Вся жизнь Веберна связана с Австрией. И если он
ненадолго покидал ее, то мысленно всегда здесь оставался — в столь
близкой ему культурной среде. Но помимо Вены есть Тироль, откуда вышел
старинный род Вебернов Просторы гор. Незамутненный и холодный, как
кристалл, воздух. Необозримые луга и ослепительно чистый снег Вечный
покой. Это не только родина Веберна — здесь и источник веры его в
гармонию мира. Композитор Крженек сказал об этом так: «…веберновская
музыка наполнена чистым, прозрачным воздухом и гнетущим молчанием горных
вершин…», она часто звучит «как сверхъестественные, жуткие голоса самой
природы, как пугающий грохот подземных вулканов или парящие крылья с
других планет».
Антон фон Веберн родился в семье инженера 3 декабря
1883 года в Вене. Сначала там же обучался в гимназии, потом в Граце (с
1890 года) и Клагенфурте (с 1893) — здесь состоялись первые уроки
музыки, здесь же — в 1902 году он закончил образование, после чего
поступил в Венский университет, где изучал философию и занимался
музыковедением под руководством Гвидо Адлера. По окончании занятий, в
1906 году, Веберну была присвоена ученая степень доктора философии за
исследование капитального сборника духовных полифонических сочинений
Гейнриха Изаака, старшего современника Жоскена Депре. Исследование
Веберна вместе с его публикацией были напечатаны в серии «Памятники
музыкального искусства Австрии». Случай уникальный: будущий композитор
начинает как теоретик-музыковед, ведь многочисленны противоположные
примеры! Не отсюда ли научная дисциплинированность, организованность
композиторского мышления Веберна? Не отсюда ли также — его увлечение
строгой полифонической техникой, интервально-структурной композицией,
рациональной выверенностью в соотношении разделов формы, симметрией
построений?
Первые композиторские опыты Веберна относятся к
рубежу XIX–XX веков. Сначала он увлекся Вагнером (большое впечатление
произвело посещение Байрейта в 1902 году), затем Брамсом, позже —
Малером; последнее увлечение — Шёнберг. В первых произведениях, еще,
правда, не вполне самостоятельных, заложены зерна его дальнейших
исканий: это оркестровая Пассакалия, основанная на вариационном
принципе, который так широко использовал позже Веберн, и сравнительно
краткая пьеса для смешанного хора, написанная в строгой канонической
форме — в той полифонической манере, которую в дальнейшем композитор
будет все более Совершенствовать. Оба сочинения написаны в 1908 году.
Однако далеко до завершения этих произведений он стал одним из учеников
Арнольда Шёнберга, с которым его познакомил Эгон Веллес — композитор и
ученый, позже снискавший большую известность как крупнейший знаток
византийской музыки. Он вспоминал, как «…в октябре 1904 года мы начали
встречаться и играли вместе на рояле Третью симфонию Малера, которая
должна была исполняться в том сезоне. Мы вместе посещали все репетиции,
на которых Малер дирижировал этой симфонией, а в последующие годы —
репетиции Пятой и Шестой симфоний На семинарах профессора Адлера мы
играли на рояле последние квартеты Бетховена и анализировали их».
Постепенно круг шёнберговских учеников расширялся
(Веберн вовлек в него Берга). С 1906 года они поддерживали с учителем
почти ежедневную связь. Веллес свидетельствует, что в годы, когда
Шёнберг вступил на путь атонализма (то есть с 1908 года) и когда стоял
на пороге открытия додекафонного метода композиции (завершение этих
исканий приходится на 1921 год), он часто советовался с Веберном по
волновавшим его вопросам. Учебные занятия с Шёнбергом прекратились в
1908 году, наступила новая фаза отношений — творческое общение, тесная
дружба.
С 1906 года дирижирование — по крайней мере на
ближайшее двадцатилетие — становится основным источником доходов
Веберна. Места службы: преимущественно театры драматические и оперные.
