Богатое и
своеобразное наследие узбекского народа много веков развивалось как искусство,
передаваемое из "уст в уста" поколениями народных музыкантов, певцов,
сказителей. При этом мелодии несколько видоизменялись, варьировались, сохраняя
вместе с тем свою ладоинтонационную основу. Совершенствуясь на протяжении
веков, узбекская традиционная музыка сложилась как развитая монодическая
культура, обладающая разнообразием форм и жанров, богатством
музыкально-выразительных средств.
Одна из
особенностей традиционной музыки узбеков заключается в том, что она объединяет
два крупных пласта - это собственно фольклорная музыка и
изустно-профессиональное творчество. Фольклорная
музыка, являющаяся коллективным творением народа, характеризуется
многогранностью тематики и разнообразием жанров, среди них детские песни ("Бойчечак",
"Рамазон"), обрядовые ("Ер-ер", "Туй
муборак", "Навруз", "Суст хотин"),
плачи-причитания, трудовые ("Куш хайдаш", "Хуш-хуш",
"Чарх"), колыбельные (алла), бытовые (терма и кошук),
песни-диалоги (лапар), песенно-танцевальные (ялла),
лирико-протяжные (ашула).
Необыкновенно
разнообразны национальные музыкальные инструменты - кобуз, най, сурнай,
карнай, доира, дутар, танбур, нагора, уд, чанг-кобуз и др., и традиционная
инструментальная музыка - это простейшие сигналы, усули, пастушечьи наигрыши,
обрядовая и необрядовая сольная и ансамблевая музыка.
Изустно-профессиональная
музыка отличается сложностью и
совершенством формы, развитостью мелоса и богатством исполнительских стилей.
Творцами этой музыки были яркие представители узбекского народа, прошедшие
традиционную школу мастерства "устоз-шогирид" (созанда, хонанда,
катта ашулачи, сказители, макомисты). Катта ашула, эпос, макомы, продолжают
бытовать и в наши дни - свидетельством тому репертуар профессиональных
ансамблей, обучение традиционному исполнительству в музыкально-учебных
заведениях, проведение международных и республиканских конкурсов по жанрам
традиционной музыки.
Богатство
разновидностей жанров традиционной музыки узбеков расширилось еще за счет
локальных стилей. Различаются 4 локальные зоны - Фергано-Ташкентская,
Бухарско-Самаркандская, Кашкадарьинско-Сурхандарьинская и Хорезмская,
своеобразие которых выражается в бытовании музыкальных жанров и музыкального
инструментария, в музыкальном диалекте и исполнительстве.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "УЗБЕКИСТАН. ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.