НАРОДНАЯ МУЗЫКА

РУССКАЯ
УКРАИНСКАЯ
БЕЛОРУССКАЯ
ПОЛЬСКАЯ
ЧЕШСКАЯ/СЛОВАЦКАЯ
СЕРБСКАЯ/ХОРВАТСКАЯ
БОЛГАРСКАЯ
БОСНИЙСКАЯ/МАКЕДОНСКАЯ
РУМЫНСКАЯ
ВЕНГЕРСКАЯ
ЛИТОВСКАЯ
ЛАТЫШСКАЯ
ЭСТОНСКАЯ
ФИННСКАЯ
ШВЕДСКАЯ
НОРВЕЖСКАЯ
ДАТСКАЯ
АНГЛИЙСКАЯ
ШОТЛАНДСКАЯ/УЭЛЬСКАЯ
ИРЛАНДСКАЯ
ИСЛАНДСКАЯ
НЕМЕЦКАЯ
ФРАНЦУЗСКАЯ
ИТАЛЬЯНСКАЯ
ИСПАНСКАЯ
ЕВРЕЙСКАЯ
АМЕРИКАНСКАЯ
ИНДЕЙСКАЯ
ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ
АВСТРАЛИЙСКАЯ
ГРЕЧЕСКАЯ
АФРИКАНСКАЯ
АРАБСКАЯ
ТУРЕЦКАЯ
ИРАНСКАЯ
МУЗЫКА НАРОДОВ КАВКАЗА
МУЗЫКА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ
ИНДИЙСКАЯ
КИТАЙСКАЯ
ЯПОНСКАЯ
КОРЕЙСКАЯ
ВЬЕТНАМСКАЯ
МУЗЫКА НАРОДОВ СЕВЕРА

НОВОСТИ


ОБРАТИ ВНИМАНИЕ

Главная » Статьи » НАРОДНАЯ МУЗЫКА » МУЗЫКА НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ




УЗБЕКИСТАН. ТРАДИЦИОННАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА

Просмотров: 11000 | Рейтинг: 2.0/1 | КОММЕНТИРОВАТЬ | СТАТЬ АВТОРОМ!




Материалы по теме: ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ


Узбекская традиционная музыка имеет древние истоки. Сведения о ее античном и средневековом периодах развития дают терракотовые статуэтки, настенные росписи, книжная миниатюра. В процессе своего развития инструментальная музыка пережила различные исторические этапы, в результате был выработан и усовершенствован особый стиль и закономерности творчества, необходимые нравственные ценности, основанные на национальном наследии и традициях.

Жанры традиционной инструментальной музыки и её структура также формировались в течение столетий на свадебных и других обрядах, народных гуляниях и праздниках. Она бытует в сольном и в ансамблевом исполнительстве, соответственно из числа однотипных (сольных) и разнотипных (ансамблевых) музыкальных инструментов. Музыканты, играющие на разных инструментах, объединяются в ансамбли. Ансамбли, выступающие на улицах и площадях, включают инструменты с сильным звуком (духовые и ударные). Другие ансамбли сопровождают выступления певцов. В них преобладают инструменты с более тихим и мягким звуком (различные струнные инструменты, к которым присоединяются най-флейта и дойра).

Примечательными в узбекской вокально-инструментальной музыке являются макомы.

Макомы - крупный инструментальный циклический жанр. Макомы в Узбекистане разделяются по своим локальным признакам на:

- бухарский "Шашмаком" - цикл из шести макомов (Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох, Ирок);

- цикл "Хорезмские макомы" (Рост, Бузрук, Наво, Дугох, Сегох, Ирок, Панжгох);

- "Фергано-Ташкентские" макомные циклы (Бает, Чоргох, Шахнози-Гулер, Дугох-Хусайни, Мискин, Насруллои и др.).

Макомы бухарского и хорезмского циклов подразделяются соответственно на два крупных раздела-цикла:

- инструментальный, именуемый в каждом цикле Мушкилот и Чертим йули;
- вокальный (Наср и Айтим йули).

Тематика макомов ограничивается сферой лирики. Поэтическими текстами для вокальных разделов макомов служат стихи поэтов Востока (Джами, Навои, Фузули, Хафиза, Увайси, Надира, Мукими, Огахи, Атои и др.). В каждом макоме важное значение имеет система ладоинтанационного развития, связанного с особенностями мелодики и ритмики. Важную роль в этом играют ауджи - исполнение кульминационных построений в высоком регистре и усули (ритмоформулы) - метроритмические построения, исполняемые ударными инструментами.

Лучшие традиции макомного искусства получили развитие в исполнительской культуре Ота Джалала Насырова, Ота Гияза Абдугани, Домла Халима Ибадова, Леви Бабаханова (Бухара), Матпана ота Худайберганова, Хаджихана Болтаева, Камильджана Атаниязова (Хорезм), Мулла Туйчи Ташмухамедова Шорахима Шоумарова (Ташкент) и др., а в последние годы в творчестве Фаттоххона Мамадалиева, Хасана Раджаби, Машраба Эрматова и др. Лучшие традиции исполнительства бухарского и фергано-ташкентского макомов развиваются в творчестве ансамбля макомистов им. Ю.Раджаби при Узгостелерадиокомпании, хорезмских макомов - в ансамбле макомистов при областном телевидении Хорезма. Во многих районах Узбекистана функционируют самодеятельные макомные ансамбли.

Наряду с традиционной инструментальной музыкой, в конце 30-х годов прошлого столетия формировался принципиально новая исполнительская культура, имеющая европейскую ориентацию с характерными стилевыми, жанровыми и исполнительскими чертами. В результате чего образовался особая разновидность музыки письменной традиции, со своим репертуаром, типом ансамбля и кругом слушателей.

На сегодняшний день наблюдается интенсивный подъем традиционной инструментальной музыки, который со своей содержательностью продолжает отражать образ жизни, в контексте функционирования системы быта и культуры узбекской нации. Традиции ансамблевого исполнительства получили большое развитие в Узбекистане. На базе реконструкции народных инструментов созданы народные многоголосые оркестры и ансамбли однотипных инструментов: ансамбль дутаров, ансамбль чангов и др.

Источники:
http://intangiblenet.freenet.uz/ru/uzb/uzb332.htm
http://www.tashkent.uz/



Дорогие друзья! Мы очень рады, если статья "УЗБЕКИСТАН. ТРАДИЦИОННАЯ ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА" показалась вам интересной или помогла в работе или учебе.

OrpheusMusic.Ru - это частный проект, который существует с 2009 года благодаря усилиям его создателя и нескольких авторов. Все эти годы мы собирали для вас самые интересные и информативные статьи о музыке, культуре и искусстве, а также поддерживали учителей музыки, ИЗО и других предметов.

Наш сайт был создан аматорами, которых объединила любовь к музыке и искусству. За все время существования сайта у нас никогда не было серьезной финансовой поддержки, поэтому, чтобы существовать дальше и обеспечивать бесперебойную работу портала, мы открываем краудфандинговый сбор. Мы будем вам сердечно благодарны, если вы пожертвовуете сумму по вашему выбору и тем самым поможете нашему порталу выжить в эти непростые времена. Вместе у нас все получится!



2009-08-01


Теги: УЗБЕКСКАЯ МУЗЫКА, НАРОДНАЯ МУЗЫКА. НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕН

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ




Комментарии



Уважаемый гость! Чтобы добавить комментарий, пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на нашем сайте.


Хостинг от uCoz