Города: Прага, Данциг, Штеттин. В 1909 году Веберн пишет Пять пьес для
струнного квартета, затем через год Шесть пьес для оркестра, с которых
начинается первый период его творчества — это период так называемой
свободной атональности. Музыка отличается максимальной афористичностью
высказываний. Еще одна характерная черта — преобладание инструментальной
музыки. Начинается Первая мировая война. В 1915 году Веберн был
мобилизован, но в следующем году освобожден из-за плохого зрения. Он
возвращается к музыке и в 1917 году пишет новое сочинение — Четыре песни
для голоса и фортепиано. Это произведение словно подводит черту под
начальным периодом творчества Веберна.
В последующее десятилетие он, под большим влиянием
«Лунного Пьеро» Шёнберга, пишет вокальные циклы с разнообразным
камерно-инструментальным сопровождением. Произведения также весьма
кратки: все двадцать пять пьес сольных циклов звучат немногим более
двадцати минут. Но музыка Веберна предстает теперь еще более строгой и
вместе с тем драматичной. Его уже тогда отличает трепетное отношение к
звуку. Чувство отдельно взятого звука, его интенсивности ни у кого из
композиторов не только прошлых времен, но и современности не было столь
развито, как у Веберна. Звук для него — в своем конкретном высотном,
тембровом звучании — нечто живое, одушевленное. Отсюда у Веберна и то,
что называется «пуантилизмом», — пунктирное звучание, в котором тонкой
вязью интервальных соотношений, связанные друг с другом тона возникают
изолированно, будто рожденные в вакууме. В 1920 году Веберну, наконец,
удается заключить первые контракты на издание своих сочинений — с
венским Универсальным издательством. Это издательство и в позднейшие,
трудные времена оказывало ему посильную помощь. После войны оживление
дирижерской деятельности наступает в связи с созданием в Вене по
инициативе и под руководством Шёнберга Общества закрытых (частных)
исполнений (просуществовало с 1918 по 1922 год). С 1921 года Веберн
руководит любительскими хорами. Он сближается с рабочими оркестровыми и
певческими коллективами, проводит с ними большую работу: они исполняют
Девятую симфонию Бетховена и особенно запомнившуюся венцам Восьмую
Малера — «симфонии тысячи участников». Веберн был связан с рабочими
музыкальными организациями до 1934 года, когда они были разгромлены
реакционным правительством Австрии. В 1924 году, а затем и в 1932 году
Веберну была присуждена музыкальная премия города Вены. В этом же году
он сочиняет свой новый опус — Три народных текста для голоса и
инструментального ансамбля. Это одна из вершин композитора. Так
считал, — например, композитор Игорь Стравинский. В недрах данного
периода уже вызревает додекафонная техника.
В 1927 году Веберн становится дирижером Венского
радио. Его приглашает на гастроли и лондонский радиооркестр Би-би-си. С
1929 по 1935 год он выезжал в Англию пять раз.
В это же время в творчестве Веберна вновь преобладает
инструментальная музыка — Струнное трио, Симфония, Квартет с
саксофоном, Концерт для девяти инструментов. Он переходит к крупным,
масштабным замыслам, к более протяженным по длительности произведениям,
конечно, веберновской системе отсчета времени! Ведь веберновская музыка
небывало лаконична. Сместились обычные представления о временной
длительности, и все изданные произведения Веберна — 31 опус — требуют
для своего исполнения всего около трех часов. Самое пространное
сочинение — шестичастная Вторая кантата — звучит минут двенадцать, а
самые короткие — немногие секунды. К примеру, в «Багателях» первая пьеса
длится десять секунд, вторая и четвертая — по восемь, третья и шестая —
по девять, пятая — тринадцать секунд. Такая афористичность выражения
вызывает отдаленную ассоциацию с традиционным японским поэтическим
трехстишием — хокку.
Веберн ввел новые параметры времени в музыке. Причем
осуществлял это настолько непроизвольно, что иногда ошибался в
определении временной протяженности своего произведения: ему казалось,
будто оно должно длиться дольше, нежели то было на самом деле. Так, в
процессе сочинения в 1943 году своего последнего произведения — Второй
кантаты Веберн писал: «Продолжительность — полчаса». Закончив партитуру,
тщательно проставив метроном, композитор отметил: «Длительность
шестнадцать минут». Однако ее реальное звучание длится не более
двенадцати минут. Эта психологическая ошибка, вероятно, объясняется
содержательной насыщенностью каждого звучащего мгновения музыки, что
нарушает — не только у Веберна, но и у слушателей! — представление о
привычном отсчете времени.
