчастья Орфея» (1926) на свободно
модернизированный античный сюжет: Орфей стал сельским костоправом,
Эвридика — цыганкой. Одновременно — это уже третий путь! — он создает
«Бедного матроса» (1927), где и сам сюжет и его музыкальная трактовка
сродни веристской драме. И, наконец, сразу же вслед за новаторской
концепцией «Колумба» Мийо обращается к традиционно-романтическому
(«обстановочному») спектаклю, в духе Мейербера или раннего Верди, в
опере «Максимилиан» (1932) и позднее в опере «Боливар».
Действительно, каскад замыслов, калейдоскоп решений!
До чего же этот композитор многолик, недаром он сам говорил, что меняет
творческую манеру в зависимости от жанра и поставленной себе задачи.
Несмотря на такую переменчивость манер, в музыке Мийо явственно
ощущается индивидуальный стиль незаурядной художественной личности,
мыслящего музыканта, смело «опробовающего» образно-выразительные
возможности искусства.
Композитору было уже за семьдесят, но он продолжал
интенсивную творческую работу Кроме «Пасторальной» симфонии, рождаются —
опера «Виновная мать» (1965), «Ода погибшим на войне» (1963), Второй
концерт для кларнета (1964).
Свою последнюю оперу, музыка которой отмечена
мелодраматизмом, — «Преступная мать» — он написал в возрасте 77 лет на
сюжет заключительной части известной трилогии Бомарше.
Мийо умер в Женеве 22 июня 1974 года.
ИСТОЧНИК: 100
великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. - М.: Вече, 2000.
Любите смотреть сериалы по телевизору? Но что делать, если вы были в отъезде и пропустили серии любимого фильма? Не печальтесь! Выход есть! Ведь сериалы онлайн в хорошем качестве можно смотреть. Ваши любимые герои всегда рядом!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Дариюс Мийо. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.