Добавить компанию




МУЗЫКА

ПЛАНЫ УРОКОВ
МУЗЫКА В ШКОЛЕ
МУЗЫКА В ДМШ
МУЗЫКА В ДЕТСКОМ САДУ
ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ПО МУЗЫКЕ
СЦЕНАРИИ ПРАЗДНИКОВ
СОВЕТЫ МУЗЫКАНТАМ
МАСТЕР-КЛАССЫ ПО МУЗЫКЕ

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » МУЗЫКА » МУЗЫКА В ДМШ




Лекция-концерт "Камерная вокальная музыка эпохи классицизма"

Просмотров: 4004 | Рейтинг: 5.0/1 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!



Автор: Галина Тихонова, преподаватель вокала

Сценарий лекции-концерта включает обширный материал и составлен с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей детей. Лекция-концерт проводится с целью повышения общего культурного уровня развития детей, способствует расширению кругозора и развитию творческого потенциала учащихся, а также знакомит детей c данной эпохой и творчеством композиторов венской классической школы.



Материалы по теме:

Среди многочисленных форм работы преподавателей детских школ искусств с учащимися особое место занимают внеклассные мероприятия. Учитывая особенности мотивации обучения в музыкальной школе, необходимым условием здесь становится привлечение факторов, формирующих позитивные эмоции и создающих атмосферу праздника.

Для более продуктивного решения данных вопросов я рекомендую использовать музыкально-иллюстрированные лекции-концерты, в частности о камерном вокальном творчестве венских классиков.

Сценарий лекции-концерта включает обширный материал и составлен с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей детей. Несомненно, положительным моментом является мультимедийное сопровождение рассказа лекции-концерта слайдами портретов композиторов этой эпохи, что позволяет сделать процесс передачи информации более запоминающимся.

Лекция-концерт проводится с целью повышения общего культурного уровня развития детей, способствует расширению кругозора и развитию творческого потенциала учащихся, а также знакомит детей c данной эпохой и творчеством композиторов венской классической школы.


Задачи:


- дать учащимся четкое представление об эпохе классицизма, о жизни и творчестве её представителей;
- дать понятие о камерном вокальном творчестве венских классиков;
- задействовать учащихся в процессе исполнения вокальных произведений эпохи классицизма.

Классицизм в музыке.

Как известно классицизм (от лат.слова «образцовый») - это художественный стиль в искусстве XVII - XVIII века. В его основе лежало утверждение всеобщего единого порядка, управляющего природой и жизнью, утверждение разумности бытия и гармоничности человеческой натуры. Свой эстетический идеал представители классицизма черпали в образцах античного искусства, почитая их высшей нормой классического совершенства. Эстетика классицизма, сформулированная в основных положениях «Поэтики» Аристотеля, выдвигает ряд строгих требований к художественному произведению: равновесие красоты и истинности, логической ясности замысла, стройности и законченности композиции, четкого разграничения жанров. …

Венская классическая школа.

Сегодня хотелось бы более подробно поговорить о венской классической школе.Это творческое направление сложилось в Австрии во второй половине XVIII века первой четверти XIX века, получило название Венской классической школы и было связанно с именами Гайдна, Моцарта и Бетховена.

Яркая творческая индивидуальность каждого из композиторов определяла и выбор жанров, и общий характер музыки, и особенности музыкального языка. Так в музыке Гайдна преобладают светлые, радостные настроения, жанрово-бытовое начало; для Моцарта характерны лирико-драматические настроения; героический пафос борьбы, преодоления, победы отличают музыку Бетховена. Гайдн писал в разнообразных жанрах, но наиболее значимы в его творчестве оратории («Сотворение мира» и «Времена года») и инструментальная музыка.

В творчестве Моцарта, обогатившего и инструментальную музыку, важнейшее место принадлежит опере. Бетховен, создавший единственную оперу «Фиделио», по природе своего дарования тяготел к инструментальной музыке. Однако, при неповторимом своеобразии этих композиторов обнаруживаются важнейшие общие черты, позволяющие причислять их к одному художественному направлению: оптимистичность, жизнеутверждающий характер музыки, ее гуманистическое направленность, народность, демократизм, реализм, позволяющий сочетать трагическое и комическое начало, эмоциональное и рациональное; стройность, ясность и совершенство формы; умение выражать самое сложное содержание простым и понятным языком.

Вольфганг Амадей Моцарт.

