Автор: Парачук Андрей Валентинович, методист ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи г. Гомель,Беларусь
Музыкально- тематическая зарисовка "Наполним музыкой сердца" познакомит школьников с творчеством русских бардов Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и др. Вечер можно провести для любой аудитории в школе, учреждении культуры, в учреждениях дополнительного образования.
Музыкально- тематическая зарисовка "Наполним музыкой сердца" познакомит школьников с творчеством русских бардов Юрия Визбора, Булата Окуджавы, Владимира Высоцкого и др. Вечер можно провести для любой аудитории в школе, учреждении культуры, а также в учреждениях дополнительного образования.
показать жанр бардовской песни как самостоятельное явление нашей отечественной культуры;
показать, что жанр бардовской песни – это проявление народного творчества, один из самых массовых видов творчества;
показать, что жанр бардовской песни обладает величайшим духовным потенциалом, способствует воспитанию и становлению личности, способной сопереживать, сочувствовать, любить, стремиться к добру и гармонии.
Рекомендации к проведению:
вечер можно провести для любой аудитории, где это будет возможно: в школе, учреждении культуры, в учреждениях дополнительного образования и т.д., соответствующими работниками образования и культуры;
для проведения вечера помещение желательно оформить и подготовить для создания атмосферы теплого, дружеского разговора по душам между ведущими, зрителями и бардами. Можно использовать мягкий свет, свечи. Перед началом вечера, пока собираются зрители, включить легкую гитарную музыку;
сценарий вечера включает в себя тексты песен, аккорды для аккомпанемента, комментарии
Используемый материал и источники:
Тексты песен:
«Наполним музыкой сердца», муз. и сл. Юрия Визбора.
«Воспоминания о школе», автор Александр Дольский.
«Каждый выбирает для себя», муз. Берковского Виктора, сл. Юрия Левитанского. «Счастливый жребий», муз. и сл. Булата Окуджавы.
«Братские могилы», муз. и сл. Владимира Высоцкого.
«Песня о друге», муз. и сл. Владимира Высоцкого.
«Моя звезда», муз. Александра Суханова, сл. Иннокентия Анненского.
«Ночная дорога», муз. и сл. Юрия Визбора.
СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий: Здравствуйте!
Я рад, что сегодня нам выпала возможность пообщаться, поговорить, послушать и спеть под гитару. Разговор у нас пойдет о жанре бардовской песни, еще ее называют авторской, самодеятельной песней.
Жанр бардовской песни как явление отечественной культуры нашего времени появился в 50 – 60-х годах XX века. Благодаря творчеству таких известных бардов, как Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и многих других, жанр получил имя и право на самостоятельное существование в нашей культуре. Булат Окуджава – профессионал в поэзии, Юрий Визбор – журналист, обаятельный, интеллигентный, энергичный человек, ну а Владимир Высоцкий приобрел поистине всенародную любовь своими песнями.
Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится.
Чтец: Наполним музыкой сердца!
Устроим праздники из буден.
Своих мучителей забудем,
Вот сквер – пройдемся ж до конца.
Найдем любимейшую дверь,
За ней – ряд кресел золоченых,
Куда с восторгом увлеченных
Внесем мы тихий груз своих потерь. (Ю.Визбор)
Ведущий: Авторская самодеятельная песня – один из самых массовых и демократичных видов искусства. Об этом свидетельствуют многотысячные аудитории фестивалей бардовской песни, которые проходят круглый год в самых разных уголках СНГ.
Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным исполнителем или гитаристом.
Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.
Чтец: Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку,
Каждый выбирает для себя. ( Ю.Левитанский)
Ведущий: Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, свои особенности, бытовала в разных странах и уголках нашей земли, но суть бардовской песни была и остается неизменной. Расскажу одну притчу.
Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы, населявшие тогда Землю.
Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца – друида. Пройдя испытания, обучение и посвящение избранник назывался – БАРД. Теперь он имел моральное право идти в народ и петь, вселяя в людей СВЕТ и ИСТИНУ своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.
Бардовская песня, как никакая другая песня, способствует работе души, а следовательно, и ее исцелению. Бардовскую песню, и в этом ее особенность, можно воспринять только тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Перед слушателем лишь проникновенная мелодия и образы, которые создает песня. Нужно полностью погрузиться в чувственно-образный мир песни, необходимо создать свои слушательские образные картины, мысли, переживания, откликнуться на песню сердцем, а для этого необходима как раз работа. Работа мысли, чувств, памяти, сердца. Работа души.
Ведущий: Исполнитель бардовской песни должен донести, прежде всего, смысл песни, ее чувства. Донести красиво, изящно, доходчиво. Это песни не для развлечения, их нельзя слушать между делом, ибо не будет контакта на чувственном уровне или он будет ослаблен.
