У средневековых европейцев в почете были маскарады , как обычное
развлечение во время больших собраний, пиров и балов. Часто маскарады
ограничивались сатирой на нравы, давали повод посмеяться над смешными
или странными чертами земляков. В ряде городов маскарады
даже приобрели черты некоего общественного института. В средние века
деятельность ремесленников, как и высказывание собственного мнения,
могли происходить только в рамках союзов.
Поэтому существовали и корпорации шутов ( foics ), которые в известное время пользовались привилегией высмеивать как малых, так и великих. В Париже это были бадены ( Badim — шутники), тюрлюпены (turlupins — злые шутники), «беззаботные ребята» ( Enfants ¦ ins souci ); в Пуатье — веселая шайка аббата Могуверна; в Дижоне — «дети сумасшедшей матушки» ( Mere folle ); в Руане — олухи, или конары ( Conards ), которые
в
масках ездили по городу верхом, а впереди аббат в митре и с крестом,
стоя па повозке, сыпал загадками, насмешками и сатирами. С наступлением
скоромных дней (масленицы) конары однажды утром появлялись в
большой палате Руанского парламента, принося прошение, чаще всего — в
стихах, Магистраты, отложив дела, отвечали на шутовское прошение,
разрешая маскарад — право конарам бродить по улицам в масках, говорить,
что вздумается, и за деньги предоставлять жителям право надевать маски.
Под маской конары позволяли себе выставлять в смешном виде всех и вся,
пародируя действия и манеры духовенства, дворянства, не щадили и горожан. Среди конаров были следователи ( enquetews ), в
задачу которых входило сообщать о скандальных историях, случившихся в
городе, о злоупотреблениях, нелепостях. Следователи докладывали аббату конаров, кардиналам и патриархам, которые составляли конклав.
Те решали, какие дела уместно представить вниманию слушателей. После
этого собирались на открытом воздухе, куда приносили необходимые
материалы. «В течение трех дней этот «трибунал» заседал на улицах;
барабаны, флейты, трубы заранее давали знать о приближении кортежа.
Конары шли через толпу, разделенные на группы, каждой из них полагалось
высмеивать, осуждать только что-нибудь одно: нелепость, порок,
злоупотребление. Торговцы гнилым товаром, судьи, в честности которых
можно было усомниться, священники, грешащие симонией, расточительные
дети, скупые отцы, спесивые дворяне, зазнавшиеся парвеню, жадные врачи
— все они подвергались осмеянию на этих совсем не обычных сборищах.
Необдуманные браки, безумные затеи, интриги всякого рода составляли
обширную тему, всегда популярную и неисчерпаемую. Не лучшая участь была
уготована и указам о налогах, да и оборотистым людям, сочинявшим их;
затрагивалась и тема о нищете народа. Происходило это не единожды, —
причем с большей смелостью, чем отражено в наказах провинциальных
штатов... Братство конаров, возникшее, вероятно, и начале
XV в., просуществовало до XVII в. Праздник завершался пиршеством в
залах Старой Башни, превращенной во дворец аббата конаров; после пира —
танцы, маскарад; в заключение -— присуждался приз горожанину, который,
по мнению «трибунала», сотворил самое значительное, заметное безрассудство года!
Таким образом многие жители крупных городов Французского
королевства, хоть раз в год, имели возможность высказать свое мнение о
злоупотреблениях и нелепостях, происходивших вокруг, о бедствиях
народных масс, нищете, о тирании сеньоров. Все эти конары, бадены,
тюрлюпены следили за тем, чтобы, находясь в маске, не задеть личности
короля: и монарх был первым, кто смеялся, соглашаясь с приговорами
шутовских судов, отстаивая их компетенцию вопреки протестам
духовенства, дворян и городских магистратов.
Во время пиров у богатых вельмож интермедии часто были только
игровыми сценами и пантомимами в исполнении актеров в масках. Известен,
однако, маскарад, чуть не оказавшийся роковым для Карла VI .
Захватывающее описание этого бала сделал Жан Фруассар в своих
«Хрониках» под названием «Авентюра о танце,
исполнители которого представляли дикарей и где король подвергся
опасности». Маскарад был по случаю брака молодого рыцаря из Вермандуа с
девушкой из свиты королевы. Неосторожность герцога Орлеанского привела
к тому, что загорелись маскарадные костюмы шести участников веселья,
узкие одежды которых были из холщовых и льняных тканей, обклеенных
шерстью. Из шести молодых людей, среди которых был и король, четверо
погибли от огня. Трагический исход празднества при молодом и блестящем
дворе, если он был таковым, произвел глубокое впечатление на Париж и
все королевство. Но, как писал Фруассар, «и это прошло и забылось
мало-помалу, мертвых похоронили, помолились за них и раздали в память о
них милостыню!»
Источник: Эжен
Эмануэль Виолле-ле-Дюк Жизнь и
развлечения в средние века. —
СПб: «Евразия», 1997.
Флуорисцентная художественная роспись в Киеве от настоящих мастеров живописи. Портфолио высококлассных работ к вашим услугам
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "СРЕДНЕВЕКОВЫЙ МАСКАРАД"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.