Автор: Суворова Инна Олеговна, учитель музыки МБОУ "СОШ №29", г. Северодвинск.
Презентация к уроку "Святые земли Русской. Александр Невский" станет хорошим подспорьем учителям музыки для проведения урока с учащимися 2 класса.
Презентация к уроку "Святые земли Русской. Александр Невский" станет хорошим подспорьем учителям музыки для проведения урока с учащимися 2 класса.
1.Дети входят под звон колоколов.
2.Музыкальное приветствие, опрос присутствующих.
3.Вопросы детям:
-Какую музыку вы услышали, когда входили в класс? Какие колокольные звоны вы еще знаете?
-Что они означают? Где находятся колокола? (Для русского человека звуки колоколов были голосом с неба. Звон невольно отрывает все мысли и помыслы от земли, уносит их в поднебесную высь и наполняет сердце радостным и светлым чувством, как будто в него вливается небесная гармония, отголоски далекого рая, наполняя душу радостью , надеждой», - писал Н. Оловяшников в своей книге «История колоколов»).
Звучит ли в храме другая музыка кроме колокольного звона? Как она называется? Кому она посвящена? Какова она по характеру? Хочется ли быстро двигаться под такую музыку? Для чего нужна духовная музыка?
Ответы детей:
-Двигаться быстро не хочется. Хочется посидеть и подумать о жизни. Музыка успокаивает, снимает стресс и печаль. По характеру она величавая, плавная, спокойная, мудрая, чистая, душевная. Размеренность и умеренное по громкости звучание делают человека участливым, появляется желание помочь ближнему, забыть обиды, трудности. Человек освобождается от грехов. Хочется совершать добрые поступки.
-Да, ребята, итог прослушивания или исполнения духовной музыки – очищение души, пробуждение в себе лучших качеств, желание помочь ближнему, отрешение от земной суеты. Такая музыка лечит душу.
4.Объяснение новой темы.
Всю вторую четверть мы говорили, и будем говорить о музыке так или иначе связанной с православной церковью. Ведь основная тема четверти звучит так: «О России петь, что стремится в храм». И на самом деле, практически вся музыка о нашей Родине, каким-то образом связана с православной верой. Сегодня на уроке мы с вами будем говорить не о духовной музыке, а о тех кому она посвящена. (Вопрос детям кому посвящена). И так тема нашего урока: «Святые земли Русской». Русская земля богата святыми и за один урок мы с вами не можем о всех узнать.
Поэтому о святых земли Русской мы будем с вами говорить и в третьем, и в четвертом классах. Речь на уроке сегодня пойдет об одном святом – святом благоверном великом князе Александре Невском. И прежде чем мы начнем говорить об А. Невском, давайте выясним кто же такие святые? У каждого народа есть свои герои, которых любят, чтят и помнят. Их имена остаются в веках, их облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. И те из них, чья жизнь была озарена ореолом святости, а дела и служение народу были угодны Богу, и тем более дела эти чтимы на земле и есть святые. Что же сделал Невский для Руси, какие подвиги так прославили его имя?
Национальным героем, народным заступником, священной личностью нашей страны в течение почти восьми веков был и остается святой благоверный великий князь Александр Невский. Родился 30 мая 1220 г. В Переславле-Залесском. Рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о походах непобедимого Македонского, и не просто читал – палочкой на снегу или на земле чертил планы сражений, стрелками отмечал удары войск и прикидывал, как бы он сам действовал в бою.
Пристрастие к военному делу не было прихотью. Оно передавалось от деда к отцу, от отца к сыну. Иначе бы Русь погибла. Его юношеские годы протекали в Новгороде. В это время на Русь напали татары. И хотя Новгород не испытывал ужасов ордынского нашествия, новгородцы тоже вынуждены были признать себя зависимыми от Золотой Орды и платить ханам дань. И в это тяжелое время правитель Швеции пришел с большим войском, чтобы завоевать Новгород. Он послал Александру сказать: «Бейся со мной, если смеешь; я уже стою на твоей земле». У Александра была маленькая дружина, посылать за подмогой не было уже времени.
