С каждым годом имя чешского композитора Леоша Яначека
все чаще появляется на оперных и концертных афишах, и в этом можно
увидеть одно из самых важных проявлений справедливого приговора истории.
Яначеку было за пятьдесят, когда, ютясь в моравском захолустье
габсбургской Австро-Венгрии, он переходил от надежды к отчаянию, в
который раз перелистывая страницы своих партитур. Как о несбыточном
счастье мечтал он услышать их в реальном, а не в воображаемом звучании.
Композитор родился 3 августа 1854 года в краю густых
лесов и старинных замков, в небольшой горной моравской деревушке
Гуквальды. Он был девятым из четырнадцати детей учителя средней школы.
Его отец, кроме других предметов, преподавал музыку, был скрипачом,
церковным органистом, руководителем и дирижером хорового общества. Мать
также обладала незаурядными музыкальными способностями и познаниями. Она
играла на гитаре, хорошо пела, а после смерти мужа исполняла партию
органа в местном костеле. Детство будущего композитора было бедным, но
здоровым и привольным. Он навсегда сохранил душевную близость к природе,
уважение и любовь к моравским крестьянам, которые были воспитаны в нем с
малых лет.
Лишь до 11 лет прожил Леош под родительским кровом.
Его музыкальные способности и звонкий дискант решили вопрос о том, куда
следует определить ребенка. Отец отвез его в Брно к Павлу
Кржижковскому — моравскому композитору и собирателю фольклора Леош был
принят в церковный хор Старобрненского августинского монастыря.
Мальчики-певчие жили при монастыре на казенный счет, посещали
общеобразовательную школу и проходили музыкальные дисциплины под
руководством строгих наставников-монахов. Композицией с Леошем занимался
сам Кржижковский.
Воспоминания о жизни в Старобрненском монастыре нашли
отражение во многих сочинениях Яначека (кантаты «Амарус» и «Вечное
Евангелие»; секстет «Юность»; фортепианные циклы «Во мгле», «По заросшей
тропе» и др.). Атмосфера древней моравской культуры, осознанная в те
годы, воплотилась в одном из шедевров композитора — «Глаголической
мессе» (1926).
Здесь, в центре Моравии, в городе Брно, Яначек
начинает и свою служебную деятельность по окончании педагогического
учебного заведения: он становится учителем, продолжая традиции деда,
отца и матери. В 1873–1876 годах Яначек стал хормейстером хорового
общества ремесленников «Святоплук». Мечты о дальнейшем музыкальном
образовании остаются мечтами на долгие годы. Только в 1878 году ему
удается вырваться в мир «большой музыки», в Лейпциг и Вену. До этого он
за один год прошел двухлетний курс игры на органе в Пражской школе
органистов В воображении он видел себя в Петербурге в классе Антона
Рубинштейна. В реальности же он постигает тайны «композиторской кухни» в
немецких консерваториях.
Но все же в главном деле своей жизни — творчестве —
настоящего большого руководителя у него не было. Все, чего он достиг,
было завоевано не благодаря школе и многоопытным советчикам, а
совершенно самостоятельно, путем трудных исканий, подчас методом проб и
ошибок.
С конца 1870-х годов Яначек руководит Моравским
певческим обществом. В 1881 году он создает Органную школу в Брно. Около
сорока лет он бессменно руководил ею, воспитывал здесь не только
органистов, но и музыкантов более широкого профиля дирижеров, регентов,
композиторов. На базе школы Яначека в 1919 году выросла Консерватория, в
1947 году реорганизованная в Академию искусств имени Яначека.
Огромная занятость могла только затруднить процесс
творчества, но не убить потребность создавать музыку. Яначек был
прирожденным композитором.
Наиболее ранние из известных сочинений датированы
концом 1870-х годов: шестичастная Сюита для струнного оркестра,
«Идиллия» для того же состава; «Зденкины вариации» для фортепиано,
очевидно, связанные, как показывает их название, со Зденкой Шульц,
ставшей вскоре женой композитора. В этих сочинениях, как и в хоровой
«Осенней песне» на стихи Ярослава Вархлицкого, в «Думке» для скрипки и
фортепиано заметны типичные черты композитора-романтика, идущего стезей,
проложенной Шубертом, Мендельсоном, Брамсом, но при этом сохраняющего
черты национальной самобытности.