Начав творить в жанре песни в детском возрасте, композитор остался верен ему вплоть до последнего года жизни. Моцарт успел создать достаточно большое число песен, стиль которых эволюционировал в процессе художественного становления классика. Большая часть этих сочинений по времени написания примыкает к его наиболее значительным сценическим опусам. Отсюда, как совершенно справедливо отмечают некоторые исследователи, песни Моцарта перекликаются с его операми по своей музыке, по представленным в них человеческим характерам и душевным переживаниям.

- «Детские игры» А. Моцарт - исполняет Надежда Ипполитова, концертмейстер Дарья Андреевна Ульянова.

Начав с непритязательных сочинений в духе бытовой песни, композитор вскоре достигает уровня лучших образцов вокальной лирики своей эпохи. Более того, он вносит в песню ярко индивидуальные черты, значительно поднимая её качественную составляющую. Песня в его творчестве обнаруживает быстрый и значительный прогресс в соответствии с ростом художественного мировоззрения и мастерства классика, эволюционируя от простейшей её разновидности – куплетной, до сочинений, основанных на сквозном развитии .Так, предвосхищая романтическую песню, венский классик, как никто другой, смог приблизится к её истокам. Подчёркивается, что, устремлённые в будущее, новшества Моцарта в области песни, затронув весь комплекс музыкально-выразительных средств, включая образное содержание, фортепианное сопровождение, имеют непреходящее значение.
-

«Тоска по весне» А. Моцарт – исполняет Дарья Беленкова, концертмейстер Дарья Андреевна Ульянова.

В 1825 году вдова Моцарта Констанция послала эту колыбельную издателю сочинений Моцарта, заметив: «Сочинение премилое, по всем признакам моцартовское, непосредственное, изобретательное». Три года спустя колыбельная была напечатана в приложении к биографии Моцарта, которую Констанция написала вместе со своим вторым мужем Георгом фон Ниссеном. С этого времени «колыбельная» включалась в собрания его сочинений, а в качестве автора текста указывался немецкий поэт Матиас Клаудиус (1740—1815).

Однако сестра Моцарта Наннерль не подтвердила версию об авторстве брата, да и сама Констанция в конце концов в этом засомневалась. Находились музыковеды, утверждавшие, что музыка колыбельной уж слишком она проста и незатейлива; даже самые простые песни Моцарта устроены сложнее.

А на исходе XIX в. немецкий музыковед Макс Фридлендер установил, что музыку колыбельной написал и издал в 1796 г. Бернхард Флис, берлинский врач и композитор-любитель. О Флисе известно лишь, что родился он около 1770 г. в семье еврейских коммерсантов, крестился в 1798 г., а 18 марта 1791 г. организовал в Берлине благотворительный концерт памяти Моцарта. Слова же колыбельной принадлежат Фридриху Вильгельму Готтеру (1746-1797). Русский перевод колыбельной появился очень поздно - в 1924 г.

Он принадлежал Софии Свириденко (родилась в 1882 г., год смерти неизвестен). В первой публикации колыбельная начиналась строкой «Спи, мой царевич, усни» — точно по немецкому тексту, — а строка «Спи, моя радость, усни» трижды повторена в заключении. Во втором издании перевода (1925) колыбельная начиналась словами «Спи, мой любимый, усни». Но очень скоро она стала исполняться с первой строкой «Спи, моя радость, усни» — по-видимому, без всякого участия переводчицы.

- «Колыбельная» Бернхард Флис – исполняет Амелия Мурзина, концертмейстер Дарья Андреевна Ульянова.

Йозеф Гайдн.

В отличие от своего младшего современника В.А. Моцарта, Й. Гайдн начал писать песни, будучи уже зрелым композиторов, в возрасте почти пятидесяти лет, в конце 1770-х и начале 1780-х годов. Обращаясь к французским, итальянским, шотландским, английским, немецким и другим текстам несопоставимых по масштабам дарования поэтов – от таких гениев, как У. Шекспир, до поэтов-любителей из ближайшего окружения композитора, как Э. Хантер, венский классик чутко воспринимал дух различных поэтических индивидуальностей. Поэтическое искусство представителя «Гёттингенского содружества поэтов», вероятно, увлекало композитора наделённостью силой, энергией и национальной самобытностью, близостью природе, народностью во всех своих проявлениях. Любопытно, что Гайдн, будучи современником И. Гёте, не написал ни одной песни на текст «бурного гения». Между тем, яркий отклик в песенном творчестве Й. Гайдна нашли стихотворения других крупных поэтов – например, известного немецкого поэта И. Глейма.

