Родители Артура Онеггера — швейцарцы из Цюриха,
юность он провел в Швейцарии, но затем жил во Франции и считал себя
французом. Однако наследственность все же давала о себе знать, и в
творчестве композитора порой проявлялись симпатии и влечение к немецкому
романтическому миру идей и к простодушному
сентиментально-эмоциональному восприятию жизни и природы.
Музыке
Онеггера свойственны совсем не вяжущиеся с ясным французским
интеллектуализмом качества — жесткость и даже грубость, но тут же рядом
встречаются чувствительные страницы наивного преклонения перед
божеством, природой и величием подвига. Простоватость и обнаженная
искренность сменяется почтительным уважением к традиционным формам и
нежелание расстаться с обусловленными ими схемами ради полной свободы
выражения. Эта борьба двух творческих культур в творчестве Онеггера
вылилась в нервное напряжение и постоянно обостренное стремление к
синтезу крайностей в его музыке.
Талант Онеггера развивался главным образом в области
камерной музыки. И здесь он достиг силы и выразительности такого
порядка, что заслуживает быть выделенным даже из наиболее значительных
мастеров современности Искусство Онеггера — эмоционально насыщенное и
горделиво сдержанное — влечет к себе и заставляет прислушаться.
Артур Онеггер был человеком скромным и прямодушным,
блестяще образованным музыкально. Он входил в число композиторов так
называемой «Группы Шести» (вместе с Д. Мийо, Ф. Пуленком, Ж. Ориком,
Л. Дюреем и Ж. Тайфером), но ее принципы, сформулированные Жаном Кокто,
признавал лишь отчасти. Онеггер не любил музыку, созданную под влиянием
джаза, мюзик-холла, цирка, предпочитал искусство предыдущих поколений.
Как тип художника он был прирожденным оперным композитором. Но полностью
посвятить себя опере Онеггер не смог, потому что был вынужден музыкой
зарабатывать себе на жизнь, и не позволял себе рисковать и работать без
определенного заказчика. Поэтому композитор создавал многочисленные
произведения для кино и театра и стал даже одним из наиболее удачливых
авторов оперетты. Его «Приключения короля Позоля» исполнялись в Париже
более 500 раз, что в свое время было рекордом для Франции. Артур Онеггер
родился в Гавре 10 марта 1892 года. После домашних занятий музыкой
Артур поступил в Цюрихскую консерваторию (1909–1910), где учился у
Ф. Хегара. Затем он продолжил музыкальное образование в Парижской
консерватории у Л. Капе (скрипка), А. Жедальжа (теория музыки),
Ш. Видора (композиция), В д'Энди (оркестровка, дирижирование).
Первые популярные произведения Онеггера появляются в
годы Первой мировой войны. В 1917 году он сочиняет струнный квартет,
насыщенный яркими красками, наполненный большой нервной энергией. В
«Семи коротких пьесах» и пяти пьесах для фортепиано, объединенных под
титулом «Швейцарская тетрадь», — произведениях, написанных в разные
промежутки времени от октября 1919 года до июля 1923 года, — перед нами
предстает сосредоточенный и углубленный созерцатель. Он то мучительно
ищет исхода в нервном трепете гибких линий и в кованых ритмах, то хочет
подчиниться неизбежному воздействию сумрака и гнета в успокоении, в тиши
пассивного оцепенения Следом композитор пишет «Летнюю пастораль» и
несколько камерных сочинений Особенно удалась Онеггеру
героико-симфоническая пантомима «Гораций — победитель»
В 1921 году Онеггер сочинил музыку к драме Рене
Моракса «Царь Давид». В течение двух месяцев напряженной работы (с 25
февраля по 28 апреля) композитору удалось создать яркое, глубокое и
цельное произведение, написанное на одном дыхании, так что музыкальный
интерес не ослабевает с начала до конца. Исполнение «Царя Давида» в
Париже в 1924 году вызвало бурный энтузиазм и повторялось несколько раз с
колоссальным успехом. Успех этот был поворотным пунктом в отношении
публики и критики к Онеггеру: из «подававшего надежды» он сделался
известным композитором, в крупном и серьезном даровании которого
перестали сомневаться.
До сих пор музыка к «Царю Давиду» среди остальных
произведений Онеггера, написанных и до нее и после, продолжает
оставаться самым популярным и наиболее захватывающим массы сочинением.
Это объясняется, конечно, в первую очередь искренностью, лирическим
подъемом и яркой картинностью и театральным пафосом — свойствами,
присущими данной партитуре Онеггера. Нисколько не отрекаясь от
современных принципов сочинения музыки, владея гибкой и ловкой техникой,
а также ценным даром — умением говорить просто и кратко, Онеггер нашел
верный путь непосредственно эмоционального воздействия на слушателя.
Музыка к «Царю Давиду» не оратория в обычном
понимании этой формы и, кроме того, отнюдь не церковная музыка. От
культового претворения библейской легенды о Давиде замысел Онеггера
стоит далеко. Это лирико-эпическая поэма, театрально претворенная: это
цепь пластически ярких картин (марши, шествия, народные сцены, пляски),
связанных и прослоенных эмоционально-лирическими моментами, красиво
отображающими путь жизни народного героя.
