Попачалу двенадцатитоновость и неоклассицизм казались и слушателям, и музыкальным критикам, и многим композиторам взаимоисключающими художественными течениями. Однако с течением лет приоткрылось глубокое и парадоксальное идейное и звуковое единство двух стилей.
Стало очевидно, к примеру, что новаторский метод Шенберга был не столько индивидуальным творческим "произволом", сколько логическим развитием музыкальных принципов позднего романтизма (как, впрочем, всегда и утверждал сам композитор). Идея такой звуковой "техники" с 1910-х гг. словно «витала в воздухе. Раньше Шенберга свои варианты двенадцатитоновой композиции предложили русские авангардисты Н. Рославец, И. Вышнеградский, Н. Обухов, Е. Голышев.
С 1919 г. начал свою «космическую игру с 12 тонами» австрийский композитор и философ-мистик Йозеф Хауэр (1883-1959). С другой стороны, неоклассицизм привнес в музыкальную культуру абсолютно новую практику сочинения «по модели». Ранее музыкальный "образец" был скорее для композиторов умозрительным, а не звучащим. Да и сами звучания партитур во многом оказались сходны - объективные, избегающие чувственности, открытой эмоциональности.
Обоим направлениям оказалась близка и сама строгость принципов музыкальной организации, необходимость четких форм и логичного развития музыкальных идей, ясного звучания всех голосов сочинения (отсюда и популярность небольших составов инструментов). Окончательно разрешили спорный вопрос о "вражде и дружбе" стилей сами их прародители.
К примеру, среди партитур Шенберга есть изящный «Концерт для струнного квартета и оркестра в Си-бемоль мажоре» (1933), представляющий собой, по словам композитора, "усовершенствование" Соnсеrtо Grosso ар. 6, №7 Г. Ф. Генделя (1685-1759). А Стравинский начал с 1953 г. успешно разрабатывать свой вариант серийной техники.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Два или один: парадоксы, отличия и сходства "больших стилей""
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.