Шостакович - автор пятнадцати симфоний. Значение этого жанра очень велико в его творчестве. Если для Прокофьева, при всем разнообразии его творческих устремлений, самым важным,
пожалуй, является музыкальный театр, а прокофьевская инструментальная музыка тесно связана с его оперными и балетными
образами, то для Шостаковича, напротив, самым характерным,
определяющим жанром является симфония.
Опера «Катерина Измайлова», многие его квартеты, вокальные циклы симфоничны -
проникнуты напряженным непрерывным развитием музыкальной
мысли.
Шостакович - выдающийся мастер оркестра. Он мыслит оркестрово. Инструментальные тембры и сочетания инструментов с поразительной точностью и во многом по-новому используются у него
как живые участники его симфонических драм.
Седьмая («Ленинградская») симфония - одно из наиболее значительных произведений Шостаковича. Симфония написана в
1941 году. Большая ее часть, как уже было сказано, сочинена
в осажденном Ленинграде. Вот один из эпизодов, дающих представление о том, в каких условиях создавалась эта музыка.
Утром 16 сентября 1941 года Дмитрий Дмитриевич 'Выступал по
ленинградскому радио. Город бомбили фашистские самолеты, и
композитор говорил под гул зенитных орудий и разрывы бомб:
«Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого
симфонического сочинения. Если это сочинение мне удастся написать хорошо, удастся закончить третью и четвертую части, то
тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией.
Для чего я сообщаю об этом? - продолжал композитор,- ... для
того, чтобы радиослушатели, которые слушают меня сейчас, знали,
что жизнь нашего города идет нормально. Все мы несем сейчас
свою боевую вахту ...
Советские музыканты, мои дорогие и многочисленные соратники по оружию, мои друзья! Помните, что нашему
искусству грозит великая опасность. Будем же защищать нашу
музыку, будем же честно и самоотверженно работать ... ».
Замечательна история и первых исполнений седьмой симфонии
в нашей стране 11 за рубежом. Среди них самый потрясающий
факт - премьера в Ленинграде в августе 1942 года. В осажденном
городе люди нашли в себе силы исполнить симфонию. В оркестре
Радиокомитета осталось всего пятнадцать человек, а нужно было
не менее ста! Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и
еще тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах
под Ленинградом. 9 августа седьмую симфонию Шостаковича
сыграли в зале Филармонии.
Дирижировал Карл Ильич Элиасберг.
«Эти люди достойны были исполнять симфонию своего города, и
музыка была достойна их самих ... » - писали тогда в «Комсомольской правде» Ольга Берггольц и Георгий Макогоненко.
На партитуре симфонии авторская надпись: «Посвящается городу Ленин граду».
Седьмую симфонию часто сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «хроникой», «документом» - настоль-
ко точно передает .она дух событий. И вместе с тем, эта музыка
поражает не только непосредственностью впечатлений, но и глубиной мысли. Схватку советского народа с фашизмом Шостакович
раскрыл как борьбу двух миров:
мира созидания, творчества, разума и - мира разрушения и
жестокости;
Человека и - цивилизованного варвара;
добра и зла.
О том, что побеждает в симфонии в результате этой борьбы,
очень точно сказал Алексей Толстой: «На угрозу фашизма - обесчеловечить человека - он ответил симфонией о победном торжестве всего высокого и прекрасного, созданного гуманитарной культурой ... ».
Идею борьбы и торжества Человека по-разному раскрывают
четыре части симфонии. Рассмотрим подробно первую часть, которая рисует непосредственное «военное» столкновение двух миров.
Первая часть (Allegretto) написана в сонатной форме. В экспозиции ее заключены образы советской страны, народа, человека.
«Работая над симфонией,- говорит композитор,- я думал о величии нашего народа, о его героизме, о лучших идеалах человечества, о прекрасных качествах человека ... ». Первая тема экспозиции - тема главная - героическая и величественная.
Она звучит у струнных инструментов в тональности до мажор:
Вот некоторые особенности этой темы, придающие ей современную остроту и динамичность: смелые широкие мелодические ходы;
энергичный маршевый ритм, характерный для многих советских
массовых песен; богатство и напряженность лада (до мажор,
включающий в себя повышенную ступень - звук фа-диез - в третьем такте; дальше в развертывании темы наряду с мажорной используется минорная терция - ми-бемоль).
с русскими «богатырскими» темами главную партию седьмой
симфонии Шостаковича сближают размашистые, раскачивающиеся
интонации, тяжеловатые унисоны.
Вслед за главной партией звучит лирическая побочная в тональности соль мажор.
Тихая и даже как будто застенчивая в выражении чувств
музыка глубоко искренна. Прозрачно изложение, чисты инструментальные краски.
Эпизод нашествия построен в форме вариаций на одну мелодически неизменную тему (в тональности ми-бемоль мажор). Постоянной остается и барабанная дробь, все усиливающаяся к
концу. Меняются от вариации к вариации оркестровые тембры,
регистры, плотность фактуры, динамика, присоединяются новые
полифонические голоса. При помощи всех этих средств и раскрывается характер темы.
Вариаций - одиннадцать. В двух первых холодность и мертвенность звучания подчеркиваются тембром флейты в низком регистре
(первая вариация) и сочетанием того же инструмента с флейтой
пикколо на расстоянии полутора октав (вторая вариация).
В третьей вариации сильнее выделяется автоматичность: каждую
фразу у гобоя копирует на октаву ниже фагот.