Тематика многих песен связана с воплощением мыслей и чувствований простодушного человека, с воспеванием прекрасной природы, окрашенным уже в романтические тона «прогулок одинокого мечтателя» (Руссо), например, в шотландских песнях – «Иду я полями под небом весны», на слова Бёрнса, «Вижу горы», на слова Роденберга и других. В песнях Гайдна отображается прекрасное в своей неповторимости олицетворение поэзии природ и не только.

- «Старый добрый клавесин» Й. Гайдн – исполняет Екатерина Орлова, концертмейстер Дарья Андреевна Ульянова.

В каждой песне инструментальное сопровождение со значительными вступлениями и заключениями получает довольно самостоятельную роль. Оно одновременно выполняет функцию обобщения, дополнения, комментирования вокальной партии, а также создаёт общий эмоциональный тон, настроение, изображает обстоятельства действия и несёт определённую функцию. Кроме того, вокальная музыка Гайдна отличается довольно сложными взаимоотношениями текста и музыки как в «плане содержания», так и в «плане выражения». Текст и музыка в вокальном творчестве Гайдна реализуют сложный диалектический процесс и оказываются элементами новой системы.

- «Мы дружим с музыкой» Й.Гайдн – исполняет Регина Фатыхова, концертмейстер Дарья Андреевна Ульянова.

Людвиг ван Бетховен.

Первые опыты юного Бетховена в камерно-вокальном жанре в боннские годы убедительно свидетельствуют о жизненности традиций вечно живого и прекрасного искусства песни. Сочинения 1783–1784 года «Schilderung eines mädchens» («Песня девушки» на текст Г. Бюргера), «An einen Säugling» («К младенцу» на текст И. Дёринга), как и немного более поздние, относящиеся к 1787 году («Элегия на смерть пуделя», «Застольная песня»), сродни непритязательным произведениям в духе бытовой песни с фортепианным аккомпанементом, где проблема песенной музыкальной стилистики, а именно – проблема взаимоотношения музыки и поэзии решается пока ещё довольно схематично, то есть вопросы нахождения принципов образного раскрытия и интонирования текста, специально вокальной его трактовки ещё не привлекают внимания начинающего композитора.

- «Сурок» Л.Бетховен – исполняет Данила Пустовгар, концертмейстер Дарья Андреевна Ульянова.

Подчёркивается, что уже в «годы учения» песни Бетховена не просто становятся органической частью венской песенной культуры второй половины ХVIII столетия, достигая уровня лучших её образцов представителей венской классической школы: композитор, в свою очередь, поднимает лирическую песню на новый качественный уровень через приобщение её к крупным формам вокальной музыки и завоеваниям собственного стиля, через насыщение её образами, воспринятыми у лучших поэтов своего времени.

Творческие искания Бетховена, вслед за его современниками – Моцартом и Гайдном, увенчались выдающимися достижениями, являющими большую художественную ценность. Достигнутый венским классиком глубокий и тонкий синтез специфически камерного и народного, совершенство воплощения образа через песенное начало, ясность художественного выражения, естественность музыкального развития, структурная гибкость, специальные связи текста и музыки, вокальной и фортепианной партий определили последующую значимость песни в эволюции мировой музыкальной культуры.

- «Малиновка» Л.Бетховен – исполняет Елизавета Короткая, концертмейстер Дарья Андреевна Ульянова.

Шарль Луи Амбруаз Тома

Шарль Луи Амбруаз Тома родился 5 августа 1811 года в провинциальном Меце, в музыкальной семье. Отец, скромный преподаватель музыки, очень рано начал учить его игре на фортепиано и скрипке, так что в девять лет мальчик считался уже прекрасным исполнителем на этих инструментах. После смерти отца семья переехала в столицу, и в семнадцать лет Тома поступил в Парижскую консерваторию, где занимался в классах фортепиано и композиции у Ж. Ф. Лесюэра. Успехи Тома были столь велики, что он регулярно завоевывал премии: в 1829 году — по фортепиано, в следующем — по гармонии и, наконец, в 1832-м — высшую награду по композиции, Большую Римскую премию, которая давала право на трехлетнее пребывание в Италии. Здесь Тома изучал современную итальянскую оперу и в то же время под влиянием известного художника Энгра полюбил музыку Моцарта и Бетховена.

Вернувшись в 1836 году в Париж, композитор через год выступил с первой комической оперой, затем подряд написал еще восемь. Этот жанр стал основным в творчестве Тома. Успех принесла непритязательная одноактная опера «Кади» (1849) — близкая к оперетте пародия на «Итальянку в Алжире» Россини, приводившая позднее в восторг Бизе остроумием, неувядаемой молодостью и мастерством.