Если эстрадная песня чаще всего для телодвижения, этому способствует ритмичная музыка, световые эффекты, простые тексты, то бардовская песня чаще всего – это песня для души-движения, этому способствует мягкий аккомпанемент гитары, доверительная интонация исполнения, хороший уровень стихов, образность песни.
Ни отличный вокал, ни прекрасное музыкальное сопровождение, никакие свето и спецэффекты не сделают песню бардовской, если не будет искренности в самой песне, в ее исполнении.
Исполнитель бардовской песни должен показать, прежде всего, не свой прекрасный вокал, умение петь и играть на музыкальном инструменте, хотя это и немаловажно, он должен открыть и показать духовнобогатый, чувственный мир песни, а если песня по-настоящему бардовская – она обладает этим миром.
Чтец: После дождичка небеса просторны,
Голубей вода, зеленее медь...
В городском саду флейты да валторны,
Капельмейстеру хочется взлететь.
Ах, как помнятся прежние оркестры –
Не военные, а из мирных лет,
Расплескалася в уличках окрестных
Та мелодия, а поющих нет.
С нами женщины – все они красивы,
И черемуха – вся она в цвету…
Может, жребий нам выпадет счастливый
Снова встретимся в городском саду. (Б.Акуджава)
Ведущий: Существует такое понятие, как идеальная песня – это эталон, где все составляющие песни – слова, музыка, исполнение, сопровождение, смысл, чувства – находятся в гармонии, удачно дополняя друг друга, чтобы в песне разные по своему уровню развития люди нашли что-то свое, что трогало бы их душу. Вот что говорил по этому поводу Владимир Высоцкий: «Над песней работать нужно больше, чем даже над
крупным поэтическим произведением. Ее нужно оттачивать так, чтобы он влезала в уши и в души одновременно. Не отдельно – сначала услышал, потом осознал, а сразу.
Потом ее можно взять домой, найти второй план, третий, четвертый, кто как хочет, но в душу она должна сразу входить».
Чтец: Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так...
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, –
Парня в горы тяни – рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке в одной с тобой,
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах – не ах,
Если сразу раскис – и вниз,
Шаг ступил на ледник – и сник,
Оступился – и в крик,
Значит, рядом с тобой чужой,
Ты его не брани – гони:
Вверх таких не берут и тут
Про таких не поют. (В.Высоцкий)
Ведущий: Бардовская песня не пишется на заказ. Это песни, написанные в состоянии высокого эмоционального подъема, связанного с каким-либо стресс-фактором. Это могут быть эмоции восторженного созерцания природы, чувство горечи в результате предательства, чувство разочарования при развенчивании какого-либо идеала, чувство гордости, уважения, радости, любви, страха, тоски, досады, тревожности, надежды,
нежности, раскаяния, ироничности, благодарности и многие другие стороны душевного напряжения. Очень много песен написано про осень. Видимо, это время года, как никакое другое, поднимает человека над житейской суетой, возвышает, окрыляет и направляет на творческое самовыражение.
Увядание природы после буйного лета – это печально, уныло, светло, торжественно и величаво. Здесь сокрыта великая Тайна и Истина, и от соприкосновения с ней люди начинают творить, кто музыку, кто книгу, кто картину, кто песню.
Чтец:
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя.
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что мне темно с другими.
И если мне на сердце тяжело,
Я у нее одной ищу ответа...
Не потому, что от нее светло,
А потому, что с ней не надо света.
Среди миров, в мерцании светил
Одной звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я ее любил,
А потому, что мне темно с другими.
Ведущий: Мне кажется, что нужны не только глубокие, философские, умные, красивые и сложные песни. Нужны также песни легкие, незатейливые, поверхностные, но которые вызывают добрые эмоции, чувства, задевают такие стороны души, как сочувствие, сопереживание. Ведь люди все разные, и то, что увидит, почувствует и услышит один, не поймет другой, и то, над чем улыбнется один, вызовет умиленную радость и
слезы у другого. Каждому – своё и каждому времени и настроению – своя песня. По-этому когда начинается борьба против шлягеров, пустых любовных песенок, хочется сказать, чтобы их оставили в покое, каждый сам решит, что ему слушать, и всякие песни рождаем мы сами – слушатели. Гораздо сложнее с песнями циничными, пошлыми, но и здесь нужно бороться не столько с песнями и с теми, кто их сочиняет и поет, а заглянуть себе в душу, ведь это мы сами, слушатели, порождаем эти песни, наше невежество и темнота. Ведь если бы все ценили, любили и слушали только хорошие песни, то не было бы и плохих.
Ведущий: Закончить наш творческо-тематический вечер нам поможет песня Юрия Визбора «Ночная дорога». Прошу раздать тексты песни, выйти всех исполнителей, которые нам сегодня читали стихи, на сцену.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья ""Наполним музыкой сердца". Знакомим школьников с миром бардовской песни"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.