Сценарий лекции-концерта включает обширный материал и составлен с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей детей. Лекция-концерт проводится с целью повышения общего культурного уровня развития детей, способствует расширению кругозора и развитию творческого потенциала учащихся, а также знакомит детей c данной эпохой и творчеством композиторов венской классической школы.
Среди многочисленных форм работы преподавателей детских школ искусств с учащимися особое место занимают внеклассные мероприятия. Учитывая особенности мотивации обучения в музыкальной школе, необходимым условием здесь становится привлечение факторов, формирующих позитивные эмоции и создающих атмосферу праздника.
Для более продуктивного решения данных вопросов я рекомендую использовать музыкально-иллюстрированные лекции-концерты, в частности о камерном вокальном творчестве венских классиков.
Сценарий лекции-концерта включает обширный материал и составлен с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей детей. Несомненно, положительным моментом является мультимедийное сопровождение рассказа лекции-концерта слайдами портретов композиторов этой эпохи, что позволяет сделать процесс передачи информации более запоминающимся.
Лекция-концерт проводится с целью повышения общего культурного уровня развития детей, способствует расширению кругозора и развитию творческого потенциала учащихся, а также знакомит детей c данной эпохой и творчеством композиторов венской классической школы.
Задачи:
- дать учащимся четкое представление об эпохе классицизма, о жизни и творчестве её представителей;
- дать понятие о камерном вокальном творчестве венских классиков;
- задействовать учащихся в процессе исполнения вокальных произведений эпохи классицизма.
Классицизм в музыке.
Как известно классицизм (от лат.слова «образцовый») - это художественный стиль в искусстве XVII - XVIII века. В его основе лежало утверждение всеобщего единого порядка, управляющего природой и жизнью, утверждение разумности бытия и гармоничности человеческой натуры. Свой эстетический идеал представители классицизма черпали в образцах античного искусства, почитая их высшей нормой классического совершенства. Эстетика классицизма, сформулированная в основных положениях «Поэтики» Аристотеля, выдвигает ряд строгих требований к художественному произведению: равновесие красоты и истинности, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции, четкого разграничения жанров. …
Венская классическая школа.
Сегодня хотелось бы более подробно поговорить о венской классической школе.Это творческое направление сложилось в Австрии во второй половине XVIII века первой четверти XIX века, получило название Венской классической школы и было связанно с именами Гайдна, Моцарта и Бетховена.
Яркая творческая индивидуальность каждого из композиторов определяла и выбор жанров, и общий характер музыки, и особенности музыкального языка. Так в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, жанрово-бытовое начало; для Моцарта характерны лирико-драматические настроения; героический пафос борьбы, преодоления, победы отличают музыку Бетховена. Гайдн писал в разнообразных жанрах, но наиболее значимы в его творчестве оратории («Сотворение мира» и «Времена года») и инструментальная музыка.
В творчестве Моцарта, обогатившего и инструментальную музыку, важнейшее место принадлежит опере. Бетховен, создавший единственную оперу «Фиделио», по природе своего дарования тяготел к инструментальной музыке. Однако, при неповторимом своеобразии этих композиторов обнаруживаются важнейшие общие черты, позволяющие причислять их к одному художественному направлению: оптимистичность, жизнеутверждающий характер музыки, ее гуманистическое направленность, народность, демократизм, реализм, позволяющий сочетать трагическое и комическое начало, эмоциональное и рациональное; стройность, ясность и совершенство формы; умение выражать самое сложное содержание простым и понятным языком.
Вольфганг Амадей Моцарт.
Начав творить в жанре песни в детском возрасте, композитор остался верен ему вплоть до последнего года жизни. Моцарт успел создать достаточно большое число песен, стиль которых эволюционировал в процессе художественного становления классика. Большая часть этих сочинений по времени написания примыкает к его наиболее значительным сценическим опусам. Отсюда, как совершенно справедливо отмечают некоторые исследователи, песни Моцарта перекликаются с его операми по своей музыке, по представленным в них человеческим характерам и душевным переживаниям.
- «Детские игры» А. Моцарт - исполняет Надежда Ипполитова, концертмейстер Дарья Андреевна Ульянова.
Начав с непритязательных сочинений в духе бытовой песни, композитор вскоре достигает уровня лучших образцов вокальной лирики своей эпохи. Более того, он вносит в песню ярко индивидуальные черты, значительно поднимая её качественную составляющую. Песня в его творчестве обнаруживает быстрый и значительный прогресс в соответствии с ростом художественного мировоззрения и мастерства классика, эволюционируя от простейшей её разновидности – куплетной, до сочинений, основанных на сквозном развитии .Так, предвосхищая романтическую песню, венский классик, как никто другой, смог приблизится к её истокам. Подчёркивается, что, устремлённые в будущее, новшества Моцарта в области песни, затронув весь комплекс музыкально-выразительных средств, включая образное содержание, фортепианное сопровождение, имеют непреходящее значение.
