Для эпохи Средневековья было характерно острое
чувство страха смерти; изображение смерти, как и дьявола, постоянно
встречается в средневековой символике. Образ танцующей смерти возник
уже в глубокой древности; фигура смерти появляется также в танцах
многих первобытных обществ – например, до сегодняшнего дня она играет
большую роль в магических обрядах водуистов. Но именно в эпоху
Средневековья образ смерти превращается в символ потрясающей силы.
«Танец смерти» (danse macabre), особенно широко распространился в
Европе в XIV в., в периоды эпидемии чумы. В социальном смысле этот
танец, как и сама смерть, уравнивал представителей разных сословий. В
годы чумы «танец смерти» часто перерастал в истерическое веселье.
Обычно он начинался быстрой пляской; затем один из танцоров внезапно
падал на землю, изображая мертвого, а остальные продолжали танцевать
вокруг него, представляя в пародийном виде оплакивание покойника. Если
мертвеца изображал мужчина, его возвращали к жизни поцелуи девушек;
если девушка – ее целовали мужчины. После «воскрешения» следовал общий
хороводный пляс.
От Средневековья дошло множество историй о
маниакальной одержимости танцем. Во время христианских праздников народ
внезапно начинал петь и танцевать у храмов, мешая проходившей в них
церковной службе. Эти безумные танцы наблюдались во всех странах. В
Германии они получили название «пляска св. Витта», а в Италии –
«тарантелла».
Танец был не только необходимым средством разрядки,
но и главным развлечением. Наибольшей популярностью пользовалась
карола, первоначально представлявшая собой танец-шествие. Возникнув в
Провансе как песня-танец, исполнявшийся только в мае, карола быстро
распространилась по Европе благодаря странствующим менестрелям и в
конце концов стала обязательным атрибутом всех праздников.
Средневековый танец оставался еще во многом
импровизированным действом. Народ любил хороводы, но устойчивых правил
танца не существовало. Танец был принятой формой ухаживания; их
исполнители сопровождали танец пением; движения были самыми простыми.
В XII в. культ романтической любви и рыцарства в
значительной мере преобразил танец, приглушив его откровенно
эротические черты. Танец входил в число обычных для рыцаря занятий и
выступал как своего рода домашняя параллель к турнирам на открытом
воздухе. Обычно танец возглавляла одна пара, к ней присоединялись
другие, медленно двигаясь по кругу; тип этого танца во многом напоминал
полонез.
В эпоху позднего Средневековья проявляется различие
между придворным парным танцем и деревенским групповым танцем. В
социальном плане жесткого водораздела тогда еще не существовало. Селяне
могли подражать придворному танцу, а рыцари любили иной раз
присоединиться к сельскому хороводу. Крестьяне отдавались танцу с ничем
не сдерживаемой непосредственностью, рыцари танцевали более строго,
следуя придворному этикету. Народный танец по-прежнему был
импровизацией, в то время как придворный танец становился все более
манерным. Главной формой дворцового искусства был фигурный танец, где
группа танцующих последовательно образовывала танцевальные построения.
Большое значение в развитии придворного танца
сыграло появление профессиональных учителей танца, которые не только
обучали знать, но и являлись арбитрами в области этикета и манер и
оказывали обычно большое влияние на атмосферу при дворе.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТАНЦЫ"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.