Пожалуй, одной
из замечательных черт нашего времени является пристальное внимание
ученых и педагогов к детскому развитию и его возможностям. На
центральное место среди воспитания и обучения все больше выдвигается
задача создания условий для максимальной реализации способностей
ребенка. Особый интерес в связи с этим проявляется к музыкальным
занятиям.
Пожалуй, одной
из замечательных черт нашего времени является пристальное внимание
ученых и педагогов к детскому развитию и его возможностям. На
центральное место среди воспитания и обучения все больше выдвигается
задача создания условий для максимальной реализации способностей
ребенка. Особый интерес в связи с этим проявляется к музыкальным
занятиям.
Младший школьный возраст совпадает с интенсивным развитием мышления и,
особенно в его словесной и логической формах. В этом возрасте начинают
складываться системные представления об окружающем мире, формируются
понятия, обучение опирается на развитие процессов осмысления –
установления связей, выделение основной главной мысли, сопоставление
новой информации и уже известной, осознание своих действий и т.д. [1]
Наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей,
чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса,
эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент
музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в
будущем [5] Мы все привыкли, что в школе складываются определенные
отношения, можно сказать, правила общения учителя и ученика, но всегда
надо помнить, что ученик это личность и слишком индивидуальны условия
обучения каждого начинающего музыканта, различны способности каждого
ученика, его сильные и слабые стороны, а, следовательно, и методы
педагогического воздействия будут разными.
Музыка весьма помогает формированию аналитических мыслительных навыков,
поскольку она иерархична: даже небольшие мотивы и фразы можно
представить как совокупность еще более мелких субмотивов и интервалов,
следовательно, ученик знает, как более мелкие единицы объединяются в
более крупные, а те становятся частью еще более крупных частей
музыкального целого. Многие исследователи отмечают большую роль
аналитического левого полушария в музыкальном восприятии: активизация
левого полушария в процессе музыкальных занятий способствует усвоению,
прежде всего, точных наук [2].
Эстетическое образование рассматривается как одно из центральных
звеньев в общем процессе формирования всесторонне развитой личности.
Задача педагога состоит в том, чтобы добиться развивающего эффекта в
занятиях с учеником и чтобы этот эффект был максимально высок. Сегодня
многие педагоги-практики убеждены, что обучение и развитие
музыкально-исполнительской деятельности – понятия синонимичные, что
учащийся-музыкант продвинется в своем развитии, занимаясь на
инструменте, ровно настолько, насколько он «обучится». Развитие учащего
музыканта – это формирование его способности,
профессионально-интеллектуальных качеств. Музыкальное развитие имеет
место при различных видах музыкальной деятельности: прослушивание
музыки, изучение музыкально-теоретических и музыкально-исторических
дисциплин, а также когда он практически, т.е. собственноручно оперирует с
материалом, т.е. исполняет музыкальное произведение [3], но в отличие
от экзаменов и других контрольных испытаний, известных каждому ученику и
педагогу, в музыкальной школе проверяются не так называемые «ЗУНы» -
знания, умения, навыки, - а способности, т.е. психологические
инструменты, с помощью которых овладевают знаниями, умениями, навыками.
Способности – операционный аппарат человеческого сознания, помогающий
ему системно воспринимать информацию, анализировать ее и строить нужные
алгоритмы действий. Способности, как операционная система, не равны
приобретенным с их помощью умением - они объясняют скорость и качество
овладения этими умениями. Методы работы с информацией, которыми
располагает имеющаяся способность, в какой-то момент становятся
несостоятельными: для выполнения более сложного задания понадобится иная
стратегия качественно иные процессы анализа и синтеза, которые
имеющаяся способность предложить не может. И тогда достигается так
называемый «потолок»: человек не может выполнять более трудные задания,
несмотря ни на какие усилия – его способности не обеспечивают стратегию
деятельности, которая нужна для этих занятий. В течение жизни человека
происходит раскрытие и проявление его способностей и одаренности. Ключ к
музыкальному развитию лежит в росте его музыкальной мотивации, его
любви к музыке. Фундамент развития способностей – мотивация. Поддерживая
музыкальную мотивацию, делая ее все более осмысленной, можно пробудить
резервы человека, они сами раскроются, следуя за осознанной человеком
потребностью [2].