В басу вступает
новая, тупо отбивающая ритм фигура.
С четвертой по седьмую вариацию усиливается воинственный
характер музыки. Вступают медные духовые инструменты (труба,
тромбон с Сурдиной в четвертой вариации). Впервые тема звучит
forte, излагается параллельными трезвучиями (шестая вариация).
В восьмой вариации тема достигает устрашающей звучности
fortissimo. Ее играют в нижнем регистре в унисон восемь валторн
вместе с деревянными духовыми и струнными инструментами. Автоматическая фигура из третьей вариации теперь наверху. Ее отстукивает ксилофон в сочетании с другими инструментами.
В девятой вариации к железному звучанию темы (у труб и
тромбонов в верхнем регистре) при соединяется мотив стона. И
наконец, в двух последних вариациях тема приобретает торжествующий характер. Кажется, что железное чудовище с оглушительным
грохотом тяжело движется прямо на слушателя. Но тут происходит
неожиданное.
Резко сменяется тональность. Вступает дополнительная группа
труб, валторн и тромбонов. Звучит драматический мотив, который
называют мотивом сопротивления.
В замечательной статье, посвященной седьмой симфонии, Евгений
Петров так писал об эпизоде нашествия: «Она обрастает
железом и кровью. Она сотрясает зал. Она сотрясает мир. Что-то,
что-то железное идет по человеческим костям, и вы слышите их хруст.
Вы сжимаете кулаки. Вам хочется стрелять в это чудовище с цинковой
мордой, которое неумолимо и методично шагает на вас,- раз, два, раз.
Два. И вот, когда, казалось бы, уже ничто не может спасти вас, когда
достигнут предел металлической мощи этого чудовища, неспособного!?
мыслить и чувствовать ... происходит музыкальное чудо, которому я не
знаю равного в мировой симфонической, литературе. Несколько нот
партитуре,- и на всем скаку (если можно так выразиться), на предельном напряжении оркестра, простая и замысловатая, шутовская и страшная тема войны заменяется всесокрушающей музыкой Сопротивления
Завязывается симфоническая битва небывалого напряжения (вариационное развитие переходит в разработочное). Мощные волевые
усилия наталкиваются на железные мотивы нашествия.
В пронзительных душераздирающих диссонансах слышатся крики, боль,
стоны. Все это выливается в грандиозный реквием - плач о погибших.
Так начинается необычная реприза. В ней обе темы экспозиции - главная и побочная - оказываются сильно измененными
подобно людям, вошедшим в пламя войны, испытавшим ужас и
страдание, исполнившимся гнева.
Одно из редких свойств таланта Шостаковича - его способность
передать в музыке великую скорбь, слитую с великой силой
протеста против зла. Таково звучание главной партии в репризе:
Она проходит теперь в миноре, ее маршевый ритм становится
ритмом траурного шествия, но мелодия приобрела характер могу-
чего страстного речитатива. Это речь, обращенная ко всем людям.
Мелодии подобного склада - широко изложенные у всего оркестра, полные ораторских интонаций - призывных, гневных, страстных,- не однажды встречаются в музыке Шостаковича.
Побочная партия - прежде светлая, лирическая - в репризе глухо и скорбно звучит у фагота, в низком регистре, в особом
минорном ладу, который Шостакович часто использует в музыке
трагического характера (это минор с двумя пониженными ступенями - 11 и IV; в данном случае, в фа-диез миноре - соль-бекар и
си-бемоль). Частая смена размеров (3/4, 4/4, потом 3/2) придает
мелодии живое дыхание человеческой речи. Как сильно контрастирует это с неизменным автоматическим ритмом темы нашествия!
В конце первой части - в коде - тема главной партии опять
появляется. Теперь она вернулась к своему первоначальному мажорному облику, но звучит тихо, певуче у скрипок, как воспоминание и мечта о мире. Самый конец тревожен. Издали слышится - барабанная дробь и тема нашествия. Война продолжается.
С беспощадной правдивостью, без прикрас нарисовал Шостакович в первой части симфонии реальные картины мира и войны. Он передал в музыке величие и героизм своего народа, показал страшную силу врага и всю напряженность смертельной
схватки.
Во второй и третьей частях композитор противопоставил жестокой разрушительной силе фашизма духовное богатство человека:
глубину его мысли, силу его воли. Четвертая часть - мощный
финал - полон наступательной энергии и предчувствия победы.
Чтобы по-настоящему оценить финал седьмой симфонии, нужно еще
раз вспомнить, что он написан в первые месяцы Великой Отечественной войны.
Со дня первого исполнения «Леиинградской» симфонии прошло
много лет. Много раз она звучала с тех пор в мире - концертных
залах, по радио, в кино (был создан фильм о седьмой симфонии).
Каждый раз ее исполнение воскрешает перед людьми незабываемые
страницы современной истории и вливает в их сердца мужество и
гордость. Седьмая Шостаковича с полным правом может быть
названа «Героической симфонией» ХХ века.
Вы мечтаете о стройной и красивой фигуре? Пора действовать! Ведь похудение - это так просто! Занимайтесь регулярно спортом, следите за питанием, а главное поднимайте себе настроение хорошей музыкой. Гимнастика под любимые мелодии доставит вам массу удовольствия и поможет быстро сбросить лишние килограммы.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Дмитрий Шостакович. Седьмая "Ленинградская" симфония"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.