Князь собрал свою дружину и пошел помолиться в церковь. Ободренный духом, он вышел из храма и сказал всему народу: «Не в силе Бог, а в правде». Битва со шведами проходила на реке Неве. Победа русской дружины была решительной. После этой победы Александра стали называть Невским. Спустя два года к Новгороду приблизилось войско немецких рыцарей. И Александр Невский снова встал со своей дружиной на защиту Родины.
Решающая битва была на льду Чудского озера. Она так и называется: Ледовое побоище. С этого времени и до конца своих дней Александр Невский все силы отдавал Родине. Когда князь умер, митрополит Кирилл сказал: «Закатилось солнце земли Русской». Православная церковь причислила клику святых Александра Невского в 1380г., когда его правнук, Дмитрий Донской, тоже святой земли Русской, победил Золотую Орду.
Образ Александра Невского в искусстве представлен не только церковной духовной музыкой, но и музыкой композиторской, не только иконами, но и приведениями художников. В его честь написано множество икон, воздвигнуты храмы и часовни, сложены молитвы и песнопения, написаны житие (жизнеописание) и романы, поэмы и стихотворения, поставлены памятники, сняты кинофильмы. И сейчас мы с вами увидим фрагмент из кинофильма, рассмотрим две картины, икону, и, конечно же, послушаем фрагмент из кантаты «Александр Невский».
5.Смотрим фрагмент фильма "Александр Невский" (режиссер С. Эйзенштейн). Запомните эти слова.
6.Смотрим икону. Как вы думаете это картина или икона?
7.Смотрим две картины (П. Корин «Александр Невский» и М. Нестеров «Князь Александр Невский»).
Как эти картины помогают понять вам характер славного полководца и святого земли Русской. В первой картине князь стоит, опираясь обеими руками на меч в ножнах. Фигура князя является олицетворением защиты.
П. Корин «Александр Невский»
На второй картине, отложив меч, князь молится перед иконой Божьей Матери, вокруг головы у него нимб – символ святости. От картины веет покоем и умиротворением.
М. Нестеров «Князь Александр Невский»
8.А теперь послушаем фрагмент из кантаты «Александр Невский», которую написал известный русский композитор С. Прокофьев.
Кантата – это жанр музыки. Какие музыкальные жанры вы знаете? Так вот кантата от марша, песни и танца отличается тем, что она большая по объему, состоит из нескольких частей и всегда исполняется хором и оркестром. Кантата «Александр Невский» повествует о знаменитом Ледовом побоище. Мы услышим с вами фрагмент второй части.
Кстати, эта музыка звучит и в кадрах фильма . «Кто придет на Русь, будет на смерть бит» - такова основная мысль этой части кантаты. (Прочитать текст хора). Вопросы: На что похоже вступление? Какой характер, настроение этой музыки? Какая картина лучше передает настроение этого хора? Слушаем еще раз, подбираем слова по карточкам.
С. Прокофьев Кантата "Александр Невский". Галерея Церетели. Москва. Большой сводный хор МГИМО и РГГУ, Симфонический Оркестр ГКА им.Маймонида. Дирижер: Владимир Керн
9.Разучиваем фрагмент хора.
Сначала распеваемся. (Упражнение для языка; ходим, скачем, бегаем и ползаем по лесенкам; моторчики; звуки «у» и «о»; скороговорка с хлопками «Андрей»).
10.Заключительная песня о России.
11.Подводим итог. Вопросы:
-Кто такие святые? О каком святом говорили? С каким новым жанром вы сегодня познакомились? Чем он отличается от песни, танца и марша?
Оценки за урок. Домашнее задание. Выход под музыку.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья ""Святые земли русской. Александр Невский". Презентация к уроку по музыке для учащихся 2 класса"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.