Утром
Страстной пятницы я посетилаСикстинскую
капеллу, чтобы
послушатьзнаменитое «Miserere»
Аллегри,
исполняемоесопранистами
без оркестрового сопровождения.
То было
воистину ангельское пение.
Мадам Виже-Лебрен
Отношение
Церкви к столь деликатной теме, как кастрация, всегда было неопределенным и
двусмысленным: прямо осуждая самое операцию и тех, кто ее практиковал, она
всегда поощряла кастратов - вплоть до того, что, единственная, находила им
применение даже в начале XX века. При этом наличие множества церковных хоровых
училищ несомненно способствовало увеличению числа сопранистов, отчасти
подразумевая, что таковое увеличение приветствуется, коль скоро их пение служит
вящей славе Господней.
Англичанин Роберт Сейер (или, по-латыни, Сайрус),
бенедиктинский моралист, живший в конца XVI века и последние годы своей жизни
проведший в Венеции, где и умер в 1602 году, говорил по этому поводу: «Голос
есть дар более драгоценный, нежели мужественность, ибо именно голосом и
разумением отличается человек от животного, а значит, коли надобно ради
увеличения голоса умалить мужество, предпринять сие не будет кощунством, голоса
же сопранистов столь потребны для воспевания славы Господней, что нет им цены».
Чуть позже сицилийский
иезуит Томмазо Тамбурини (1591-1675) объяснял, что кастрация может считаться
законной «при условии, что мальчик согласен и жизнь его не подвергается
опасности», потому что «евнухи служат общему благу, ибо церковные их песнопения
во славу господню особенно сладостны, при том что и мальчику небесполезно
бывает сохранить голос, дабы обеспечить себе более достойное существование,
стяжав необходимые для того средства и покровительство сильных». Подобные
заявления, несомненно, отражали взгляды большинства клириков, хотя в
опровержение им многие казуисты и выставляли древние тексты, в которых любая
кастрация, не оправданная существенными медицинскими показаниями, категорически
запрещалась.
Кастрация и
папство
Взаимоотношения римского понтификата с практикой кастрации составляют долгую и
полную разнообразных коллизий историю. В отличие от Византии,где пение евнухов было частью церковного обряда,западный христианский мир сначала, по-видимому,довольствовался участием в литургиях мальчиков ифальцетов, следуя в этом смысле апостольскому:«Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволеноим говорить» (1Кор 14, 34), так что до XVI века папыпопросту не сталкивались с этой проблемой. Затопозднее они были отлично осведомлены о присутствии кастратов не только
в Испании, но, вероятно, ив Италии - и тем не менее никогда
прямо не признавались, что им это известно.
В конце XVI века Григорий Четырнадцатый (1590-1591)
попытался было узаконить существование кастратов, но не успел, так что дело довершил
КлементВосьмой (1592-1605), предоставив итальянским
сопранистам доступ в папский хор, хотя это было скорее официальным признанием,
чем подлинным нововведением: кастраты почти наверняка пели впапском хоре уже в середине XVI века, но именовались «фальцетами».
Однако Клемент и его ближайшиепреемники были большими поклонниками
кастратов, поначалу бывших в явном меньшинстве, так чтоспешили заменить всех фальцетов подлинными сопранистами, и к 162 5 году
в хоре Сикстинской капеллы уже не было ни единого фальцета, С тех пор фальцет
определялся как «искусственный голос», а голоскастрата
как «естественный».
Иннокентий Одиннадцатый (1б7б-1б89) был совсех точек зрения одним из самых непокладистых пап: нрава он был
злобного и всегда всем во всем отказывал, за что и получил прозвище «Минга» -
намиланском диалекте это значит «нет». Именно с нимсвязано нижеследующее знаменитое трагикомическое происшествие. Церковь
воспрещала браки евнухов, так что за разрешением на подобный брак следовало
обращаться к папе. Меж тем кастрат Кортонабезумно влюбился в
некую Барбаруччу и пожелал наней жениться, а посему обратился с
прошением кпапе, объясняя, что кастрирован «плохо» (это быланеправда), а значит, к женитьбе способен. Понтификписьмо прочитал, остался непреклонен и начертал наполях резолюцию: «Дозволяю быть кастрированнымполучше».
Что до некоторой неискренности колебаний Бенедикта
Четырнадцатого (1740-1758), то они былипризнаком
совершавшегося в XVIII веке нравственного переворота. Этот папа решил
дистанцироваться от кастрации и повел речь о «противоестественном преступлении,
жертвами коего становятся -нередко по причине утесненности
родителей - маленькие мальчики». Тем самым он признавал, что Церковь отлично
осведомлена, откуда берутся нанимаемые ею певцы, однако вселенский успех
кастратовзаставлял его, как и других понтификов, избегать
издания законов, которые могли бы положить конецкастрации.
