В 1773 году Словарь Французской академии объяснял
слово «кастрат» (саstrato)
так: «Мужчина, оскопленный таким способом, чтобы его голос был сходен с женским
или детским. Кастратов много в Италии».Из выделенного курсивом краткого добавления ясно,что во Франции, как и в других странах,
преимущественным местопребыванием евнухов-певцов считалась Италия.
Ангелы для
одних и чудовища для других,кастраты на протяжении XVII и XVIII
веков являлисобой совершенно беспрецедентный для
Европымузыкальный, социальный и культурный
феномен:находясь под покровительством Церкви,
они болеевсего были затребованы ранней оперой,
что и привело их сначала к небывалому успеху, а затем к исчезновению со сцены
на рассвете романтизма, когда ихмир - мир
иллюзорности, нарочитости, маскараднойдвуполости и
вокальной амбивалентности - стал утрачивать свое прежнее значение.
Нет смысла повторять обвинения, часто высказывавшиеся
в прошлом и против кастрации вообще, ипротив тех, кто
практиковал ее или ей подвергался.Можно ли судить о
медицинской процедуре, в течение двух с лишним веков влиявшей на всю западнуюмузыку, с сегодняшних позиций, весьма далеких отбарочной эпохи и существенных для нее условий иправил? Способен ли современный разум, испытавший известное воздействие
идей XIX столетия, постигнуть, почему именно эта эпоха решилась искатьчистой и самодостаточной Красоты с помощью увечья, наносящего столь
заметный «убыток» индивидам,которым это увечье наносилось? Да и
как нам понятьотношение к кастрации, раз ни один из великих
кастратов не поделился с нами своими подлинными чувствами? Считал ли он сам
произведенную над нимоперацию личной трагедией? Не бывала
ли эта операция порой оправдана призванием или «природой»,для которых традиционное различение мужского иженского оказывалось неважно? Мы ведь знаем, чтокастраты Карестини и Салимбени, например, простохохотали, если кто-то им сочувствовал, - но были этидвое правилом или исключением?
Для историка важно лишь одно - то, что на европейских
оперных сценах кастраты выступали ипользовались
успехом на протяжении почти двухсоттридцати лет, а в
Католической церкви и того дольше. Разумеется, главными создателями и
слушателямитаких певцов были итальянцы, и они же были главными
поклонниками и почитателями этого необычного пения, так хорошо удовлетворявшего присущую имстрасть к нарочитости, любовь к празднику и жаждучувственных удовольствий. Даже
названиия для «кастратов» по-итальянски из всех самые уважительные: еслифранцузы именовали их «евнухами», «калеками», «огрызками» и даже
«каплунами», итальянцы предпочитали определения «musico» или «virtuoso», а
евнухами называли только юных кастратов, учившихся в консерваториях, и не
придавали этому названию никакого пренебрежительного значения. Еще
распространеннее были определения «премьер» (primo uomo) и «сопранист» - в отличие от певиц, которые были соответственно
«примадоннами» (prima donna) и «сопрано», -меж тем как термин
«кастрат» (castrato) использовалсяв Италии гораздо
реже, чем в других странах.
В
сегодняшнем знании о кастратах слишком много пробелов, и прежде всего тот, что
нам неведома поразительная красота их голосов - а ведь голоса величайших из них
были совершенно не похожи ни начто из слышанного нами! Так что
пробел этот весьмаприскорбный, особенно если перечитать восторженные
отзывы тех, кто эти голоса слышал. Нет у нас ивоспоминаний
о виртуозах, которые, будь они написаны при жизни, поведали бы нам об их
происхождении и детских годах, и как их оперировали, и какони учились. Есть, правда, архивные документы и рассказы современников,
но все это слишком часто окрашено в полемические цвета и основано на личныхпристрастиях, что и понятно: связанные с кастратами проблемы выходили
за пределы собственно музыкальной дискуссии, превращаясь в социальные,
моральные и политические - особенно часто такоеслучалось
вне Италии. Недостаток информации можно объяснить и тем, что в XVII и XVIII веках
кастратыбыли столь неотъемлемой частью музыкальной жизни, что
никто в них ничего необычного не видел: ихголоса были такими
же «естественными», как и у всехпрочих, а сами они
вовсе не считались цирковымиуродами, о которых стоило бы
спорить. В результатеникому попросту не приходило в
голову обсуждатькастратов отдельно - иначе, чем певиц, теноров,
композиторов, театральную режиссуру, театральную публику и вообще все, что
может быть поводом для удовольствия заявить собственное мнение.
Сегодняшнее оживление интереса к барочной музыке не
только не привлекло внимания к кастратам,но, напротив, в
известном смысле еще дальше вытеснило их из реальности - и в этом главная
помеха длявсякого, кто пытается возродить музыку Кавалли илиАлессандро Скарлатти, не имея певцов, для которыхона сочинялась. В сегодняшнем музыкальном миреэтот совершенно очевидный изъян и различные способы компенсировать его
другими голосами послужилповодом для долгой и бесплодной
полемики: использующиеся в ней аргументы позабавили бы ГрегориоАллегри, уже в XVII веке предвидевшего гибель bel canto в барочном
значении этого словосочетания именно в случае исчезновения кастратов. Каков бы
ни был итог упомянутых дискуссий, сегодняшняя публика благодаря новой моде на
барочную музыку способна по крайней мере осознать, каким интеллектуальным
потрясением было открытие этих «почти обыкновенных» певцов, чьи удивительные
голоса и удивительные личности оказали такое влияние почти на три века развития
театральной и церковной музыки.
Патрик БАРБЬЕ
ИСТОЧНИК:Барбье Патрик. История кастратов /
Пер. с фр. Е. Рабинович. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006.
Лучшая светотехника для вашего дома. Вместе с нами в вашем гнездышке всегда будет светло и уютно
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "ИСТОРИЯ КАСТРАТОВ. ВВЕДЕНИЕ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.