На рубеже 1920-1930-х годов композитор находится в
расцвете своего таланта. Несколько упрочивается и его материальное
положение. Карта дирижерских гастролей расширяется, включая, помимо
Вены — Берлин, Дюссельдорф, Донау-Эшинген, Мюнхен, Франкфурт, Цюрих,
Барселону, Лондон.
Всего исполнительской работе он отдал более тридцати
лет. Только сам Веберн наверняка знает, сколько мучений приносила ему
репетиционная работа, как страдал он от фальшивых нот, от грубого и
плотного звучания оркестра, от непонимания тех, кем приходилось
руководить! Слушателей же поражала беспримерная точность исполнения —
результат титанической работы. Знакомый композитора — Крафт приводит
любопытный эпизод. Веберн был приглашен в 1936 году в Барселону
дирижировать премьерой Скрипичного концерта Берга. «В продолжение двух
репетиций — из трех отведенных — он успел удовлетворительно, по его
мнению, подготовить только первые восемь тактов. Тогда разразился
скандал, после чего оставшуюся репетицию провел менее разборчивый
дирижер».
Понемногу к нему приходит признание, правда, не
столько как к композитору, сколько как к сведущему серьезному музыканту.
Его привлекают на радио в качестве советника, консультанта по вопросам
новой музыки. Порой он выступает с лекциями в закрытых аудиториях. Но
первый (камерный) концерт, целиком составленный из его произведений,
состоялся только в 1931 году. С 1929 года Веберн начинает давать частные
уроки. Среди тех, кто у него учился с конца 1920-х и до начала 1940-х
годов: К. Ранкль и Г. Зваровски, позднее активно проявившие себя как
дирижеры, Э. Ратц и В. Рейх — как музыковеды, П. Штадлен — как пианист,
К. А. Хартманн и Ф. М. Гершкович, который переехал в СССР в 1940 году, —
как композиторы. Последний рассказывает о том, как проходили занятия с
Веберном: «Часто урок проходил так: ученик сидел около рояля, а Веберн
говорил в течение двух часов, беспрерывно расхаживая по комнате…
Чувствовалось, что Веберн говорит, обращаясь к обоим — к ученику и к
самому себе. Для него урок являлся чем-то вроде творческой тренировки.
Веберн в присутствии ученика, игравшего роль катализатора, повторял свой
урок — урок, полученный им у Шёнберга. Но то, что он повторял,
относилось к сказанному десятилетиями ранее Шёнбергом так же, как ягоды к
цветам. Что это было так, я мог констатировать, сравнивая слова Веберна
с книгами и статьями Шёнберга. Впрочем, я говорю о плодах и цветах не в
порядке качественного сравнения. Плод и цветок, из которого он вышел,
совсем разные явления и в то же время — одно и то же по своей сущности».
К концу 1920-х годов все заметнее проявляются
симптомы фашизации Австрии. Усиливается нажим реакции. Все это не могло
не отразиться на положении Веберна: объем его деятельности суживается.
В начале 1934 года, в связи с недавним его
пятидесятилетием, друзья Веберна хлопочут о присвоении ему звания
профессора. Последовал отказ. Официальная Вена никак не откликнулась на
юбилей Веберна, лишь в одной из газет промелькнула краткая безымянная
заметка. Такое отношение, конечно, не могло не оскорбить Веберна, но он,
несмотря ни на что, продолжает работу.
Крженек пишет о музыке Веберна того времени: «Более
захваченная человеческой трагедией, чем тайнами природы, вебер-новская
музыка становится сложнее по фактуре, более подвижной и еще более
конденсированной». С 1934 года вновь усиливается интерес композитора к
вокальной музыке — Веберн пишет кантату «Света очей». Вообще же,
вокальной музыке композитор отвел больше половины изданного своего
наследия (из тридцати одного опуса — семнадцать с текстом!), а
собственно песне — одну треть В 1936 году Веберн дирижирует последний
раз за пределами Австрии — в Винтертуре (Швейцария); спустя два года
венское радио освободит его от занимаемой должности. Шенберг из Германии
эмигрировал в США, Берг умер — Веберн лишился самых дорогих ему друзей.
