|
В категории материалов: 24 Показано материалов: 1-24 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Лувр - один из самых
грандиозных и замечательных дворцовых комплексов мира. Его изначальное название
Лувения, или Лупания, напоминает о тех давних временах, когда на берегу реки
Сены в «волчьем лесу» был построен охотничий замок для французских королей
(«лупус» на латинском языке означает «волк»).
|
Спор о женской природе и качествах женственности
(querelle des femmes), начатый еще в XIV столетии французской
писательницей Кристиной де Пизан стал одной из тем для дискуссий в
салонах - новых социальных институтах, появившихся в Париже, а затем и в
других городах Франции и ставших популярными в европейских столицах в
течение XYII-XYIIIв.
|
Ангелы для
одних и чудовища для других, кастраты на протяжении XVII и XVIII
веков являли собой совершенно беспрецедентный для
Европы музыкальный, социальный и культурный
феномен: находясь под покровительством Церкви,
они более всего были затребованы ранней оперой...
|
Леонардо да Винчи говорил, что музыка - самое малозначительное из
искусств, ибо, в отличие
от прочных произведений архитектуры, живописи и скульптуры, музыкальный
звук, сколь бы
изощрен ни был, исчезает сразу по возникновении...
|
Также и Неаполь произвел нескольких певцов, равно славных красотою голоса и совершенством игры.
Аббат де Сен-Ном
Спакканаполи на Пьяцца деи Джероломини напротив церкви того же названия - ни
посетитель, любящий Неаполь, ни музыковед, ищущий в былой столице остатки барокко, не
могут не испытать душевного трепета, сворачивая влево от часовни и входя в украшенную
гербом и латинской надписью дверь.
|
Долгие годы учения давали кастратам - по крайней мере, лучшим из них - голос, никогда их не подводивший, способный преодолеть любую вокальную трудность и выразить самое тонкое чувство. Не здесь ли истинная причина их артистической долговечности, внушавшей современникам такое восхищение?
|
Почти все великие кастраты, как и великие певицы, получали чрезвычайно высокие гонорары
и скопили значительные состояния. Более того, страсть европейской публики и коронованных
особ к вокальному искусству уже в конце XVII века привела к постоянному росту заработка
певцов.
|
После операции, когда все связанные с нею опасности оставались в прошлом и мальчик
выздоравливал, наступало время начать серьезные и трудоемкие занятия, призванные
превратить ничего еще не умеющего ребенка в несравненного артиста, - по крайней мере, на
это надеялись все родители и опекуны, отлично сознавая, что сделанный ими необратимый
шаг никаких гарантий мальчику не дает.
|
Первые кастраты получали музыкальное образование прежде всего для того, чтобы служить
Церкви и делать карьеру в хоровых училищах при кафедральных соборах. Это, однако, не
мешало некоторым из них играть в незадолго до того явившихся в Италии музыкальных
драмах...
|
В начале XVII века оперный
спектакль был почти бесконечным представлением, которое нам теперь
трудно было бы
высидеть: у Чести в «Золотом яблоке» насчитывалось шестьдесят семь сцен,
все непохожие, у
Сарторио в «Массенцио» одних арий было семьдесят восемь...
|
Во всех городах, от самого большого до самого захолустного, опера была средоточием досужего времяпрепровождения и в ней обычно сходились все классы общества. Конечно, в этом времяпрепровождении немалое значение отводилось музыке...
|
В XVIII веке флорентийцы с удовольствием передавали друг другу остроумное замечание
молодой дамы, посетившей спектакль с участием кастрата Кузанино: «Конечно, он хорошо
поет, можно сказать, живо и выразительно - однако чувствуешь, будто чего-то не хватает...»
Тем не менее известно, что в XVII и XVIII веках эта недостача отнюдь не огорчала дам, и, как
ни странно это покажется, все они - кроме француженок - буквально с ума сходили по
кастратам...
|
Голоса кастратов были желанным и дорогостоящим предметом роскоши, а сами кастраты были людьми одаренными, так что жизнь часто сводила их с монархами и вельможами, в чьем обществе они нередко чувствовали себя куда проще, чем в родственном кругу. Хорошее музыкальное и литературное (а порой и научное) образование позволяло им без труда поддерживать знакомство с представителями знатнейших европейских семейств, возвышаясь тем самым над статусом обыкновенного певца.
|
Отношение
Церкви к столь деликатной теме, как кастрация, всегда было неопределенным и
двусмысленным: прямо осуждая самое операцию и тех, кто ее практиковал, она
всегда поощряла кастратов - вплоть до того, что, единственная, находила им
применение даже в начале XX века...
|
К концу XVIII века судьба кастратов была решена окончательно; хотя самые знаменитые из
них продолжали как-то работать и после 1800 года, героическая эпоха, эстетические и
музыкальные идеалы которой воплощались их предшественниками, завершилась - более того,
на заре нового столетия кастраты оказались объектом общих нападок по причинам как
музыкальным, так и идеологическим...
|
Сегодняшняя публика нередко бранит
великих певцов, когда те отказываются выходить на
сцену, пока не выпьют той, а не этой минеральной воды или такого, а не
другого травяного отвара: люди забывают, что частые представления,
накапливающаяся усталость и необходимость сосредоточения сил легко могут
привести к
подобного рода мелким причудам...
|
Вплоть до XVI века кастрация в Италии совершалась редко и лишь по сугубо медицинским
показаниям, но уже в первой половине XVII века эта практика повсеместно приобрела самое
широкое распространение, достигнув своего пика в XVIII веке, когда по бесконтрольности
превратилась в некое подобие лесного пожара.
|
Скольким же юным кастратам после всех этих требовавшихся в годы учения сверхчеловеческих усилий удавалось подняться к вершинам славы? При том, что - не говоря уж об экстраординарных бедствиях вроде чумы 1657 года, стоившей жизни тысячам неаполитанцев и том числе сотне figlioli из одной только консерватории деи Туркини - многим доучиться не удавалось, так как они заболевали или были исключены, или сами сбежали из школы?
|
Эту операцию мог сделать всякий - хоть ученый хирург, хоть деревенский
цирюльник. Сознавали ли эти люди, откладывая в сторону нож, что необратимо
обрекают мужчину славе либо позору? Понимали ли они, что дарят истории музыки
одну из самых диковинных ее легенд...
|
Взаимоотношения кастратов были примерно такие же, что и у современных звезд и вообще у
любых артистов: одни питали друг к другу уважение и приязнь, а другие - ненависть и
ревность. Точно также вели себя в XVIII веке и знаменитые певицы, среди которых Ла Суццони и Фаустина Бордони являли
собой типичный пример "воюющих сестер".
|
В 1639 году Могар, придворный музыкант кардинала Ришелье, писал из Рима, где видел
итальянских кастратов: «Невозможно не признать, что в музыкальных представлениях они
несравненны и неподражаемы не только благодаря своему пению, но и благодаря отличной
игре, ибо изображают своих героев и жестами, и повадкой, и выговором.
|
БАРОККО (от португал. baroco – причудливый)
- культурный стиль, возникший в Европе в XVII в. в условиях кризиса
ренессансного антропоцентризма. Утверждаемая культурой Возрождения
свобода человека от власти высших сакральных начал обернулась, с одной
стороны, чувством покинутости и одиночества...
|
XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в
то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты
традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в
направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в
реформах Петра Великого.
|
XVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в
то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты
традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в
направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в
реформах Петра Великого.
|
|
Статистика |
---|
Онлайн всего: 7 Гостей: 7 Пользователей: 0 |
|