В начале XVII века оперный
спектакль был почти бесконечным представлением, которое нам теперь
трудно было бы
высидеть: у Чести в «Золотом яблоке» насчитывалось шестьдесят семь сцен,
все непохожие, у
Сарторио в «Массенцио» одних арий было семьдесят восемь, у Роветта в
«Геракле в Лидии»
декорации менялись тринадцать раз - и так далее.
Чечилиа Бартоли Искусство кастратов
В XVIII веке после
реформ Дзено и
Метастазио сюжеты стали чуть проще, комическое было отделено от
трагического - словом,
размеры опера сделались скромнее. Зато теперь всякому спектаклю
полагалось еще больше впечатляющих эффектов,
сражений и массовых сцен, так что в Сан-Карло и в Ла Скала было обычным
делом, когда на
сцене разом находились три-четыре сотни статистов.
Самые эффектные спектакли были, разумеется, в Неаполе.
Как пишет Куайе,
«представление
то и дело разнообразится шествиями, битвами и триумфами: все это
изображается с размахом
и даже связано с окружающей действительностью, ибо для битв и триумфов
используются
лошади из королевских конюшен». Импрессарио ничего не пожалел, чтобы
представить с
максимально возможным правдоподобием, как Эней со своими троянцами и
флотом борется с
Ярбой, его африканцами и его слонами.
Когда Сара гудар увидела
«Александра» Пиччини,
она - при всем присущем ей скептицизме - не могла скрыть восхищения:
«Есть в этой опере
нечто лучшее, чем песни и танцы. Люди сражаются, словно на войне;
воинские порядки
участвуют в устроенных по всем правилам сражениях, и можно своими
глазами видеть
осаду, тоже проведенную по всем правилам. И все это исполняют отнюдь не
подобранные на
улицах нищие бродяжки, как то бывает в Париже и в Лондоне, но настоящие
солдаты,
отлично обученные боевому искусству. Все участники превосходно владеют
оружием, а
декорации просто великолепны и под стать всему представлению».
Грослей
также говорит о
сильном впечатлении, производимом шествиями и триумфами, бряцанием
оружия в
сочетании со звуками оркестра, и эффектной выездкой вышеупомянутых
лошадей из
королевских конюшен. Прежде такие конные парады были одной из
особенностей
флорентийского театра: когда в Ла Пергола представлялась первая
героическая опера - opera
seria, "Гипермнестра", в ней
участвовали девяносто четыре кавалериста во главе с маркизом Сальвиати, и
в одной
особенно впечатляющей сцене зрители могли восхищаться сразу тремя
отрядами, по
четырнадцать лошадей в каждом: у одних сбруя была белая с алым, у других
зеленая с золотом, у третьих желтая с золотом.
Для «Геркулеса в Фивах» в том же театре
были сшиты
триста пятьдесят костюмов, потому что в спектакле участвовали - кроме
одиннадцати главных
персонажей - семнадцать богов, пять разных хоров и целая толпа
статистов, игравших пажей,
гвардейцев, слуг и нимф.
При этом сценическая достоверность костюмов постановщика нимало не
беспокоила, и до нас
дошло множество свидетельств об отсутствии в барочном театре всякого
правдоподобия. Так,
в римском театре Арджентина убитый Цезарь падал на землю, обутый в
элегантные
придворные башмаки с алыми каблуками и бриллиантовыми пряжками, а еще на
нем были
шелковые чулки с вышитыми цветами и зеленые штаны до колен с изумрудными
пуговицами,
а волосы уложены в красивые локоны, чудесно обрамлявшие лицо.
Разумеется, всего этого
потребовал от импрессарио сам кастрат, и любые попытки его отговорить
были тщетны. При
сходных обстоятельствах кастрат, игравший Дидону, потребовал, чтобы
положенная ему
женская прическа была сооружена в виде пирамиды и украшена перьями,
цветами и птицами.
А уж в сценах жертвоприношения или безумия кастратам было полное
раздолье - тут они
выходили в причудливых костюмах, в пышных париках, на высоких каблуках,
напудренные и
нарумяненные. Еще они часто требовали, чтобы их заковали в цепи, даже
если к действию это
отношения не имело, - просто им нравилось размахивать этими цепями,
добавляя зрелищу
пафоса и прямо-таки ошеломляя публику эмоциональным напором.
Ученый
Лауризио Траджиензе в важном для понимания предмета
сочинении 1753 года возражал против таких излишеств и ополчался на
«наглость кастратов и
певиц, не желающих носить иное платье, кроме как то, в коем желают
пощеголять и
показаться миловиднее» - потому-то, мол, «римские герои и легионеры
одеты по моде нашего
времени, в камзолах до колен, спереди ниже пояса открытых, чтобы всем
были видны штаны
в обтяжку».
Магия представления нередко создавалась главным образом декорациями и
сценическими
эффектами. На протяжении двух столетий в Италии трудились поколения
замечательных
театральных художников, из которых в Риме особенно значительны были
Берни-ни, в Болонье
семейство Бибиена, в Турине братья Галлиари. Но наверно всех в Европе
превзошла.
