Среди великих фигур Ренессанса в истории музыки XVI века выделяется
исключительно талантливая личность — Джованни Пьерлуиджи да Палестрина. О его детстве
известно очень мало, и время его рождения определяется лишь приблизительно:
родился он 17 декабря 1525 года неподалеку от Рима в городке Палестрина, имя
которого и взял себе.
Очень молодым Палестрина поступил в хор папской капеллы.
Музыкальное образование он получил в школе Гудимеля, из которой и вынес
замечательную полифоническую технику и ясное понимание о чистоте духовного
стиля и гармоничности сочетания звуков. С 1544 по 1551 год он служил органистом
и хормейстером главной церкви в Палестрине. В 1551 переселился в Рим, где
последовательно занимал должности учителя пения и руководителя детского хора в
капелле Юлия (при соборе Св. Петра).
При папе Маркелле II положение Палестрины значительно улучшилось. Перейдя на
должность певца Сикстинской капеллы в Ватикане, Палестрина мог посвящать
большую часть времени композиторской деятельности. К тому времени Палестрина
уже был женат и имел детей, поэтому для работы в Сикстинской капелле он должен
был получить специальное разрешение, так как правила запрещали служить в этом
священном месте людям не монашеского звания. Но даже несмотря на такое
благословение церкви, судьба обошлась с ним очень жестоко: неожиданно, вопреки
его желанию, он был уволен со службы, а во время эпидемии чумы потерял жену,
двоих сыновей и брата, что надолго приостановило его творческую деятельность.
Только место капельмейстера в церкви латеранского дворца и в церкви Санта-Мария
Маджоре избавили его от крайней бедности.
В 1560 году Палестрина обратил на себя всеобщее внимание своими импропериями.
Их простая, красивая, гармоничная музыка произвела сильное впечатление, и
триентский собор поручил Палестрине написать пробную мессу, которая доказала бы
возможность существования фигуральной музыки при церковном богослужении, так
как многоголосие контрапунктических хитросплетений наносило ущерб ясности
текста и музыкальному благозвучию.
Палестрина написал три мессы на шесть голосов. Первая из них отличалась строгим
стилем, вторая — нежностью, глубиною чувства и изяществом, третья, как по форме,
так и по экспрессии, явилась высшим проявлением гениальности композитора.
Посвященная памяти папы Маркелла, покровителя Палестины, она известна под
названием «Мессы папы Маркелла» и стала образцом для подражания. Эти мессы
решили участь фигуральной музыки в ее пользу.
Папа Пий IV, услышав мессу, воскликнул: «Здесь Иоанн (то есть Палестрина) в
земном Иерусалиме дает нам предчувствие того пения, которое святой апостол
Иоанн в пророческом экстазе слышал в небесном Иерусалиме». С тех пор и на
долгое время сочинять в стиле Палестрины было обязательным для композиторов
католической духовной музыки.
Неудивительно, что с 1561 года и до конца жизни композитор занимал почетную
должность руководителя капеллы собора Св. Петра. За заслуги перед церковью он
был там и похоронен в 1594 году.
Палестрина за свою жизнь написал много церковных произведений: около 100 месс,
68 офферториев, более 200 мотетов, гимны и другие духовные хоровые сочинения.
Музыка месс композитора в полной мере отвечает величию литургического обряда и
становится его органичной составной частью. Палестрина в своем творчестве
использовал знания музыкальной теории и искусства предшествующих поколений, в
частности, очень сложного технически искусства представителей нидерландской
школы. Он сумел придать ему новый смысл и, самое главное, сделал более
человечным и понятным.
Палестрина до сих пор остается непревзойденным мастером многоголосья, так
называемой полифонии. Все голоса в его произведениях действительно поют и своим
согласным звучанием создают совершенно новую гармонию. Композитор упростил
технику колоратурного пения, тщательно следил за правильным произнесением слов
литургии и старался избегать всяческих излишеств в музыке. Он писал
преимущественно вокальную музыку; орган в его произведениях выполнял роль
сопровождения или же не использовался вовсе, поэтому Палестрина считается самым
ярким представителем хорового пения а капелла (без сопровождения). Всестороннее
совершенство хоровой музыки Палестрины позволяет сравнивать его с великим
художником итальянского Возрождения Рафаэлем.
Композитор создал новый стиль, который оказал влияние не только на римскую
музыкальную школу, но и на развитие музыки во всей Европе. И несмотря на все
это, его музыка постепенно исчезла из церковного и светского репертуара и была
возрождена только в 30-х годах прошлого века в связи с мощным движением
обновления церковной музыки. А современные музыканты только теперь приближаются
к стилистически точному исполнению его сочинений.
ИСТОЧНИК:100 великих композиторов / Автор-составитель
Д.К. Самин. - М.: Вече, 2000. - С. 13-15.
Быстрая регистрация ооо в москве - это очень просто. Стоимость регистрации ооо доступна. Вам будет доступна регистрация названия фирмы,регистрация представительства юридического лица и многое другое. Доверьте создание фирмы профессионалам.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ДЖОВАННИ ПЬЕРЛУИДЖИ ДА ПАЛЕСТРИНА"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.