|
В разделе материалов: 30 Показано материалов: 1-30 |
|
Итальянское музыкальное искусство XIV века (Треченто) производит в целом удивительное впечатление свежести, словно бы юности нового, только возникающего стиля. Оно, по-видимому, не опирается на большие профессиональные традиции предшествующего времени, во всяком случае они не прослеживаются как конкретные и явственные.
|
Конец XIV и начало XV века справедливо оцениваются современными музыковедами как переходный период в истории музыки. По существу, это следует отнести, в первую очередь, к искусству Франции и Италии: и здесь и там после периода Ars nova наступает более или менее длительная полоса творческой неопределенности...
|
Венецианская творческая школа сложилась как влиятельное
художественное направление во второй половине XVI века и достигла
расцвета к концу столетия. Тем не менее ее прочные связи с традициями
Ренессанса отрицать невозможно.
|
А. Амброс так охарактеризовал творчество Фрескобальди: «Под
руками Фрескобальди впервые раскрылось все великолепие и величие органа. В его
органных пьесах всюду пылает огонь гения разнообразные формы растут, красочно
развиваясь...
|
Среди великих фигур Ренессанса в истории музыки XVI века выделяется
исключительно талантливая личность — Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. О его детстве
известно очень мало, и время его рождения определяется лишь приблизительно...
|
Во второй половине XV века нидерландская школа музыки
вступила в полосу высшего расцвета, именуемого иногда «Высокими Нидерландами».
Этот период начался творчеством Жоскена Депре — одного из величайших
композиторов эпохи Возрождения, оказавшего могучее и разностороннее влияние на
последующее развитие всей западноевропейской музыкальной культуры.
|
Только в итоге эпохи Возрождения инструментальные формы начали
обретать самостоятельность: обозначились определенные области
инструментальной, музыки, выделились некоторые ее жанры, впрочем в
большинстве еще не отпочковавшиеся от образцов вокальной полифонии и
бытового репертуара песни и танца.
|
Только в итоге эпохи Возрождения инструментальные формы начали
обретать самостоятельность: обозначились определенные области
инструментальной, музыки, выделились некоторые ее жанры, впрочем в
большинстве еще не отпочковавшиеся от образцов вокальной полифонии и
бытового репертуара песни и танца. По-видимому, это был очень трудный
исторический процесс: освобождение музыки от слова или движения, с
которыми она была так долго и крепко связана, обретение независимой от
них образности и принципов формообразования.
|
Между ранними сведениями о появлении и применении пневматического
органа в Западной Европе (VII-IX века) и возникновением первых,
сохранившихся до наших дней памятников органной музыки (XV век)
пролегает огромная историческая полоса. Можно лишь предполагать, что на
протяжении этого длительного времени роль органа в церкви и позднее, в
обстановке светского музицирования, хотя постепенно и возрастала, но
долго оставалась, так сказать, неотчленимой от других звучаний, от
церковного или иного репертуара, не рассчитанного специально на орган.
|
Лютня - самый распространенный, излюбленный музыкальный инструмент во
многих западноевропейских странах эпохи Возрождения. Ее знают едва ли
не во всех общественных кругах. На ней играют при королевских, княжеских
и герцогских дворах музыканты-виртуозы и знатные любители искусства,
она постоянно звучит в кружках гуманистов, во всевозможных «академиях»
XVI века, в домашнем быту горожан, на открытом воздухе, в различных
ансамблях, включая театральные.
|
Если для Дюфаи его работа в Камбрэ, в папской и ряде других
итальянских капелл была несомненно важна в творческом отношении, то для
композиторов следующего поколения роль высокопрофессиональной среды, ее
критериев, ее образцов, ее знаточеских оценок еще гораздо более
возросла.
|
Лютня
- самый распространенный, излюбленный музыкальный инструмент во многих западноевропейских
странах эпохи Возрождения. Ее знают едва ли не во всех общественных кругах. На
ней играют при королевских, княжеских и герцогских дворах музыканты-виртуозы...
|
Тематика творчества Джезуальдо в общем однородна, и природа его образности избирательна:
любовная лирика - в экспрессивно-драматическом выражении, в духе
остроскорбного lamento. Если в мадригалах Джезуальдо и проступают порой
черты иной, более светлой образности, то они служат прежде всего резким
контрастом основному содержанию его произведений, оттеняют его, делают
еще более ощутимым, разительно впечатляющим.
|
Лука Маренцио родился в 1553 или в 1554 году в местечке Коккальо близ
Бреши. Его музыкальные занятия начались, по всей вероятности, в
брешианском соборе (мальчик-певчий?) под руководством капельмейстера Дж.