Тишайшая Республика, чьи представления отличались несравненным
великолепием, особенно на
рубеже веков, в театре Сан-Джованни Кризостомо. В 1695 году зрители
«Пастуха из
Амфризо» увидели, как на сцену 'спускаются чертоги Аполлона -
удивительные сооружения,
полностью собранные из разноцветных кристаллов и непрестанно
вращавшиеся, а меж тем
помещенные внутрь каждой из них светильники рассыпали повсюду тысячи
сверкающих
лучей, доводя публику чуть ли не до экстаза. А шесть лет спустя в
«Катоне Утическом»
зрители увидели, как высоко над сценой огромная сфера, изображающая мир,
двинулась по
воздуху вперед и раскрылась натрое, и в каждой из трех частей явился
один из известных во
времена Цезаря континентов - а изнутри эта сфера была украшена золотом и
самоцветами и
пестрыми декорациями, и вдобавок там играл небольшой оркестр.
Требующиеся по ходу действия спецэффекты давали театральным инженерам
несчетные
поводы для новых и новых изобретений, которые Саббатини описал в начале
XVII века в
чрезвычайно занимательном сочинении - подлинный кладезь информации о
театральной
машинерии того времени, начиная от самых простых механизмов и кончая
сложнейшими
техническими конструкциями. В одном спектакле, например, из-за сцены
поднималась
искусно сделанная картонная скала и за нею постепенно исчезал
спускавшийся по лестнице
артист - так изображаемый персонаж превращался в камень (частый в
барочной опере
сюжетный мотив).
Чтобы представить на сцене море, брали множество
цилиндров, обтянутых
черным или синим холстом с серебряными блестками и нанизанных на длинный
железный
стержень, а за кулисами этот стержень раскачивал рабочий сцены, и
получалось, будто море
волнуется. Ад изображался просто: спрятавшись под крышкой люка, рабочие
приподнимали и
опускали котлы, в которых были проделаны дыры, а из них вырывались языки
«греческого
огня», то есть смеси нефти со смолой, и получалось, будто полыхают
земные недра.
Саббатини особо следил, чтобы подобная работа не поручалась людям глупым
или
неуклюжим.
С самого начала XVII века театральная машинерия и ее совершенствование
стали для
постановщиков чем-то вроде навязчивой идеи. Так, в Риме кардинал
Барберини, племянник
папы Урбана Восьмого, хотел, чтобы каждый карнавал превосходил
великолепием
предыдущий, а потому целыми днями сидел взаперти со своим театральным
инженером,
изобретая новые трюки и не принимая посетителей, какими бы важными
особами те ни были.
Мало-помалу во всей Италии антрепренеров охватила одна и та же
всепоглощающая страсть: стремясь ко все более впечатляющим эффектам, они
жаждали ускорить
смену декораций до такой степени, чтобы публика в один миг переносилась с
корабельного
причала в королевский дворец или в заоблачные выси. «Ты томишься в
бесплодной пустыне?
- спрашивает Дюфреньи. - Один свисток, и ты в садах Идалии; еще один
свисток вознесет
тебя из адской бездны в обитель богов; еще один - и ты в царстве фей».
Неважно, что
лебедку заедало, блоки скрипели, крышки люков громко хлопали, а боги
застревали на
полпути к Олимпу! Публика барочной эпохи умела наслаждаться иллюзией:
ничто не могло
испортить ей наслаждения, доставляемого такими вот, пусть краткими,
минутами подлинного
волшебства.
Итальянская публика
Кто не бывал на больших религиозных праздниках в южной Италии, тому
сегодня не понять
атмосферы, царившей в XVIII веке на театральных представлениях. На этих
праздниках
можно видеть, как прямо посреди службы люди входят и выходят,
приветственно машут друг
другу, поворачиваются спиной к алтарю, укачивают детей, продолжая при
этом читать «Отче
наш», и просто болтают с соседями, как если бы сидели в гостиной - никто
ни на миг не
забывает, что присутствует на богослужении, однако в то же самое время
успевает сделать
тысячу других дел. Точно так же вела себя итальянская театральная
публика былых веков.
Нынешние меломаны привыкли сидеть на спектаклях тихо и чинно, а в
святилищах bel canto тем более - исключение составляют
разве что представления под открытым небом в веронском амфитеатре или в
термах
Каракаллы в Риме. Благодаря более или менее интернациональному
пуританству после
Вагнера, желавшего превратить оперу в некое священнодействие, даже
итальянская публика
стала чуть дисциплинированнее, хотя не отказалась от преувеличенных
выражений восторга
или гнева.
Между поведением неаполитанца, два века тому назад пришедшего послушать
Каффарелли, и
поведением нашего современника, явившегося приветствовать «свою» диву
различие
огромное. Хотя вечер в опере для итальянцев по-прежнему остается
праздником, это уже не
смесь самых разных удовольствий золотого века opera seria - тех
светских, музыкальных,
гастрономических и азартных наслаждений, которых тогда алкали целые
толпы. Кроме
Турина, где людям в десять вечера после театра и в голову не приходило
отправиться куда-
либо, кроме как в кровать, всюду в Италии опера считалась главным
событием вечера и была
единственным развлечением горожан, вполне готовых оставаться в театре
хоть до одиннадцати часов или до полуночи, а то и до часу ночи.
Источник: П. Барбье История кастратов. - Спб., 2006.
Быстрая и качественнаязаправка картриджей в Киеве, ремонт принтеров и другой оргтехники.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "История кастратов. Итальянские театры. Часть 2"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.