Присущая папам «гибкость» в вопросах теории ипрактики кастрации позволила, помимо прочего,приспособить церковные каноны таким образом,чтобы рукополагать кастратов в священники, ибомногие из них, не получив от операции желаемыхрезультатов, обращались к религии. Ла Ланд во времясвоего путешествия по Италии был этим поражен:«Очевидно в Риме признан законным варварскийобычай, в согласии с коим несчастные, не могущиеболее уповать на свой голос, становятся священниками: хотя по церковным
законам тот, у кого недостает какого-либо члена, не должен быть рукоположен,
сказано, что, мол, правило сие допускает иное,смягченное,
толкование - но сам обычай не становится от того менее непристойным».
Как уже говорилось, в XVIII веке всякий, совершивший кастрацию, отлучался от
Церкви. Сначала Бенедикт Четырнадцатый объявил, что «отъятие любойчасти человеческого тела незаконно, кроме как еслииным способом невозможно спасти от гибели всетело», а затем и Клемент Четырнадцатый (17б9-1775)воспретил любые действия, целью которых являетсянаделение мальчика искусственным голосом, - новыгнать кастратов из своей капеллы он так и не решился, и в
консерваториях они обучались по-прежнему. Правда, этот папа ради подавления
общей страсти к виртуозам дозволил женщинам петь в церквахпартии сопрано, а также допустил их на сцену в папских городах.
Немедленного эффекта все эти мерыне имели, однако в
сочетании с распространившимися в конце XVIII века идеями и с упадком
преподавания вокального мастерства почти наверняка сыгралисвою роль в постепенном исчезновении кастратовименно на рубеже XVIII и XIX веков.
После 1800-1830-х годов и ухода со сцены двух,последних великих сопранистов проблема евнухов-певцов сохранила свою
актуальность лишь для Церкви: во всей Европе о кастратах успели забыть, и
толь-ко в нескольких хоровых училищах и в Сикстинской;капелле им были по-прежнему рады. Возражения иразоблачения вышли из моды - теперь вопрос заключался в том, возможно
ли «покинуть несчастных»,которые не могут более вернуться в
золотой век виртуозного пения и не имеют иного убежища, кромеЦеркви.Вопрос этот обсуждался так подробно, что прошло сто лет, а решения не находилось.
Уже накануне XX века хормейстер Сикстинской капеллы
Перози стал требовать, чтобы из его хора уволили всехостававшихся там кастратов, хотя и встретил стойкое сопротивление
сопраниста Мустафы, изо всехсил старавшегося защитить те
немногие позиции,которые еще сохранялись у его собратьев. Перози вконце концов победил, хотя указ папы Льва Тринадцатого, навеки
воспрещавший принимать кастратовв Сикстинскую
капеллу, был издан лишь в 1902 году.Тех, кто там уже
служил, из вежливости не стали гнать,словно нечистых:
было сочтено более приемлемымотправлять их в отставку не прежде,
чем они самитого пожелают. Алессандро Морески ушел последним, в
1913 году, и успел оставить нам несколько записей своего голоса.
Церковная
музыка
Итальянские хоровые училища и в особенности Сикстинская капалла относились к
своим кастратамочень ревниво: заботились о них, обеспечивали имхороший доход и при этом изо всех сил старалисьотвадить их от искушения «глядеть налево». Около1780 года в церквах одного лишь Рима состояло наслужбе более двухсот кастратов, однако в других крупных религиозных
центрах Италии их принимали далеко не столь доброжелательно. Так, когда в
Неаполенастоятель королевской капеллы кастрат Оттавио
Гаудиози был переведен каноником в кафедральный собор, это вызвало у столичного
капитула громкие возражения - мол, с тех пор как в Неаполе существуютцеркви, не бывали в них священниками скопцы. Протесты ни к чему не
привели, и Гаудиози занял свою должность, но этот случай наглядно
демонстрирует, чтополученные кастратами в начале XVII века должностивоспринимались как совершенно беспрецедентноеявление и потому без проблем было не обойтись.
Обычно самым серьезным конкурентом Церквибыл театр, безмерно привлекательный для певцоввообще и для кастратов в особенности. Надо сказать,что до появления оперных театров тенорам и басамлучше всего платили в капелле св.Марка в Венеции, апосле этого там же стали очень хорошо платить исопранистам, чтобы те не зарились на театральныегонорары. В целом, однако, заработки певчих далекоотставали от заработков оперных певцов, так чтомногие уже из-за этого отказывались продлевать контракты с капеллами.
По этой же причине в 1765 годув капелле св.Марка уволили треть
певчих, чтобы лучше платить оставшимся. Паккьяротти, например, получал триста
дукатов, а тенор Пазини и бас Де Меццо — лишь по полтораста.
За пение в кафедральном соборе в Венеции награждали весьма щедро: кастраты Рубинелли,
Маркезе и Кресчентини могли похвастаться, что пели перед дожем и получили из
его рук Osella d'oro - ежегодно чеканившуюся к Рождеству медаль старинного
золота.
Иногда венецианские театры приглашали кого-нибудь из
певчих для исполнения женской роли, а певчих-мирян звали также иностранные
города и дворы, так что Кавалли возил кастрата Калегари в Париж, а Бертони
уговорил Паккьяротти сопровождать его в Лондон. Конечно, начальство позволяло
такие поездки чрезвычайно неохотно, потому что капелла надолго оставалась без
лучших певцов, да и неизвестно было, вернутся ли они вообще.
