А. Амброс так охарактеризовал творчество Фрескобальди: «Под
руками Фрескобальди впервые раскрылось все великолепие и величие органа. В его
органных пьесах всюду пылает огонь гения разнообразные формы растут, красочно
развиваясь в большое целое. В них запечатлены мощная сила, энергичная жизнь
ничего миниатюрного или мелкого - совершенные, глубокого смысла композиции,
гениально разрешенные трудные фактурные задачи».
К сожалению, о музыканте известно не так много. Фрескобальди родился в 1583
году в Ферраре. Крестили его, вероятно, 12 сентября того же года. В юности
Джироламо пел в церковном хоре. Игре на органе учился у Суперби. Занимался
также у Л. Луццаски, вместе с которым работал при дворе феррарского герцога.
С 1604 года Джилорамо был органистом и певцом конгрегации, впоследствии
получившей название Академия «Санта-Чечилия». В 1605-1607 годах музыкант
совершил путешествие в Нидерланды. В 1607 году стал органистом церкви Санта-Мария
ин Трастевере. В том же году он сопровождал Г. Бентивольо, как папского нунция,
в Брюссель, затем побывал в Швейцарии, Лотарингии и Люксембурге.
С 1608 года жил он в Риме, где был органистом в капелле Юлия в соборе Св.
Петра. Фрескобальди находился на службе у кардинала П. Альдобрандини. Позднее
проживал в Мантуе и Флоренции.
Воспоминания современников полны восторженных отзывов о нем как о
непревзойденном исполнителе и импровизаторе.
Вот что, к примеру, писал в 1639 году французский виолист Могар: «Не без
основания этот известный органист пользуется такой большой славой в Европе. И,
несмотря на то, что печатные произведения дают достаточно свидетельств его
способностей, нужно послушать, как он импровизирует токкаты, полные тонких и
поразительных находок, чтобы иметь суждение об его глубоком мастерстве. Он
образец для всех наших органистов - надо приехать в Рим, чтобы послушать его”.
Выпущенный в 1792 году словарь Гербера называет Фрескобальди «отцом подлинного
органного стиля”.
К Фрескобальди приезжали учиться музыканты из многих стран Европы. Среди
его учеников, в частности, был немецкий композитор и органист Иоганн Якоб
Фробергер, один из выдающихся предшественников И. С. Баха.
Фрескобальди издал 8 сборников, которые дают возможность проследить
эволюцию Фрескобальди и как исполнителя, и как композитора. Так в 12 фантазиях,
выпущенных в 1608 году в Антверпене, новаторские искания в сфере тематизма и
приемов его варьирования сочетаются с дерзновенным экспериментированием в
области гармонии. Фрескобальди часто применяет диссонансы, которые, по
выражению современников, «обжигают пальцы”.
Использует музыкант и внезапные модуляции, задержания, хроматизмы. Все
перечисленные средства используются для усиления драматической выразительности.
Большой интерес представляют требования, которые Фрескобальди предъявляет к
исполнению. В предисловии к первому сборнику токкат и партит „Al Lettore» 1614
года, названном «К изучающему», звучит настоящий манифест, утверждающий манеру
исполнения, которая спустя столетие получила название tempo rubato.
Свои теоретические положения Фрескобальди в 1624 году подробнее изложил во
введении к сборнику каприччио, а также частично их повторил в наиболее
известном собрании «Музыкальные цветы» в 1635 году.«Фрескобальди утверждает,
что его пьесы требуют свободной ритмической фразировки, не регулируемой
границами такта, - пишет М С. Друскин. - Он сравнивает ее с манерой исполнения
мадригала, где ускорение и замедление темпа зависит от содержания текста.
Фрескобальди рекомендует давать расширение движения в начале и в конце
больших периодов ясно отграничивать разделы формы, но помнить о художественном
единстве пьесы отчетливо «произносить» орнаменты («последнюю ноту украшения или
пассажа следует задержать, прежде чем пойти дальше»).
Он требует артикулированного, а не механического исполнения пассажа («если
в обеих руках пассажи, то на предшествующей ноте надо немного остановиться,
чтобы затем сыграть их с большим блеском») наконец, он вводит и тот прием
ритмического украшения, который позднее получит наименование «ломбардской
манеры» (превращение равных по длительности шестнадцатых в ноты пунктирного
ритма, где «не первая, но вторая шестнадцатая должна иметь точку»).
Как исполнитель, как творчески импульсивный музыкант Фрескобальди тяготеет
к новому стилю, утвердившемуся, прежде всего, в вокальной музыке. Как
композитор он возвышается последней вершиной уходящей органной традиции. Он не
порывает с ней, хотя привносит много нового (вариационно-мотивное развитие,
тональная фуга и пр.)
В этой двойственности раскрывается своеобразие его творчества, в котором
сплавлены элементы обостренного субъективизма и логики, глубокого лиризма и
драматизма”.
Как исполнитель Фрескобальди обладал исключительным даром импровизации.
Искусство церковного органиста приобрело у него концертный размах. Об этом
новом импровизационном стиле писал и сам маэстро:
«Играть, не соблюдая такта - так же, как исполняются мадригалы, сообразно
чувствам или смыслу слов”.
Интонационная свежесть и эмоциональная непосредственность музыки
Фрескобальди не оставляли равнодушными. У консервативного лагеря они вызывали
недружелюбные отклики. Очень резко отзывался, в частности, Дани. В своей
переписке с Мерсенной в 1640 году он называет Фрескобальди человеком «очень
грубым, неспособным понять слова, которые редко встречаются в плебейском языке.
Вся ученость его заключена в кончиках пальцев”. Далее с оттенком пренебрежения
Дони пишет, что Фрескобальди сочиняет «фантазии, танцы и тому подобные пьески”.
Такой отклик он дает на восторженный отзыв Мерсенна, который поставил
Фрескобальди в один ряд с другими крупнейшими современными композиторами Италии
- Л. Маренцио и К. Монтеверди.
Умер Фрескобальди 1 марта 1643 года в Риме.
ИСТОЧНИК: Смирнова В. В., Самин Д. К.100
великих музыкантов. – М.: Вече, 2002.
Хотите сменить свой старый мобильный телефон на более новый. Привыкайте платить за модные трубки меньше. В магазине Техноскарб б у телефоны продаются по низким ценам. Здесь вы найдете технику по вкусу
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ДЖИРОЛАМО ФРИСКОБАЛЬДИ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.