Долгие годы композитор трудился и боролся в
провинциальной безвестности. Пражская профессиональная среда его долго
не признавала, только один Дворжак ценил и любил своего младшего
коллегу. В то же время укоренившееся в столице позднеромантическое
искусство было чуждо моравскому мастеру, опиравшемуся на народное
творчество и на интонации живой звучащей речи. С 1886 года композитор
вместе с этнографом Ф. Бартошем каждое лето проводил в фольклорных
экспедициях. Он опубликовал множество записей моравских народных песен,
создал их концертные обработки, хоровые и сольные. Высшим достижением
были симфонические «Лашские танцы» (1889). Одновременно с ними вышел
знаменитый сборник народных песен (свыше 2000) с предисловием Яначека «О
музыкальной стороне моравских народных песен», ныне считающимся
классическим трудом в фольклористике. Его оперные опыты были более
трудными.
Сюжет его первой оперы — «Шарка» корнями уходит в
народные легенды о чешских девах-воительницах, хранящих обычаи
матриархата, унаследованные от княгини Либуше, первой правительницы
Чехии. Написанная в традициях романтической оперы, с эмоциональной
приподнятостью, обилием хоровых и ансамблевых эпизодов, «Шарка» целиком
базируется на мелодической основе чешского фольклора. Увы, с «Шарки»
начинается список сочинений Яначка, на десятилетия заточенных в его
рабочей комнате.
Следом Яначек написал этнографические балет «Ракош
Ракочи» (1890) и оперу «Начало романа» (1891), в которых обильно
цитировались народные песни и танцы. Балет даже ставился в Праге во
время Этнографической выставки в 1895 году. Эти произведения были
временным этапом в творчестве Яначека. Композитор шел по пути создания
большого правдивого искусства. Им двигало стремление противопоставить
отвлеченности, жизненность, древности — сегодняшний день, выдуманной
легендарной обстановке — конкретность народного быта, обобщенным
героям-символам — простых людей с горячей человеческой кровью.
Этого удалось достигнуть лишь в третьей опере
«Йенуфа» (по драме Г Прейссовой, 1894–1903 годы) «Йенуфа», или «Ее
падчерица», — социальная драма. Она написана горячо, в ней страстно
обличается зло. Но Прейссова не избежала множества натуралистических
деталей в обрисовке быта, в раскрытии душевного мира героев Яначек
вторгается в работу Прейссовой и добивается создания выразительного
либретто с четкой драматургической структурой.
Композитор убежденно следовал основной идее не
допустить в музыке сентиментальности и мелодраматизма Ему, свободно
владеющему тайнами мелодического письма, легко было бы наполнить музыку
«сладкозвучием», создать, как любил выражаться Даргомыжский, «льстивые
для уха мелодии» Именно этого он избегал
Из-под пера непризнанного композитора, нарушившего к
тому же привычные нормы «оперности», обратившегося к острой манере
письма, родилось произведение огромной силы социального обличения и
одновременно — огромной силы художественного воздействия, произведение, в
полном смысле слова новаторское Именно потому оно произвело
отрицательное впечатление на благодушно-либеральное руководство
Пражского театра, в результате отклонившего «Йенуфу». Понадобилось 13
лет борьбы, чтобы великолепное произведение, сегодня идущее в театрах
всего мира, попало наконец на столичную сцену. В 1916 году опера имела
оглушительный успех в Праге, а в 1918 году в Вене, что открыло
безвестному 64-летнему моравскому мастеру путь к мировой славе.
В период творческой катастрофы Яначек пережил
жесточайший удар судьбы — смерть дочери, девушки редкой красоты и редких
душевных достоинств. До этого Яначек потерял горячо любимого сына. Дети
были названы русскими или, как говорил Яначек, «пушкинскими именами» —
Ольга и Владимир. Только необоримая воля к жизни, к творчеству, участие в
борьбе за национальное освобождение Чехии от габсбургского орла не дали
талантливому музыканту склонить голову и предаться отчаянию. Отголоски
события этих черных лет слышны в фортепианном цикле «По заросшей тропе».
В начале XX века у Яначека отчетливо проявляются
социально-критические тенденции. Композитор пишет фортепианную сонату «С
улицы» и помечает ее датой 1 октября 1905 года, когда австрийские
солдаты разгоняли в Брно молодежную демонстрацию, а затем — трагические
хоры на стихи рабочего поэта Петра Безруча — «Кантор Гальфар», «Маричка
Магдонова», «70 000» (1906). Особенно драматичен хор «Маричка Магдонова»
о гибнущей, но не покорившейся девушке, вызывавший всегда бурную
реакцию зала. Когда композитору после одного исполнения этого сочинения
сказали «Да это же настоящий митинг социалистов!» — он ответил «Именно
этого я и хотел». К тому же времени относятся первые наброски
великолепной симфонической рапсодии «Тарас Бульба», полностью
завершенной композитором в разгар Первой мировой войны, когда
правительство Австро-Венгрии гнало чешских солдат воевать против
русских.
