АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ХХ-ХХI ВB.

СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
БИОГРАФИИ КОМПОЗИТОРОВ
БИОГРАФИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
ЛИЦА ЭПОХИ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » АКАДЕМИЧЕСКАЯ МУЗЫКА ХХ-ХХI ВB. » СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ




Два или один: парадоксы, отличия и сходства "больших стилей"

Просмотров: 2906 | Рейтинг: 5.0/1 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме: ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ

Попачалу двенадцатитоновость и неоклассицизм казались и слушателям, и музыкальным критикам, и многим композиторам взаимоисключающими художественными течениями. Однако с течением лет приоткрылось глубокое и парадоксальное идейное и звуковое единство двух стилей.

Стало очевидно, к примеру, что новаторский метод Шенберга был не столько индивидуальным творческим "произволом", сколько логическим развитием музыкальных принципов позднего романтизма (как, впрочем, всегда и утверждал сам композитор). Идея такой звуковой "техники" с 1910-х гг. словно «витала в воздухе. Раньше Шенберга свои варианты двенадцатитоновой композиции предложили русские авангардисты Н. Рославец, И. Вышнеградский, Н. Обухов, Е. Голышев.

С 1919 г. начал свою «космическую игру с 12 тонами» австрийский композитор и философ-мистик Йозеф Хауэр (1883-1959). С другой стороны, неоклассицизм привнес в музыкальную культуру абсолютно новую практику сочинения «по модели». Ранее музыкальный "образец" был скорее для композиторов умозрительным, а не звучащим. Да и сами звучания партитур во многом оказались сходны - объективные, избегающие чувственности, открытой эмоциональности.

Обоим направлениям оказалась близка и сама строгость принципов музыкальной организации, необходимость четких форм и логичного развития музыкальных идей, ясного звучания всех голосов сочинения (отсюда и популярность небольших составов инструментов). Окончательно разрешили спорный вопрос о "вражде и дружбе" стилей сами их прародители.

К примеру, среди партитур Шенберга есть изящный «Концерт для струнного квартета и оркестра в Си-бемоль мажоре» (1933), представляющий собой, по словам композитора, "усовершенствование" Соnсеrtо Grosso ар. 6, №7 Г. Ф. Генделя (1685-1759). А Стравинский начал с 1953 г. успешно разрабатывать свой вариант серийной техники.


Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "Два или один: парадоксы, отличия и сходства "больших стилей"" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.

OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.

Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!



2013-05-01


Теги: МУЗЫКА ХХ-ХХI веков, СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В МУЗЫКЕ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Хостинг от uCoz