Певчие Сикстинской капеллы почти все были
духовного звания или даже священики, но совершенно не очевидно, что так было
всегда: известно, что Павел Четвертый (1555-1559) изгнал из хора женатых, хотя
один из них был композитор, обеспечивший Сикстинскую капеллу основным
репертуаром вплоть до XX века, - Джованни Палестрина. Создается впечатление,
что даже папской капелле случалось переживать тяжкие времена запустения, о чем
с прискорбием свидетельствует Ватиканский документ 17б1 года, проклинающий
«несчетные театры и королевские дворы, которые огромными деньгами сманивают
musici (кастратов. – Л. Я.) из Рима и из Италии, так что названные певцы уже не приносят капелле
прежней пользы».
Несмотря на определенные (и относительно поздно
возникшие) трудности такого рода папская капелла имела право гордиться великими
певцами и композиторами. В 1622 году там радушно встретили первого из великих
итальянских кастратов, Лорето Виттори, а семь лет спустя - отца Грегорио Аллегри,
тоже кастрата, явно не бывшего великим певцом, зато человека бесконечной
доброты и притом отличного композитора, чье «Miserere» сохранялось в Ватикане
как бесценное сокровище, так что позднее понтифики воспретили его копирование и
распространение. Моцарт услышал эту музыку в Ватикане и записал по памяти сразу
по выходе из Сикстинской капеллы — это было не слишком трудно, особенно если
учестьпростоту сочинения и талант
Моцарта.
Все приезжавшие в Рим иностранцы считали для себя
обязательным послушать «Miserere», если только календарь давал такую
возможность, и Монтескье описал своивпечатления сходно
с мадам Виже-Лебрен: «На Страстной недели я посещал литургии и с особенным
удовольствием слушал изумительное «Miserere» Аллегри,в коем голоса кастратов звуком уподобляются органу». В 1711 году Адами
в историческом описаниипапской капеллы щедро наделяет
«вечной славой»своего собрата Аллегри и его «Miserere»,
«преисполняющее восторгом душу всякого слушателя», и добавляет: «Смерть этого
великого человека повергла в бесконечную скорбь всю нашу коллегию». После
Аллегрив капелле появились и другие значительные личности: в
1660 был принят Антонио Чести, автор знаменитой оперы «Дорида», а двумя годами
позже - контральтист и композитор Маттео Симонелли, которомусуждено было стать учителем Аркангело Корслли.
Как правило, хор папской капеллы состоял изтридцати двух певчих, делившихся на четыре группы, причем все сопрано
были кастратами, а партиюконтральто долго оставляли за
фальцетами, хотя время от времени и пытались заменить их кастратами -первый такой кастрат-контральтист был Сифаче, ноему пришлось петь не свою партию, а партию сопрано. Примерно 70% певчих
были итальянцы, а из 30%иностранцев треть составляли
испанцы; было такжепо нескольку французов, швейцарцев и так далее.В большинстве своем кастраты были уроженцамипапской области, за ними шли подданные Неаполитанского королевства и,
наконец, тосканцы - это вточности соответствует количественному
распределению кастратов по Италии.
Все певчие Сикстинской капеллы поступали тудав возрасте от двадцати до двадцати пяти лет, бывалиприписаны к одному из главных римских приходови отправлялись в отставку после двадцати пяти летслужбы. Они находились под протекцией кардиналаи непосредственно подчинялись избранному имисамими маэстро. Помимо каникул им полагалось ещедва выходных в неделю (если не было большого религиозного праздника), а
в остальные пять дней онирепетировали или пели во время
литургии. Участвовали они только в службах в капелле, особенно еслислужил сам папа, и в некоторых городских церемониях под открытым небом,
хотя кого-то из хористовмогли послать почти куда угодно, но
только в пределах папской юрисдикции.
В венецианской капелле св.Марка было от двадцативосьми до тридцати шести певчих, из них тринадцатьсопрано и четыре контральто. Королевская часовня вНеаполе была скромнее, довольствуясь восемнадцатью певчими, из них пять
сопрано и пять контральто - и именно в Неаполе дебютировали два великихкастрата, Николино и Маттеуччо, очень скоро оставившие капеллу ради
сцены. А вот в неаполитанскомкафедральном соборе, в капелле при
сокровищницесв.Януария, кастратов было большинство: с 1663 до1790 года в списках из шестидесяти пяти певчих кастратов не меньше
сорока пяти. И наконец, в туринском кафедральном
соборе было две капеллы; капелла Невинных с шестью некастрированными мальчиками
и капелла Канторов, где пели сползи, священники или семинаристы, и musici, миряне
или кастраты, а для больших праздников приглашались знаменитые виртуозы из
соседних государств.
Патрик БАРБЬЕ
ИСТОЧНИК:Барбье Патрик. История кастратов /
Пер. с фр. Е. Рабинович. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2006.
Большой каталог компаний Украины предоставит вам возможность бесплатно разместить информацию о ведущих компаниях страны.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "История кастратов. Кастраты и Церковь"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.