В 1938 году у него остался всего один ученик, в 1939-м нет уже ни
одного. Универсальное издательство, вопреки нацистскому режиму, все же
пытается материально его поддержать: привлекает Веберна к рецензированию
и корректуре чужих и, очевидно, чуждых ему сочинений. С 1938 года его
более не исполняют. Лишь спустя пять лет, в Швейцарии, ему удается
услышать свои произведения, в том числе оркестровые Вариации — одно из
наиболее трагичных его сочинений. Начинается жизнь отшельника, жизнь в
скитаниях. Отовсюду приходят печальные вести. В феврале 1945 года,
незадолго до перемирия, убит на фронте его единственный сын. Остались
еще три дочери. К младшей из них, Кристине — ей посвящена единственная
симфония композитора, он едет с женой в Западную Австрию, в местечко
Миттерзил, примерно в 100 километрах от Зальцбурга. Здесь 15 сентября
1945 года Веберна настигает случайная пуля американского солдата.
Был объявлен комендантский час: после девяти часов
вечера нельзя было находиться на улице. Веберн вышел из дому, чтобы
сигарный дым не мешал сну детей Кристины. В газете «Венский курьер»
появляется краткая заметка: «Около десяти часов вечера он стоял у дома
своего зятя, наслаждаясь последней перед сном сигарой, когда внезапно
раздались выстрелы. Д-р Веберн, шатаясь, вошел в дом и сказал жене:
„Меня застрелили". Вскоре после этого он скончался…»
«Я понимаю искусство, — говорил Веберн, — как
способность придать какой-то мысли самую ясную, самую простую, то есть
самую „наглядную" форму… И поэтому я никогда не понимал, что значит
„классический", „романтический" и т. п., и никогда не противопоставлял
себя мастерам прошлого, а всегда брал с них пример: то есть старался
выражать то, что мне дано выразить, по возможности ясно».
Бесспорно, при всей своей цельности личность Веберна
противоречива. С одной стороны, это вдохновенный, живой, мыслящий
музыкант, влюбленный в прорастание всего прекрасного в жизни и
искусстве, с другой — трезвый рационалист, не лишенный догматизма,
склонный к абстрактному мышлению. Взращенный гуманизмом XIX века,
убежденный демократ-просветитель, длительное время общавшийся с
пролетарской аудиторией, он в своем творчестве избирает пути,
недоступные массовому слушателю. Страстный поклонник Бетховена и
Малера — художников разных, принадлежащих различным историческим эпохам,
но активно вторгавшихся — каждый по-своему — в окружавшую
действительность, Веберн отворачивается от нее, от жизненных схваток, от
жгучих социальных проблем.
Непреклонная убежденность сочетается у Веберна со
смиренной преданностью делу, которому всем своим существом он служит,
целомудренность нравственных помыслов — с несокрушимой, подчас наивной
верой в незыблемость идеального закона, который обусловил порядок в
природе, а тем самым, по его мнению, и в духовной жизни человека, в
искусстве, в том числе музыкальном.
И все же, несмотря на эти противоречия, духовный мир
Веберна покоряет своей этической красотой. Художник-мыслитель,
душевно-трепетный и скромный, преисполненный высоких нравственных
побуждений — таким он предстает и в музыкальных творениях, и в
высказываниях — устных и письменных.
ИСТОЧНИК: 100
великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. - М.: Вече, 2000.
Австрия - родина знаменитых композиторов и музыкантов - всегда привлекала ценителей настоящего искусства и хорошего образования. Университеты в Австрии предлагают качественное европейское образование, большой выбор специальностей, в том числе и музыкальных, и направлений обучения. Низкая стоимость образования, отсутствие вступительных экзаменов на большинство факультетов порадуют абитуриентов. Образование в Австрии - это отличный выбор для тех, кто ценит своё время и деньги.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Антон Веберн. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.