Анатолий Лядов родился 11 мая 1855 года в Петербурге.
Вся жизнь Лядова связана с этим городом, с его художественной средой.
Выходец из семьи профессиональных музыкантов, он рос в артистическом
мире. Отличной школой для него был Мариинский театр, в котором работал
его отец, известный дирижер русской оперы. Весь оперный репертуар театра
был знаком Лядову с детства, а в юные годы он сам нередко участвовал в
спектаклях в качестве статиста.
Редкая одаренность Лядова проявлялась не только в его
музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию,
поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся
остроумные, полные юмора стихотворения и рисунки композитора.
Первые уроки фортепианной игры он получил у пианистки
В. А. Антиповой, сестры его матери. Однако регулярных занятий долгое
время не было. Беспорядочная жизнь отца, «богемная» обстановка в доме,
отсутствие настоящей родительской ласки, заботы, любви (Лядов в возрасте
шести лет потерял мать), неустроенность и хаотичность быта — все это не
только не способствовало планомерному развитию юного музыканта, но,
напротив, формировало в нем некоторые негативные психологические черты,
например, внутреннюю несобранность, пассивность, безволие, впоследствии
отрицательно влиявшие на весь творческий процесс композитора.
В 1867–1878 годах Лядов обучался в
Санкт-Петербургской консерватории у профессоров Ю. Иогансена (теория,
гармония), Ф. Беггрова и А. Дубасова (фортепиано), а с 1874 года — в
классе композиции у Римского-Корсакова, сразу же оценившего дарование
своего ученика: «Талантлив несказанно». И, несмотря на то, что учебный
процесс протекал далеко не гладко, Лядов блестяще закончил
консерваторию, представив в качестве дипломной работы выполненную на
высоком профессиональном уровне кантату «Заключительная сцена из
„Мессинской невесты", по Шиллеру».
В студенческие годы Лядов обратился к популярному в
России жанру романса. Но быстро потерял вкус к романсовой лирике и
неоднократно подчеркивал в своих высказываниях, что «слава,
приобретенная романсами, — дешевые лавры».
Еще будучи студентом, Лядов при содействии
Римского-Корсакова вошел в содружество композиторов «Могучая кучка»,
которые тепло приняли одаренного юношу в свой клан как преемника «новой
русской школы». Так состоялось знакомство с Мусоргским, Бородиным,
Стасовым и приобщение к высоким идеалам кучкистов. И хотя Лядов застал
кружок уже в период заката и неизбежного раскола, вызванного
естественным самоопределением гениальных его представителей, он все же
не мог не ощущать могучего воздействия великой традиции. Именно от нее
унаследовал он ту «бесконечную преданность искусству и осознание себя
как художника русского, национального», которые пронес через всю жизнь.
В середине 1880-х годов Лядов вошел в состав нового
объединения петербургских музыкантов — «Беляевский кружок», где сразу
занял ведущее положение, став членом руководящего триумвирата.
Римский-Корсаков, Глазунов, Лядов. Эта ведущая группа, при поддержке
Беляева, выполняла самую сложную работу по отбору, редактированию,
изданию новых сочинений. Активное участие принимал Лядов и в музыкальных
собраниях, известных под названием «беляевских пятниц», где постоянно
звучали его сочинения, оказавшие значительное воздействие на младших
современников, представителей петербургской школы.
Как художник Лядов сформировался довольно рано, и на
протяжении всей его деятельности нельзя заметить сколько-нибудь резких
переходов от одного этапа к другому. Да и в самом образе жизни, в своих
привычках он оставался консервативным. Внешне спокойно и крайне
однообразно протекали его годы: «30 лет на одной квартире — зимой; 30
лет на одной даче — летом; 30 лет в весьма замкнутом круге людей», —
отмечал А. Н. Римский-Корсаков.
Типичный петербургский интеллигент конца века, Лядов
словно специально отгораживался от внешнего мира, опасаясь его вторжения
в свою жизнь, каких-либо изменений в ней к худшему. Быть может, именно
этого вторжения извне ему и недоставало для творческой активности. В
отличие от многих русских художников, находивших в зарубежных
странствиях и в новых впечатлениях сильнейшие стимулы к творческой
мысли, Лядов, в силу своей природной инерции и вялости, боялся
«сдвинуться с места». Лишь дважды ровное течение петербургской жизни
было нарушено короткими поездками за границу: на Всемирную
художественную выставку в Париж летом 1889 года, где исполнялись его
сочинения, и в Германию в 1910 году.
В свою личную жизнь Лядов никого не допускал. В этом
плане весьма характерным для него оказался факт сокрытия своей женитьбы в
1884 году от друзей. Никому из них не представил он свою супругу
Н. И. Толкачеву, с которой счастливо прожил всю жизнь, воспитав двух
сыновей.
С молодых лет формировалось у Лядова и то характерное
скептическое мировоззрение, которое к концу жизни приняло
пессимистическую окраску. В лядовской переписке все время ощущается
неудовлетворенность жизнью, собой, своим творчеством. Почти в каждом
письме пишет он о скуке, тоске, которая мешает ему сосредоточиться как
на работе, так и на отдыхе. Повсюду, где бы он ни находился, его
преследуют грустные мысли, предчувствия «рокового конца», с годами
усугублявшиеся.