Задача педагогов-музыкантов систематически повышать уровень общего
музыкального развития учащихся, углублять профессиональные основы
обучения при работе с детьми музыкальной школы и специализированных
классов. Приближение музыкального образования к требованиям жизни
вызывает необходимость еще большего внимания к развитию
самостоятельности учащихся. Важно заботиться, прежде всего, о воспитании
мыслящего музыканта, творчески подходящего к вопросам искусства, дать
ученику как можно больше практических навыков – в чтении с листа, игре в
ансамбле, в аккомпанементе, в работе над музыкальным произведением. С
вопросами развития самостоятельности ученика тесно связана задача
всестороннего раскрытия лучших индивидуальных черт его личности [4].
В авангарде нового педагогического движения встал университет Чикаго.
Группа профессоров педагогического факультета изучала успеваемость 25000
учащихся в течение десяти лет: с 1992 по 2002 год. Эти дети учились по
экспериментальной арт-программе, широко включающей искусство и музыку. В
качестве контрольной группы выступали дети с других школ, не
принимающих участия в эксперименте. В результате исследования оказалось,
что дети экспериментальной группы гораздо лучше успевали по всем
школьным предметам, и гораздо лучше выполняли положенные тесты, чем дети
из контрольной группы.
Они обгоняли своих сверстников и по математике, и по качеству усвоения
навыков чтения, особенно это касалось учеников 6-х классов, т.е. детей,
вступающих в подростковый возраст, чье мышление претерпевает серьезные
изменения.
Чрезвычайную эффективность музыки в качестве стимулятора школьной
успеваемости и академической компетентности подтверждают исследования
Марии Мантуржевской, выполненные с польскими музыкантами. Некоторые
представители общественности, не связанные близко с музыкой полагают,
будто бы музыканты в силу больших затрат времени на профессиональную
подготовку, не имеют базовых знаний и в интеллектуальном смысле уступают
представителям других профессий. Ничего подобного: тестирование молодых
польских музыкантов подтвердило их высокоразвитую способность логически
мыслить, владение языком, и математические навыки оказались у
музыкантов на большой высоте, чем у представителей других профессий.
Ученые объясняют это тем, что у музыкантов большая согласованность
работы мозговых полушарий. У музыкантов меньше выражена асимметрия
мозговых полушарий, в процессе мозговой деятельности полушарий легче
подменяют друг друга и передают друг другу различные функции. У
музыкантов связь зрения, слуха и движения гораздо активнее, чем у не
музыкантов. Эта закономерность ярко выражена у тех, кто, даже не будучи
профессионалом, начал заниматься музыкой до 7 лет.
Древнегреческий полководец Юлий Цезарь прославился тем, что умел делать
несколько дел одновременно. Главный тест на звание Цезаря – это,
конечно же, чтение нот с листа. Ни что не сравнится с ним по обилию
одновременно выполняемых действий: играющий должен смотреть на ноты,
несколько заглядываю вперед, чтобы знать, что ему предстоит делать в
ближайшее время. Одновременно его руки играют то, что глаза музыканта
зафиксировали как приказ к исполнению некоторое время назад. Взгляд
читающего с листа, таким образом, работает в двух режимах, сочетая
прошлое и будущее. Он должен успеть осознать играемые им структуры,
потому что ему приходится восполнять то, что он не доглядел или небрежно
упустил собственными «соображениями» и вставками. Движение глазами
взад-вперед – постоянный спутник читающего с листа, и этот процесс, как
утверждают исследователи, совершается 5-6 раз в секунду на фоне
сложнейших физических действий, которые музыкант одновременно
контролирует и координирует.
Музыка математична, а математика музыкальна. И там и тут господствует
идея числа и отношения. Нет такой области музыки, где числа не выступали
бы конченым способом описания происходящего: в ладах есть определенное
число ступеней, ритм делит время на единицы и устанавливает между ними
числовые связи, музыкальная форма основана на идеи сходства и различия,
тождества и контраста, которые восходят к понятиям множества, симметрии и
формируют квазигеометрические музыкальные понятия. В математике красота
и гармония ведут за собой творческую мысль также как в музыке. В
математике только то верно, что прекрасно.
Между музыкой и математикой существует безусловный параллелизм. И та и
другая представляют собой действие в воображении, освобождающие нас от
случайностей практической жизни. Многие выдающиеся музыканты блистали
математической одаренностью: выдающийся дирижер Эрнест Ансерме –
профессиональный математик и лучший исполнитель Стравинского, Леонид
Сабанеев – выпускник математического факультета МГУ, прекрасный пианист,
композитор и друг Скрябина. Композитор Эдисон Денисов преподавал
математику в Томском университете. Выдающийся виолончелист К.Давыдов
закончил физико-математический факультет и имел блистательные
способности к чистой и прикладной математике.
