Фарфор представляет собой изделие из тонкокерамического материала, как правило, из спекшейся твердой массы голубоватого или белого цвета. Фарфоровые изделия водо- и газонепроницаемы, а тонкий слой может даже просвечиваться на свету.
В зависимости от состава и структуры исходной массы фарфор принято классифицировать на костяной, твердый и мягкий. Разновидности этого материала могут отличаться методом производства, составом, использоваться для изготовления различных изделий. Очень важное место занимает глазурь — для каждого типа фарфора она своя. Твердый сорт имеет высокую степень сопротивляемости кислотам и огню. Сливочно-белый цвет отличает мягкий фарфор, но его жароустойчивость значительно ниже. Излом мягкого вида прямой, а части, не покрытые глазурью, имеют зернистую структуру. Свойства костяного фарфора являются промежуточными — он светлее твердого, но менее жароустойчивый, нежели мягкий.
Фарфоровые изделия многие годы пользуются повышенным спросом в России. Их используют в качестве посуды или декоративного элемента, реже — как предмет искусства. Согласно исследованиям аналитиков BusinesStat, основную роль на рынке фарфора в настоящее время играют зарубежные игроки. В 2007-2013 годах импортные изделия в общей структуре предложения на фарфоровом рынке занимали порядка 60 %. Самыми крупными импортерами в России до сих пор считаются Guangxi Company и Beiliu Ceramic, поставляющие до 1,2 тысяч тонн посуды в год.
Последние 5 лет предложение данного товара на отечественном рынке росло, достигнув в 2012 году 270 миллионов штук в натуральном выражении. Тем не менее в прошлом году оно стало меньше, что обусловлено кризисным сокращением импорта. Дело в том, что основной поставщик фарфора в Россию — Китай — снизил объемы производства этого товара.
Согласно проведенным рыночным исследованиям можно утверждать, что фарфоровая посуда, производящаяся на территории России, реализуется здесь же, доля экспорта стремится к нулю. С 2008 по 2012 годы доля экспорта колебалась от 0,8 до 4,2 %. В прошлом году натуральный экспорт заметно снизился, достигнув минимальных 1,3 млн. штук. По прогнозам экспертов, в последующие годы он будет иметь ту же тенденцию. В соответствии с данными Федеральной таможенной службы, главным российским экспортером фарфоровой посуды является завод «Первомайский фарфор», производящий порядка 400 тонн посуды в год. С основными игроками фарфорового рынка России можно ознакомиться на портале orgpage.ru.
Обзор фарфорового рынка показал, что за период с 2010 по 2013 годы производство посуды сократилось на 62 % и составило 30,8 миллионов штук. Такой спад вызван, главным образом, устареванием производственных мощностей и высокой себестоимостью продукции. Качеством отечественный фарфор также похвастаться не может.
Ближайшие несколько лет производство фарфора в России будет иметь отрицательный прирост. Для большинства заводов эта деятельность является убыточной ввиду отсутствия современного оборудования.