Многокрасочно,
богато и самобытно устное творчество узбекского народа. Своими корнями оно
уходит в глубокую древность, переплетаясь с устной поэзией других народов
Востока, с которыми узбекский народ был связан общими историческими судьбами в
течение многих столетий.
Узбекский народ
имеет древнюю письменность. Однако устная поэтическая традиция вплоть до 20 в.
оставалась единственной формой художественного слова. Многие произведения
узбекской классической литературы доходили до народа лишь в устной передаче и
поэтому в зависимости от этнической и культурной специфики отдельных районов
подвергались изменениям.
В устном
творчестве узбеков встречаются различные жанры: меткие и остроумные пословицы и
поговорки, чарующие сказки, полные юмора и сатиры анекдоты, задушевные
лирические песни. Каждый из этих жанров имеет свои исторические традиции.
Как
свидетельствуют исторические источники, у народов, населявших территорию
нынешнего Узбекистана, уже в IV-V веке до н. э. существовало богатое устное
поэтическое творчество, отголоски которого сохранились в некоторых
произведениях фольклора современных народов Средней Азии, в том числе и
узбеков. Так, в узбекских эпических сказаниях-дастанах встречаются элементы,
связанные с эпосом древних сако-массагетских племен; сюжет узбекского эпоса
“Айсулу” очевидно восходит к событиям VI в. до н. э.-борьбе героини массагетов
Томирис против персидского завоевателя царя Кира; отдельные эпизоды сказания о
Томирис имеются также в узбекском дастане “Рахиа и Сухангуль”, записанном в
1928 г. от известного народного сказителя Фазыла Юлдаш-оглы.
Хорошо известен
сакский эпос, записанный еще в IV в. современником Александра Македонского
Харесом Митиленским о Зариандре-правителе стран, простиравшихся от Каспийского
моря до Танаиса (Сыр-Дарьи), и о его любви к сакской царевне Одатиде. Вошедшие
в древнюю часть Авесты эпизоды сражения героя с опустошающим страну
чудовищем-драконом Ажиже нашли отражение в некоторых узбекских дастанах. Из
глубокой древности, вероятно, из цикла сакских преданий, вошел в узбекский эпос
образ героя Рустама, воплотившего в сознании народа черты безграничной смелости
и высокого благородства. Как показали изыскания В. В. Бартольда, автор
бессмертного “Шах-наме” Фирдоуси сам ссылается на использование им эпических
материалов, собранных для него одним дехканом из Чача (Ташкент), где обитали согды
и саки.
Истоки многих
узбекских эпосов, в частности дастана “Ширин и Шакар” восходят к легендам о
герое Сиявуше, авестийском Сияваршане, бежавшем от преследовании своей мачехи,
совершившем ряд подвигов и погибшем на чужбине. Как показали археологические
исследования последних лет, этот образ ярко отражен также в памятниках
изобразительного искусства Узбекистана. О бытовании песен, посвященных Сиявушу,
в средневековой Бухаре пишет автор Х века Наршахи.
Образ Сиявуша
тесно связан с образом туранского легендарного героя Афрасиаба, имя которого до
сих пор сохранилось в наименовании городища древнего Самарканда. Цикл преданий
о популярном в фольклоре узбеков Афрасиабе, именовавшимся также Алп-Артунгом,
зафиксирован в тюркоязычных письменных источниках XI в.
Большой любовью
пользуются в народе анекдоты о Насреддине Афанди, разоблачающем ханов, баев,
представителей духовенства.
Значительное место
в музыкально-поэтическом наследии узбекского народа занимает народный эпос - дастаны, сформировавшийся в
далеком прошлом в среде кочевых туркоязычных племен на основе мифов, легенд,
народных сказок, исторических и легендарных песнопений. Причины вековой
жизнестойкости эпоса обусловлены устойчивостью и гибкостью
социально-психологических традиций. Содержание и форма дастанов основаны на
традициях, сложившихся в течение веков; в широком плане они рассказывают о
героизме, любви и быте народа. Отсюда и масштабность дастана.
В создании
дастанов видная роль принадлежит вышедшим из народа певцам-сказителям - бахши,
дастанчи, шаир, жырау, которые являются профессиональными исполнителями,
владеющими искусством рассказчика-декламатора, поэта-импровизатора,
певца-музыканта. Наибольшей популярностью среди народа пользуются
героико-богатырские дастаны ("Алпамыш", "Гороглы") и
романтические дастаны ("Тахир и Зухра", "Фархад и
Ширин", "Гариб и Шахсенем" и др.).
В Узбекистане
сложились своеобразные исполнительские школы, отличающиеся тематикой и формой
дастанов, манерой исполнения и составом исполнителей. В Самаркандской,
Кашкадарьинской и Сурхандарьинской области дастаны исполняются в сопровождении
домбры при речитативно-гортаной манере пения. В Хорезме - в сопровождении
ансамбля (дутар, гиджак, буламан) при песенной манере, при этом в каждом
дастане используются от 15 до 36 напевов. В данном регионе дастаны также
исполняются женщинами-халфа при сопровождении гармоники и дойры. В
Каракалпакии, где дастаны также пользуются большой популярностью бытуют две
школы - баксы (при сопровождении на дутаре и гиджаке) и жырау (при
сопровождении на кобузе).
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "УЗБЕКИСТАН. ФОЛЬКЛОР И НАРОДНЫЙ ЭПОС"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.