Контино. "Маленький и смуглый" (по словам современников), очень живой,
он развивался быстро.
|
Лютня - самый распространенный, излюбленный музыкальный инструмент во
многих западноевропейских странах эпохи Возрождения. Ее знают едва ли
не во всех общественных кругах. На ней играют при королевских, княжеских
и герцогских дворах музыканты-виртуозы и знатные любители искусства...
|
Между ранними сведениями о появлении и применении пневматического
органа в Западной Европе (VII-IX века) и возникновением первых,
сохранившихся до наших дней памятников органной музыки (XV век)
пролегает огромная историческая полоса.
|
Для немецкого музыкального искусства в эпоху Ренессанса самым важным
оказалось движение Реформации, с которым связан целый круг новых
творческих явлений, весьма существенных на общем пути художественного
развития страны.
|
История музыкального искусства и музыкальной культуры в целом
представляет в каждой из западноевропейских (и не только
западноевропейских) стран неоспоримый самостоятельный интерес, который
возрастает по мере формирования той или иной нации.
|
Во Франции эпоха Ренессанса наступила с полной определенностью и в
ярком своем выражении лишь в XVI веке, когда развитие страны подготовило
для этого социальную почву и привело к новым успехам гуманизма.
|
В Италии первая треть XVI века была периодом Высокого Ренессанса,
когда изобразительные искусства достигли небывалого совершенства и
творческого подъема в великих произведениях Леонардо да Винчи, Рафаэля,
Микеланджело.
|
В большинстве своем музыкально-теоретические трактаты эпохи
Возрождения излагают, разъясняют или разрабатывают учение о ладах. Сама
эволюция ладогармонического мышления в музыкальном искусстве, нередко
обгоняющая теорию, вне сомнений, постоянно побуждала к этому.
|
Творческая жизнь Жоскена совпадает с периодом Высокого Ренессанса в
Италии. Он принадлежал примерно к поколению Леонардо да Винчи, при нем
появлялись одно за другим крупнейшие произведения лучших итальянских
живописцев и скульпторов.
|
Гийом Дюфаи - не просто крупная творческая личность, открывающая
славную историю нидерландской школы: его искусство само по себе образует
длительный, полувековой этап движения полифонических жанров, их сложной
и содержательной эволюции...
|
Великий современник Палестрины Орландо Лассо также принадлежит к
последнему поколению выдающихся мастеров полифонии, сложившемуся под
воздействием художественных идей Ренессанса. Лассо в большей мере, чем
кто-либо из его поколения, достойным образом завершает историю
нидерландской полифонической школы.
|
Как представить себе жизнь художника, творчество которого подчинено этикетным нормам
его времени? Сандр о Боттичелли родился в самом начале эпохи Возрождения, означавшей
прежде всего личное раскрепощение художника. Он получил возможность путешествовать;
открыть собственную школу, иметь учеников. Но
вместе с тем его творчество принадлежит средневековью с его строго определенной тематикой.
Картины Боттичелли в основном написаны на
исторические и мифологические сюжеты. Вот
почему мы и говорим о
внутренней противоречивости этого мастера,
прославившегося легким и изящным рисунком, игрой кисти.
|
Необыкновенно богат событиями был XVI век в истории итальянского
музыкального искусства, представлявшего в это время картину более
сложную, чем в любом из предшествующих столетий.
|
Еще более парадоксальное в глазах историка положение складывается в
эпоху Ренессанса в других областях инструментальной музыки. О сочинениях
для сольных инструментов (помимо лютни, органа, клавира) вообще
говорить не приходится.
|
Палестрина должен быть назван первым среди тех, кто завершает в своем
творчестве целую эпоху музыкального искусства, Он наиболее органично
связан с коренными традициями полифонии строгого стиля, менее других
современников склонен отходить от склада a cappella в сторону каких бы
то ни было новых приемов письма или новых форм.
|
Жизнь и творчество Обрехта, подлинно нидерландского мастера вместе с
тем могут служить ярким примером художественного взаимодействия
северного, нидерландского и южного, итальянского начал, взаимодействия,
некогда столь важного для Дюфаи и вновь ощутимого на новом этапе
развития творческой школы.
|
«Искусство нидерландских органистов жило импровизационной
практикой, - пишет М. С. Друскин. - Ценность его определялась неповторимо
индивидуальной манерой игры исполнителя. Отсюда стремление к контрастным формам
токкаты, позволявшей показать мастерское владение различными типами техники и
фактуры отсюда и рождение развитой формы фантазии (или ричеркара), основанной
на яркой смене фаз движения, непрерывных в своем сцеплении, или вариации
(хоральной и песенной), дающей контрастную последовательность эпизодов отсюда,
наконец, выдвижение виртуозных красочно-инструментальных моментов.
|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|