Лютня - самый распространенный, излюбленный музыкальный инструмент во
многих западноевропейских странах эпохи Возрождения. Ее знают едва ли
не во всех общественных кругах. На ней играют при королевских, княжеских
и герцогских дворах музыканты-виртуозы и знатные любители искусства...
Между ранними сведениями о появлении и применении пневматического
органа в Западной Европе (VII-IX века) и возникновением первых,
сохранившихся до наших дней памятников органной музыки (XV век)
пролегает огромная историческая полоса.
В большинстве своем музыкально-теоретические трактаты эпохи
Возрождения излагают, разъясняют или разрабатывают учение о ладах. Сама
эволюция ладогармонического мышления в музыкальном искусстве, нередко
обгоняющая теорию, вне сомнений, постоянно побуждала к этому.
Еще более парадоксальное в глазах историка положение складывается в
эпоху Ренессанса в других областях инструментальной музыки. О сочинениях
для сольных инструментов (помимо лютни, органа, клавира) вообще
говорить не приходится.
Палестрина должен быть назван первым среди тех, кто завершает в своем
творчестве целую эпоху музыкального искусства, Он наиболее органично
связан с коренными традициями полифонии строгого стиля, менее других
современников склонен отходить от склада a cappella в сторону каких бы
то ни было новых приемов письма или новых форм.