В грандиозном исследовании 25000 американских школьников, занимающихся
по арт-программе, было особо отмечено, что дети, учившиеся музыке, с
большей вероятностью показывали в математических тестах высшие баллы,
чем дети, музыке не учившие.
Наблюдения, взятые из опыта, наука полностью подтверждает: музыкальные и
математические операции родственны и содержательно и психологически.
Занимаясь музыкой, человек развивает и тренирует свои математические
способности, значение которых в наш прагматический век оспаривать
невозможно.
Музыка многообразна: нет такого исторического периода и такого народа,
который бы не создал свою музыку. Музыкант и человек, занимавшийся
музыкой. Привыкает к многообразию воззрений, чувств социальных манер.
Изучаю музыкальные предпочтения и вкусы разных социальных групп,
психологи выяснили, что музыкально-образованные люди тяготеют к
плюрализму. Автор социального исследования Бентани Брайсон пишет:
«Политическая толерантность ассоциируется с музыкальной толерантностью.
Широкое знакомство с музыкальными жанрами связано с образованием, и
культурная толерантность представляет собой мультикультурный капитал,
который неравномерно распределен среди населения и разных социальных
групп».
Люди, обладающие высокой музыкальной культурой, легче принимают «чужое»
и не склонны отталкивать и отрицать его. Они и в политике и в
социальной жизни чаще придерживаются либеральных воззрений. Большой
музыкальный кругозор облегчает общение и взаимопонимание между разными
слоями населения.
Интересно исследование Мартина Гарденера, американского психолога,
изучавшего основы социальной адаптации. Он исследовал лиц, состоявших на
учете в полиции возрастного периода до 30 лет. Ученый сопоставил
приводы в полицию и участие подростков в музыкальной деятельности и
выяснил: чем больше и активнее подросток занимался музыкой, тем менее
вероятны его трения с законом.
Музыка облагораживает эмоционально; музыка обогащает умственно; музыка
способствует росту основных человеческих способностей – способностей к
логическому мышлению и способности к овладению языком и речью. Музыка со
стороны психологических механизмов, ею управляющих, чрезвычайно близка
базовым интеллектуальным навыкам человека, которые во многом сложились
благодаря музыке и в недрах музицирования. Музыка способствует развитию
социально ценных качеств человека, делая его более либеральным и
способным воспринимать чужое как свое.
Огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали
музыкантами, но любят музыку и просто музицируют. Среди них короли и
президенты, видные политики и бизнесмены, известные художники и артисты.
Многие авторитетные фирмы и компании, среди которых Microsoft и крупные
западные банки, предпочитают сотрудников с музыкальным образованием.
Они правы: музыка расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные
возможности человека.
Музыка настолько многогранна и требовательна ко всем человеческим
качествам, что не может быть музыканта, который бы не преуспел в любой
сфере деятельности. Музыкант означает лучший во всем и всегда: самый
дисциплинированный, самый быстрый, самый четкий, самый мыслящий. Именно
такие «молодые профессионалы должны найти свое место в происходящих в
стране процессах, принять самое активное участие в строительстве
будущего» [6].
Широкое внедрение музыкального образования – в детском саду, в школе, в
вузе и на любом уровне – позволит каждому человеку максимально раскрыть
и умножить все свои способности.
Список использованной литературы
[1] – «Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных
детей». Учебное пособие под ред.А.М.Матюшкина. Москва – Воронеж, 2004г.
– 191стр. [2] – Кирнарская Д.К. «Музыкальные способности». Москва, «Таланты XXI век», 2004г. – 496стр. [3] – Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано». Учебное пособие «Музыка и пение». Москва, «Просвещение», 1984г. – 176стр. [4] – Алексеев А.Д. «Методика обучения игре на фортепиано». Москва, «Музыка», 1971г. – 277стр.
[5] – Михайлова М.А. «Игры и упражнения для музыкального развития
ребенка». Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия
развития», 2008г. – 240стр. [6] – Назарбаев Н.А. «Рост благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики». 06.02.2008г.
Хотите быть в курсе всех новостей из мира музыки, моды, кино и искусства? Следите за анонсами самых интересных статей на Facebook, Вконтактеи Google+.Подписаться на RSS можно здесь.
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если статья "Музыка в школе. Роль предмета в будущей жизни ученика"
показалась вам интересной или помогла в работе или учебе, оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.