Современники упрекали Лядова за малую творческую
продуктивность. Одна из причин этого — материальная необеспеченность
Лядова, вынужденного много заниматься педагогической работой. В 1878
году он был приглашен в консерваторию профессором и в этой должности
состоял до конца жизни. А с 1884 года он еще и преподавал в
инструментальных классах Придворной певческой капеллы. Надо сказать, что
как педагог Лядов добился немалых успехов. Среди его учеников
Прокофьев, Асафьев, Мясковский. Преподавание отнимало в день не менее
шести часов. Лядов сочинял, по его собственному выражению, «в щелочки
времени», и это его очень удручало. «Сочиняю мало и сочиняю туго, —
писал он своей сестре в 1887 году. — Неужели я только учитель? Очень бы
этого не хотелось! А кажется, что кончу этим…» Вдобавок с 1879 года он
активно занимался дирижерской деятельностью.
Лядов был прекрасным пианистом, хотя и не считал себя
виртуозом и не занимался публичной концертной деятельностью. Все
современники, слышавшие его игру, отмечали изящную, утонченно-камерную
манеру исполнения.
Обращение Лядова к фортепианному творчеству явилось
вполне естественным. Лядовские фортепианные пьесы — своего рода
музыкально-поэтические зарисовки отдельных жизненных впечатлений, картин
природы, отображенных во внутреннем мире художника.
Наиболее оригинален цикл «Бирюльки», созданный в 1876
году и сразу выявивший талант двадцатилетнего композитора. От «Бирюлек»
так и веет свежестью, молодым вдохновением.
В полосу творческого становления Лядов вступил к
концу 1880-х годов, проявив себя как мастер миниатюры. Эта наклонность
проявилась у него уже в первых фортепианных сочинениях, в которых
выкристаллизовывались присущие ему краткость, отточенность музыкальной
мысли и формы, ювелирная отделка деталей. «Тончайший художник звука»,
он, по словам Асафьева, «на место импозантности чувства выдвигает
бережливость чувства, любование крупицами — жемчужинами сердца».
Вершиной же камерной формы явились, несомненно,
прелюдии Лядова. Его вполне можно назвать основоположником русской
фортепианной прелюдии. Этот жанр был особенно близок эстетическому
мировоззрению Лядова-миниатюриста. Неудивительно, что именно в ней
наиболее ярко проявились индивидуальные, специфические черты его
почерка. Из сочинений 1890-х годов выделяются «прелюдии-размышления»,
глубоко психологические, навеянные какой-то безутешной печалью.
Но не только инструментальная музыка увлекала
композитора. Большой популярностью пользовались три тетради «Детских
песен», написанные Лядовым в 1887–1890 годы. В их основу легли подлинно
народные тексты древних, добылинных жанров — заклинаний, прибауток,
присказок.
В оригинальных же авторских мелодиях «Детских песен»
легко узнаются знакомые с детства интонации «нянюшкиных напевов», нежных
колыбельных «Детские песни» Лядова поражают удивительной чуткостью,
трогательной любовью и глубоким пониманием детской души. Композитор
подает мелодию то с мягким юмором, то с задорной игривостью, то в
нарочито-важном, повествовательном тоне, то в плане гротеска и даже
парадокса. В каждой из «Детских песен» проскальзывает тонкий лядовский
юмор — ласковый и добрый. Но почти все они оставляют на душе чувство
легкой грусти, жалости, а порой чуть жутковатого ощущения безвыходности и
«нестроения» жизни.
«Не мог ли Лядов лучше засвидетельствовать свой
русский дух, чем в своих обработках русских песен?» — писал известный
музыкальный критик Витол. Публикация первого из четырех сборников «Песен
русского народа для одного голоса с сопровождением фортепиано» (30
песен) относится к 1898 году, хотя заниматься русским фольклором Лядов
начал еще в 1880-е годы. Всего же Лядов обработал 150 русских народных
песен. Симфонические шедевры Лядова появились в последний период его
жизни.
Более всего удавались ему сочинения, связанные с
тематикой русской сказки, с фантастикой, с русским фольклором. Путь к
ним пролегал через «Детские песни» и другие обработки песенных образцов.
Блестящим подтверждением творческой эволюции Лядова
являются и его знаменитые программные миниатюры — «Баба-Яга», «Волшебное
озеро», «Кикимора». Созданные в 1904–1910 годы, они отразили не только
традиции предшественников, но и творческие искания современности.
Оркестровые сказочные картины Лядова, при всей самостоятельности их
замыслов, можно рассматривать как своеобразный художественный триптих,
крайние части которого («Баба-Яга» и «Кикимора») представляют собой
яркие «портреты», воплощенные в жанре фантастических скерцо, а средняя
(«Волшебное озеро») — завораживающий, импрессионистский пейзаж.
Последняя работа в сфере симфонической музыки — «Кеше» («Скорбная песнь»), связана с образами Метерлинка.
«Скорбная песнь» оказалась «лебединой песнью» самого
Лядова, в которой, по словам Асафьева, композитор «приоткрыл уголок
своей собственной души, из своих личных переживаний почерпнул материал
для этого звукового рассказа, правдиво-трогательного, как робкая
жалоба».
Этой «исповедью души» завершился творческий путь
Лядова, чей оригинальный, тонкий, лирический талант
художника-миниатюриста, быть может, проявился несколько раньше своего
времени.
Композитор умер 28 августа 1914 года.
Готовитесь к свадьбе и подыскиваете себе сногсшибательный наряд? В свадебном салоне Мария вы найдете все, что вам нужно. Свадебные платья от лучших дизайнеров покорили уже немало мужских сердец. В этот важный день он будет от вас без ума!
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Анатолий Лядов. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.