Это музыкальное оперное направление, идейно близкое экспрессионизму, возникло в Италии в начале 90 гг. XIX в. и было вдохновлено литературными произведениями Дж. Верга, Л. Капуана и других писателей-веристов.
Их главный принцип - «обычный человек в сложной ситуации». Случаи из жизни простых людей, приведшие к трагедии или конфликту.
Музыкальный
фольклоризм
составляют сюжеты опер веристов.
В отличие от экспрессионистского представления о сложности, запутанности и непонятности человеческой души, личности, поступки и эмоции героев драм веристов ясны
и понятны. Критики веризма утверждали, но герои этих драм скорее
представляли собой некие амплуа, чем реальные характеры. Однако более чем вековая Популярность этой музыки подтвердила ее глубокую жизненность.
Романтический музыкальный язык веризма основан, прежде всего, на традиции опер Верди и Вагнера, значительным было и влияние
русского реализма - опер Могучей кучки. Но композиторы-веристы трактуют музыкальную драму как жанр камерный - их оперы невелики по масштабам, в них участвуют несколько героев, сюжет развивается быстро, оркестр невелик. В операх веристов публика слышала привычные для себя арии и ансамбли, яркие и запоминающиеся
простые мелодии, разделяла с певцами яркие, но понятные эмоции
музыка этого стиля стала популярной и массовой, и сильно повлияла
на развитие киномузыки, оперетты и мюзикла.
Ранними шедеврами веризма являются оперы П. Масканьи (1863-
1945) Сельская честь (1890) и Паяцы. (1892) Р. Леонкавалло (1857-
1919). Одноактная "мелодрама» «Сельская честь» из жизни крестьян
представляет слушателю короткую бытовую историю обманутой любви, ревности и мести. Интересен сюжет "Паяцев" - здесь перед нами
предстает любовный треугольникь, ситуацию которого герои-актеры
переживают в жизни и к тому же вынуждены играть на сцене под масками Коломбины, Пьеро (Паяца) и Арлекина. В момент развязки убийства - маски срываются и настоящие эмоции выходят на сцену.
Крупнейшим итальянским композитором рубежа веков стал Дж.
Пуччини, в творчестве которого важны принципы веризма и реализма. Его произведения до сих пор пользуются огромным успехом среди любителей классической музыки и ставятся во многих театрах мира. В частности, билеты в Большой театрна оперы этого прекрасного композитора можно уже сейчас приобрести в театральных кассах столицы. Джакомо Пуччини (1858-1924) родился в г. Лукка, в Северной
Италии, в семье потомственных музыкантов. С 10 лет служил органистом в городских церквях, обучался в музыкальном институте г. Лукки, затем в Миланской консерватории, которую окончил в 1883 г. В по-
следующие два десятилетия создал свои наиболее известные оперы.
В 1903-1914 гг. композитор переживает творческий кризис; преодолев его, он создает в 1916-1918 еще несколько оперных шедевров.
Оперы Пуччини ставятся в театрах Италии, в Париже, Лондоне, Нью-
Йорке. Свою последнюю значительную и новаторскую оперу Турандот Пуччини завершить не успел, она была закончена и исполнена
в миланском театре «Ла Скала» в 1926 г. под управлением Артуро
Тосканини.
Расцвет оперного творчества Пуччини состоялся одновременно
с появлением значительных экспрессионистских музыкальных драм.
Но в своей музыке композитор утверждал ценности, противоположные экспрессионизму. Пуччини - вдохновенный романтик, идеалист и
гуманист. Несмотря на драматизм и трагизм своих сюжетов, он утверждает главенство любви, света, чести и верности в человеческих отношениях. В центре его опер часто помещен женский образ, подобно
драмам экспрессионизма. Однако главные героини Пуччини - светлые, тонкие, пусть часто и слабые натуры. Глубоко трогают слушателей судьбы и любовные переживания Манон Леско - жертвы любовной трагедии XVIII в.; цветочницы Мими из Латинского квартала
Парижа 1830-х гг, ("Богема", 1896, по роману А. Мюрже), преданной
любовником-студентом; юной японской гейши Чио-Чио-Сан ("Ма-
дам Баттерфляй», 1903, по новелле Дж. Л. Лонга), ради любви к американскому офицеру отказавшейся от своих родных и веры, родившей ему сына и брошенной им; китайской принцессы Турандот, отданной в жены тому, кто разгадает три загадки ее отца - мандарина
("Турандот", 1924).
Особняком стоит знаменитая итальянская певица Тоска, участница борьбы за освобождение Италии начала XIX в. -
неистовый героико-романтический персонаж. Даже в сценах смерти,
самоубийства, казни Пуччини стремится выразить прекрасные и возвышенные стороны душ своих героинь.
Пуччини часто критиковали за "популярностъ" стиля музыки. Действительно, его романтический музыкальный язык не содержит принципиальной новизны, его музыка доступна любому слушателю. Обладая гениальным даром мелодии, Пуччини создал мелодии "на все времена", его речитативы гибко передают особенности речи, а красочный
оркестр создает уникальную атмосферу в каждой опере.
Для поздних
романтиков характерен интерес к экзотическим культурам, и в музыке Пуччини внеевропейские звучания особенно сильны. Композитор
подробно изучал всю доступную тогда музыку Японии и Китая, в результате чего его "Мадам Баттерфляй" или «Турандот» на многие
годы стали эталоном воплощения экзотического, особенно в популярной европейской музыке.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Веризм в музыке. Творчество Джакомо Пуччини"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.