Давид — пастух, в наивной песенке раскрывающий свое
простодушно цельное мировоззрение, становится Давидом вождем, спасителем
народа от чужеземного ига. Вождь становится царем: народный энтузиазм,
символизировавшись в божественной воле, возносит Давида на вершину славы
и могущества. Произведение Онеггера естественно распадается на три
части. В первой — беспечная юность Давида, затем его победа над
Голиафом, осознание своего призвания, борьба с Саулом; во второй —
торжество воцарения и мощный подъем народного ликования (центр всего
произведения, наиболее развитая и яркая по музыке массовая сцена); в
третьей — предел величия, закат и смерть Давида.
Пронизывающие лирические монологи, с большим
темпераментом, теплотой и искренностью написанные, раскрывают перед нами
внутренний душевный мир народного героя и параллельно блестящим
описаниям борьбы, побед и славы утверждают другую сторону его
существования: чередования сомнений и веры, падений воли и гордой
самоуверенности, отчаяния и страха и вновь светлой надежды и дерзких
порывов раскрывают характер Давида — человека на всем протяжении его
жизненного пути.
Соединение величественного и задушевно-интимного
придает музыке «Царя Давида» непрестанное глубоко жизненное очарование, а
ее искренность и эмоциональная выразительность привлекают к ней широкие
симпатии. Оно является талантливым современным опытом воссоздания
монументально эпического искусства, с помощью средств и принципов
сочинения музыки наших дней, в основу которой положены общечеловеческие
идеи и чувства, присущие народной библейской легенде. Иначе говоря, оно
делает так называемую новую музыку всеобщим и всем понятным достоянием,
включая ее достижения в цепь музыкально-творческого наследия былых эпох и
утверждая верховные права за эмоциональным содержанием, как жизненным
тонусом всякой музыки.
Вскоре, в 1923 году появляется симфоническая поэма
Онеггера «Песнь радости». И в том же году Онеггер пишет самобытный и
остро оригинальный «Пасифик 231» — симфоническое преломление
впечатлений, вызванных энергией и конструктивной мощью машины, в данном
случае — локомотива типа «Pacific 231» — поезда с большой скоростью.
Композитор объяснял, что его целью было «перевести» в музыкальный план
не видимость и не имитацию шумов, а передать «мерное дыхание машины в
состоянии покоя, усилие при „отчаливании" — при переходе в движение,
прогрессивное увеличение скорости и нарастание бега до лирического
пафоса поезда, идущего со скоростью 120 км в час».
В дальнейшем композитор создал своеобразный
симфонический триптих, куда кроме «Пасифик 231» вошли «Регби» (1928),
где он восхищается возможностями человеческого тела, и «Симфоническое
движение № 3» (1932), в котором никакой программы нет.
В 1925 году Онеггер завершает оперу-ораторию «Юдифь» и
балет «Под водой», а еще через два года — оперу «Антигона», в которой
автор воплотил свое представление о современной опере по готовому
драматическому сюжету Жана Кокто. Вся драматургия состоит из чередования
отдельных коротких эпизодов. Большое значение имеет также выразительная
сила оркестра. Опера осталась, к сожалению, недооцененной.
Основное время Онеггер проводит в Париже, изредка
выезжая в кратковременные поездки с авторскими концертами. В 1928 году
он посещает СССР. К тому времени в нашей стране уже были исполнены и
«Царь Давид», и «Летняя пастораль», и «Пасифик 231».
Композитор продолжает много работать. В начале 1930-х
годов Онеггер создает мелодраму «Амфион» и оперу-ораторию для радио «12
ударов полуночи».
В 1935 году в Париже создается прогрессивная
музыкально-общественная организация Народная музыкальная федерация,
входящая в антифашистский Народный фронт, и Онеггер вступает в ее ряды.
В том же году автор пишет свое фундаментальное
произведение — драматическую ораторию-мистерию «Жанна Д'Арк на костре».
Эта музыка производит сильнейшее впечатление и несет огромный заряд
патриотических чувств. Так, постановка оратории в Орлеане в 1939 году
вызвала народные манифестации и в период нацистской оккупации укрепляла
веру народа Франции в свободу.
Наряду с тремя квартетами для струнных инструментов,
несколькими сонатами и концертами Онеггер создал 5 симфоний, которые
принадлежат к числу наиболее ярких произведений этого жанра в
современной музыке. Вторая симфония, предназначенная для струнных и
созданная в начале войны, передает страшную атмосферу оккупации с
необычайной выразительностью. Третья симфония — «Литургическая» — хотя и
отражает ужасные впечатления от войны, дает надежду и веру; воплощает
стремление к высоким идеалам. Неповторима и Пятая симфония, созданная на
основе литургических текстов, хотя автор нигде их не цитирует. Это
наиболее трагическое из произведений Онеггера. В конце жизненного пути
вообще многие произведения Онеггера омрачались пессимистическими
настроениями, связанными с ощущением бесперспективности своей
деятельности, безысходностью.
Композитор умер в Париже 27 ноября 1955 года.
ИСТОЧНИК: 100
великих композиторов / Автор-составитель Д.К. Самин. - М.: Вече, 2000.
Любите слушать музыку и смотреть фильмы? Программа для скачивания музыки ЛовиВидео скачивает все видео файлы,
кинофильмы и музыку всех возможных форматов из Интернета с любых сайтов,
которые Вы посещаете. Достаточно лишь начать смотреть фильм, видео
ролик или слушать музыку - все будет скачано бесплатно.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Артур Онеггер. Жизнь и творчество"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.