-
«Тоска по весне» А. Моцарт – исполняет Дарья Беленкова, концертмейстер Дарья Андреевна Ульянова.
В 1825 году вдова Моцарта Констанция послала эту колыбельную издателю сочинений Моцарта, заметив: «Сочинение премилое, по всем признакам моцартовское, непосредственное, изобретательное». Три года спустя колыбельная была напечатана в приложении к биографии Моцарта, которую Констанция написала вместе со своим вторым мужем Георгом фон Ниссеном. С этого времени «колыбельная» включалась в собрания его сочинений, а в качестве автора текста указывался немецкий поэт Матиас Клаудиус (1740—1815).
Однако сестра Моцарта Наннерль не подтвердила версию об авторстве брата, да и сама Констанция в конце концов в этом засомневалась. Находились музыковеды, утверждавшие, что музыка колыбельной уж слишком она проста и незатейлива; даже самые простые песни Моцарта устроены сложнее.
А на исходе XIX в. немецкий музыковед Макс Фридлендер установил, что музыку колыбельной написал и издал в 1796 г. Бернхард Флис, берлинский врач и композитор-любитель. О Флисе известно лишь, что родился он около 1770 г. в семье еврейских коммерсантов, крестился в 1798 г., а 18 марта 1791 г. организовал в Берлине благотворительный концерт памяти Моцарта. Слова же колыбельной принадлежат Фридриху Вильгельму Готтеру (1746-1797). Русский перевод колыбельной появился очень поздно - в 1924 г.
Он принадлежал Софии Свириденко (родилась в 1882 г., год смерти неизвестен). В первой публикации колыбельная начиналась строкой «Спи, мой царевич, усни» — точно по немецкому тексту, — а строка «Спи, моя радость, усни» трижды повторена в заключении. Во втором издании перевода (1925) колыбельная начиналась словами «Спи, мой любимый, усни». Но очень скоро она стала исполняться с первой строкой «Спи, моя радость, усни» — по-видимому, без всякого участия переводчицы.
В отличие от своего младшего современника В.А. Моцарта, Й. Гайдн начал писать песни, будучи уже зрелым композиторов, в возрасте почти пятидесяти лет, в конце 1770-х и начале 1780-х годов. Обращаясь к французским, итальянским, шотландским, английским, немецким и другим текстам несопоставимых по масштабам дарования поэтов – от таких гениев, как У. Шекспир, до поэтов-любителей из ближайшего окружения композитора, как Э. Хантер, венский классик чутко воспринимал дух различных поэтических индивидуальностей. Поэтическое искусство представителя «Гёттингенского содружества поэтов», вероятно, увлекало композитора наделённостью силой, энергией и национальной самобытностью, близостью природе, народностью во всех своих проявлениях. Любопытно, что Гайдн, будучи современником И. Гёте, не написал ни одной песни на текст «бурного гения». Между тем, яркий отклик в песенном творчестве Й. Гайдна нашли стихотворения других крупных поэтов – например, известного немецкого поэта И. Глейма.
Тематика многих песен связана с воплощением мыслей и чувствований простодушного человека, с воспеванием прекрасной природы, окрашенным уже в романтические тона «прогулок одинокого мечтателя» (Руссо), например, в шотландских песнях – «Иду я полями под небом весны», на слова Бёрнса, «Вижу горы», на слова Роденберга и других. В песнях Гайдна отображается прекрасное в своей неповторимости олицетворение поэзии природ и не только.
- «Старый добрый клавесин» Й. Гайдн – исполняет Екатерина Орлова, концертмейстер Дарья Андреевна Ульянова.
В каждой песне инструментальное сопровождение со значительными вступлениями и заключениями получает довольно самостоятельную роль. Оно одновременно выполняет функцию обобщения, дополнения, комментирования вокальной партии, а также создаёт общий эмоциональный тон, настроение, изображает обстоятельства действия и несёт определённую функцию. Кроме того, вокальная музыка Гайдна отличается довольно сложными взаимоотношениями текста и музыки как в «плане содержания», так и в «плане выражения». Текст и музыка в вокальном творчестве Гайдна реализуют сложный диалектический процесс и оказываются элементами новой системы.
- «Мы дружим с музыкой» Й.Гайдн – исполняет Регина Фатыхова, концертмейстер Дарья Андреевна Ульянова.
Людвиг ван Бетховен.
