Узбекская
традиционная музыка имеет древние истоки. Сведения о ее античном и
средневековом периодах развития дают терракотовые статуэтки, настенные росписи,
книжная миниатюра. В процессе своего развития инструментальная музыка пережила
различные исторические этапы, в результате был выработан и усовершенствован
особый стиль и закономерности творчества, необходимые нравственные ценности,
основанные на национальном наследии и традициях.
Жанры традиционной
инструментальной музыки и её структура также формировались в течение столетий на
свадебных и других обрядах, народных гуляниях и праздниках. Она бытует в
сольном и в ансамблевом исполнительстве, соответственно из числа однотипных
(сольных) и разнотипных (ансамблевых) музыкальных инструментов. Музыканты,
играющие на разных инструментах, объединяются в ансамбли. Ансамбли, выступающие
на улицах и площадях, включают инструменты с сильным звуком (духовые и
ударные). Другие ансамбли сопровождают выступления певцов. В них преобладают
инструменты с более тихим и мягким звуком (различные струнные инструменты, к
которым присоединяются най-флейта и дойра).
Примечательными в
узбекской вокально-инструментальной музыке являются макомы.
Макомы - крупный инструментальный циклический жанр. Макомы в
Узбекистане разделяются по своим локальным признакам на:
- бухарский
"Шашмаком" - цикл из шести макомов (Бузрук, Рост, Наво, Дугох,
Сегох, Ирок);
- "Фергано-Ташкентские"
макомные циклы (Бает, Чоргох, Шахнози-Гулер, Дугох-Хусайни, Мискин,
Насруллои и др.).
Макомы бухарского
и хорезмского циклов подразделяются соответственно на два крупных
раздела-цикла:
-
инструментальный, именуемый в каждом цикле Мушкилот и Чертим йули;
- вокальный (Наср и Айтим йули).
Тематика макомов
ограничивается сферой лирики. Поэтическими текстами для вокальных разделов
макомов служат стихи поэтов Востока (Джами, Навои, Фузули, Хафиза, Увайси,
Надира, Мукими, Огахи, Атои и др.). В каждом макоме важное значение имеет
система ладоинтанационного развития, связанного с особенностями мелодики и
ритмики. Важную роль в этом играют ауджи - исполнение кульминационных
построений в высоком регистре и усули (ритмоформулы) - метроритмические
построения, исполняемые ударными инструментами.
Лучшие традиции
макомного искусства получили развитие в исполнительской культуре Ота Джалала
Насырова, Ота Гияза Абдугани, Домла Халима Ибадова, Леви Бабаханова (Бухара),
Матпана ота Худайберганова, Хаджихана Болтаева, Камильджана Атаниязова
(Хорезм), Мулла Туйчи Ташмухамедова Шорахима Шоумарова (Ташкент) и др., а в
последние годы в творчестве Фаттоххона Мамадалиева, Хасана Раджаби, Машраба
Эрматова и др. Лучшие традиции исполнительства бухарского и
фергано-ташкентского макомов развиваются в творчестве ансамбля макомистов
им. Ю.Раджаби при Узгостелерадиокомпании, хорезмских макомов - в ансамбле
макомистов при областном телевидении Хорезма. Во многих районах Узбекистана
функционируют самодеятельные макомные ансамбли.
Наряду с
традиционной инструментальной музыкой, в конце 30-х годов прошлого столетия
формировался принципиально новая исполнительская культура, имеющая европейскую
ориентацию с характерными стилевыми, жанровыми и исполнительскими чертами. В
результате чего образовался особая разновидность музыки письменной традиции, со
своим репертуаром, типом ансамбля и кругом слушателей.
На сегодняшний
день наблюдается интенсивный подъем традиционной инструментальной музыки,
который со своей содержательностью продолжает отражать образ жизни, в контексте
функционирования системы быта и культуры узбекской нации. Традиции ансамблевого
исполнительства получили большое развитие в Узбекистане. На базе реконструкции
народных инструментов созданы народные многоголосые оркестры и ансамбли
однотипных инструментов: ансамбль дутаров, ансамбль чангов и др.
Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "УЗБЕКИСТАН. ТРАДИЦИОННАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.
OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.
Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!