Последнее десятилетие жизни и творчества композитора
(1918–1928) можно назвать лирико-философским, им созданы самая
лирическая из его опер «Катя Кабанова» (по «Грозе» Островского, 1921
год), поэтичная философская сказка для взрослых — «Приключения
лисички-плутовки» (по новелле Р. Тесноглидека, 1924 год), а также оперы
«Средство Макропулоса» (по одноименной пьесе К. Чапека, 1925 год) и «Из
мертвого дома» (по «Запискам из мертвого дома» Ф. Достоевского, 1928
год).
В «Кате Кабановой» нерушимым осталось темное царство
Кабанихи и Дикого, хотя много бытовых подробностей не вошло в оперу.
Сохранив зловещий фон царства изуверской жестокости и тьмы, композитор
выткал на нем пленительный образ Катерины. Основной мелодический рисунок
он поручил флейте с ее чистым, пасторальным тембром Большой монолог
Катерины и две сцены с Борисом могут быть отнесены к лучшим страницам
оперной лирики нашего века.
Интересно, что две оконченные и две неоконченные
оперы Яначка непосредственно связаны с русской литературой. Первые две —
«Катя Кабанова» (по «Грозе» Островского) и «Из мертвого дома» (по
Достоевскому), вторые две — «Анна Каренина» и «Живой труп». В обращении
Леоша Яначека к русской литературе нет ничего удивительного. Это — одно
из выражений его любви к России, к русской культуре, к русскому языку,
который он изучил Леош Яначек дважды ездил в Россию, с восторгом
вслушивался в музыку русской речи, наслаждался звенящими потоками
русского хорового пения Музыка Глинки, Даргомыжского, «кучкистов»,
Чайковского постоянно питала творческое воображение композитора.
В то же плодотворное десятилетие возникли
великолепная «Глаголическая месса», два оригинальных вокальных цикла
(«Дневник исчезнувшего и Прибаутки»), замечательный хор «Безумный
бродяга» (ст. Р. Тагора) и Симфониетта для духового оркестра.
Симфониетта, длящаяся около 25 минут, стала самым популярным из
сочинений Яначека в репертуаре большинства оркестров мира.
Последние десять лет жизни Яначек провел в Праге,
куда переехал в 1918 году, заняв место профессора консерватории. До
конца дней своих, а он скончался 12 августа 1928 года, Яначек не
выпускал из рук карандаша, оставаясь человеком, которому, по выражению
Б. В. Асафьева, «до самой смерти удалось быть в числе молодых».
Смерть настигла Яначека неожиданно: во время отдыха
летом в Гуквальдах он простудился и умер от воспаления легких. Хоронили
его в Брно. Собор Старобгженского монастыря, где он учился и мальчиком
пел в хоре, был переполнен толпами взволнованных людей. Казалось
невероятным, что ушел тот, над кем годы и старческие недуги словно были
не властны. Современники не до конца поняли, что Яначек — один из
основоположников музыкального мышления и музыкальной психологии XX века.
Его речь с сильным местным акцентом казалась чересчур резкой для
эстетов, оригинальные творения, философские взгляды и теоретическое
мышление подлинного новатора воспринимались как курьез. При жизни он
снискал репутацию недоучки, примитива, местечкового фольклориста. Лишь
новый опыт современного человека к концу столетия открыл нам глаза на
личность этого гениального художника, и начался новый взрыв интереса к
его творчеству. Теперь прямолинейность его взгляда на мир не нуждается в
смягчении, острота звучания его аккордов не требует шлифовки.
Современный человек видит в Яначеке своего соратника, глашатая
общечеловеческих принципов прогресса, гуманизма, бережного уважения
законов природы.
Вы начинающий певец или шоумен? Делаете первые успешные шаги на сцене или телеэкране? А вы уже подумали о том, чтобы создать портфолио со своими фотографиями. Для этого лучше всего обратиться к профессионалу. Талантливый фотограф в Киеве проведет в вами полноценную фотосессию в своей фотостудии и сделает для вас уникальные и красивые фотоснимки.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Леош Яначек. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.