Первые опыты юного Бетховена в камерно-вокальном жанре в боннские годы убедительно свидетельствуют о жизненности традиций вечно живого и прекрасного искусства песни. Сочинения 1783–1784 года «Schilderung eines mädchens» («Песня девушки» на текст Г. Бюргера), «An einen Säugling» («К младенцу» на текст И. Дёринга), как и немного более поздние, относящиеся к 1787 году («Элегия на смерть пуделя», «Застольная песня»), сродни непритязательным произведениям в духе бытовой песни с фортепианным аккомпанементом, где проблема песенной музыкальной стилистики, а именно – проблема взаимоотношения музыки и поэзии решается пока ещё довольно схематично, то есть вопросы нахождения принципов образного раскрытия и интонирования текста, специально вокальной его трактовки ещё не привлекают внимания начинающего композитора.
Подчёркивается, что уже в «годы учения» песни Бетховена не просто становятся органической частью венской песенной культуры второй половины ХVIII столетия, достигая уровня лучших её образцов представителей венской классической школы: композитор, в свою очередь, поднимает лирическую песню на новый качественный уровень через приобщение её к крупным формам вокальной музыки и завоеваниям собственного стиля, через насыщение её образами, воспринятыми у лучших поэтов своего времени.
Творческие искания Бетховена, вслед за его современниками – Моцартом и Гайдном, увенчались выдающимися достижениями, являющими большую художественную ценность. Достигнутый венским классиком глубокий и тонкий синтез специфически камерного и народного, совершенство воплощения образа через песенное начало, ясность художественного выражения, естественность музыкального развития, структурная гибкость, специальные связи текста и музыки, вокальной и фортепианной партий определили последующую значимость песни в эволюции мировой музыкальной культуры.
Шарль Луи Амбруаз Тома родился 5 августа 1811 года в провинциальном Меце, в музыкальной семье. Отец, скромный преподаватель музыки, очень рано начал учить его игре на фортепиано и скрипке, так что в девять лет мальчик считался уже прекрасным исполнителем на этих инструментах. После смерти отца семья переехала в столицу, и в семнадцать лет Тома поступил в Парижскую консерваторию, где занимался в классах фортепиано и композиции у Ж. Ф. Лесюэра. Успехи Тома были столь велики, что он регулярно завоевывал премии: в 1829 году — по фортепиано, в следующем — по гармонии и, наконец, в 1832-м — высшую награду по композиции, Большую Римскую премию, которая давала право на трехлетнее пребывание в Италии. Здесь Тома изучал современную итальянскую оперу и в то же время под влиянием известного художника Энгра полюбил музыку Моцарта и Бетховена.
Вернувшись в 1836 году в Париж, композитор через год выступил с первой комической оперой, затем подряд написал еще восемь. Этот жанр стал основным в творчестве Тома. Успех принесла непритязательная одноактная опера «Кади» (1849) — близкая к оперетте пародия на «Итальянку в Алжире» Россини, приводившая позднее в восторг Бизе остроумием, неувядаемой молодостью и мастерством.
Очевидно выдающееся значение камерно-вокального творчества великих венских классиков для мировой музыкальной культуры. Пути вокальной лирики ХIХ века были определены именно в их творчестве. Они нашли те начала народности, то совершенство стиля и ту точность художественного выражения, которые определили дальнейшее значение камерно-вокального жанра в развитии музыкального искусства. Результаты эволюции камерно-вокального творчества венцев утверждают множественность, художественную ценность самых разнообразных структурных концепций, бесконечное изобилие пророческих открытий. И в такой открытости эволюции – залог жизненности жанра.
Используемая литература:
1. Тарасов, С.В. Песни В.А. Моцарта: традиции и новации [Текст] /С.В. Тарасов // Проблемы музыкальной науки. 2008. – № 2(3). С.171 –176.
2. Тарасов, С.В. Песенное наследие венских классиков: взгляд из XXI века [Текст] С.В.Тарасов // Искусство и образование. 2010 № 2. – С. 24-29.
3. Иваненко Т. Песни Моцарта. К вопросу исполнительской интерпретации // ТТТ Серебряковские чтения: Материалы научно-практической конференции: В 3 кн. Кн. 3. Волгоград: ВМИИ им. П.Серебрякова, 2006. - С. 61-64.
4. Васина-Гроссман В. Песни (Бетховена) // Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен: Учебное пособие. -М.: Музыка, 1967. С. 389-404.
5. Алъшванг А. Венские классики. Гайдн, Моцарт, Бетховен. М.: Музыка, 1945.-С. 22-56
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Лекция-концерт "Камерная вокальная музыка эпохи классицизма""
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.