- «Вечерняя песня» Амбруаз Тома – исполняет Рамазанова Камилла , концертмейстер Дарья Андреевна Ульянова.

Очевидно выдающееся значение камерно-вокального творчества великих венских классиков для мировой музыкальной культуры. Пути вокальной лирики ХIХ века были определены именно в их творчестве. Они нашли те начала народности, то совершенство стиля и ту точность художественного выражения, которые определили дальнейшее значение камерно-вокального жанра в развитии музыкального искусства. Результаты эволюции камерно-вокального творчества венцев утверждают множественность, художественную ценность самых разнообразных структурных концепций, бесконечное изобилие пророческих открытий. И в такой открытости эволюции – залог жизненности жанра.

Используемая литература:

1. Тарасов, С.В. Песни В.А. Моцарта: традиции и новации [Текст] /С.В. Тарасов // Проблемы музыкальной науки. 2008. – № 2(3). С.171 –176.
2. Тарасов, С.В. Песенное наследие венских классиков: взгляд из XXI века [Текст] С.В.Тарасов // Искусство и образование. 2010 № 2. – С. 24-29.
3. Иваненко Т. Песни Моцарта. К вопросу исполнительской интерпретации // ТТТ Серебряковские чтения: Материалы научно-практической конференции: В 3 кн. Кн. 3. Волгоград: ВМИИ им. П.Серебрякова, 2006. - С. 61-64.
4. Васина-Гроссман В. Песни (Бетховена) // Музыка Французской революции XVIII века. Бетховен: Учебное пособие. -М.: Музыка, 1967. С. 389-404.
5. Алъшванг А. Венские классики. Гайдн, Моцарт, Бетховен. М.: Музыка, 1945.-С. 22-56

Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтакте и Google+. Подписаться на RSS можно здесь.


Дорогие друзья! Мы всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Лекция-концерт "Камерная вокальная музыка эпохи классицизма"" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ru интереснее и информативнее.

Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.


2015-08-24


Теги: сценарии праздников, мастер-класс, музыка в школе, музыка в ДМШ

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Присоединяйтесь!

Рекомендуем

Концерты

11.01.2018

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

30-31.12.17

Мюзикл Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

20.12.17

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

11.03.17

В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия» В Москве пройдет мультимедийное театрально-цирковое шоу «Человек-амфибия»

9.04.17

Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве Международный фестиваль LegeArtis впервые пройдет в Москве

Ваше Мнение

Какие рубрики нашего сайта вам наиболее интересны?

Эксклюзивы

Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда Мстислав Ростропович. Жизнь как легенда

Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь Как музыка влияет на наш мозг, здоровье и жизнь

Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки Сусанна Зарайская. Как быстро выучить иностранный язык с помощью музыки

Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано Женские голоса. Колоратурное и лирико-колоратурное сопрано

Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество Исаак Дунаевский. Жизнь и творчество

Хосе Каррерас. Жизнь и творчество Хосе Каррерас. Жизнь и творчество

Новости Культуры

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Московский Рождественский фестиваль духовной музыки пройдет в ММДМ в восьмой раз

Мюзикл

Мюзикл "Щелкунчик и мышиный король"

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Концерт Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы».

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

Владимир Спиваков и Симона Кермес открыли XV юбилейный сезон Дома музыки в Светлановском зале

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

19 сентября состоялся официальный релиз нового сингла Александра Когана

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Радио “Орфей” отметит столетие Октябрьской революции премьерой симфонической поэмы всемирно известного узника ГУЛАГа

Мастер-Класс

Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной Мастер-классы по вокалу от Полины Гагариной

7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки 7 главных качеств, которыми должен обладать хороший учитель музыки

Урок-конкурс "Музыкальная семья" Урок-конкурс "Музыкальная семья"

КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса КВН юных филологов. Внекласное мероприятие для 6-го класса

Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников Детям о Великой Отечественной войне. Сценарии праздников

Блоги

Эннио Маркетто - бумажный человек Эннио Маркетто - бумажный человек

Топ-6 мифов о классической музыке Топ-6 мифов о классической музыке

Тест: На какого известного музыканта вы похожи? Тест: На какого известного музыканта вы похожи?

Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров Музыканты шутят. Самые убойные фразы дирижеров симфонических оркестров

Куда поехать летом? Золотое кольцо России Куда поехать летом? Золотое кольцо России

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0