Стиль новых русских мы привыкли называть «богатым»: дорого, пышно, с
выставлением на показ лейблов. Дома, дворцы, одежда. Это наполняло нас,
поляков, приятным чувством превосходства: у нас европейский вкус, а они,
в Азии, всегда любили излишнюю роскошь. «All money no taste», —
говорили о российских предпочтениях на Западе.
Повод был. В 90-е
годы на фотографиях можно было увидеть виллы олигархов или яхты
Абрамовича, а документальный фильм «Рублевка» Ирены Лангеман (Irene
Langemann) показывал молодых дам, заказывающих у модельеров очередную
шубу, «потому что такой у меня еще нет». Позолоченные полы, хрустальные
ванны в дворцах а-ля Версаль и тому подобное. В Москве никто уже не
считал «Роллс-Ройсов». Кружили рассказы о русских клиентках, которые
приходили в бутики на Лазурном берегу с полными чемоданами денег, о
квартирах в Париже с непременным черным ходом, чтобы в любой момент
оттуда можно было сбежать...
Все это — отнюдь не городские
легенды. Когда 22 года назад распался СССР, россиянки мечтали сменить
пролетарскую одежду на облегающие платья с блестками и туфли на
шпильках, а коммуналку — на собственный дом. Все сошли с ума на почве
роскоши. По стране прокатился ураган революции нравов: золушки
превращались в принцесс в головокружительном темпе. По данным компании
Boston Consulting Group, в России сейчас 180 тысяч миллионеров. В
прошлом году объем рынка товаров роскоши составил 8,8 миллиарда долларов
и по сравнению с 2011 годом вырос на 6%. Темпы роста не так высоки, как
в Китае (2012 год — 18%), но значительно превосходят европейские
показатели: люди в Европе уже пресытились благами и их сложно склонить к
новым покупкам.
Как можно дальше от кича
Россия стала
крупнейшим европейским рынком сбыта товаров класса люкс, которые теперь
можно купить не только в Москве и Петербурге, но и в других городах или
интернете. А клиенты — это сегодня уже не только олигархи и их семьи, но
и средний класс. Они покупают сумки Hermes по десять тысяч долларов и
платья Chanel по пять тысяч. Четыре магазина в Москве открыла компания
Dior, в прошлом году возобновили или начали торговлю в столице Prada,
Chanel, Miu Miu и Donna Karan. До сих пор прекрасно продаются товары
бренда-иконы Versace, который ассоциируется с российской любовью к
нарочитости. Клиентки благодарны, что он остался верен своему стилю.
Скромность
никогда не была отличительной чертой стиля русских. Роскошь у них в
крови. Гордость по поводу своей исключительность сопровождалась всегда
тоской по Западу. Архитекторов и художников приглашали из Италии, но
декором спроектированных ими дворцов занимались местные столяры,
вносившие элемент русского стиля. Владимир Набоков в своих мемуарах
«Память, говори» описывает дом своей семьи в Петербурге и деревенский
дом матери. Набоковы были образованными и богатыми аристократами, и все
убранство их жилища было привезено из-за границы: от ванны из Англии до
мебели и картин. Только березы были там русскими...
Революция не
смогла искоренить любовь к роскоши и изысканности, она лишь на несколько
десятков лет приглушила этот аппетит. Тяга к излишествам осталась.
Когда в Россию вернулся капитализм, а в результате дикой приватизации
государственных богатств на рынок рекой потекли миллионы, этот зов снова
заговорил в крови. Россияне всегда стремились демонстрировать миру свое
превосходство.
А что может быть его лучшим доказательством, как не роскошь? И неважно,
что она часто граничит с кичем. Русских журналисток было легко узнать на
модных парижских дефиле 90-х: наряды звериных расцветок, оборки,
блестки, камни, яркие цвета и выставленные напоказ лейблы. Им нравились
самые дорогие, самые яркие и самые облегающие вещи. Мир подшучивал над
вкусами жен олигархов, а они не обращали на это внимания.
Однако времена, когда требовалось сверкать золотыми ярлыками и
усыпанными бриллиантами часами подходят к концу. Российские вкусы
меняются. Нарочитость — это уже «passé». «Подобные вещи — это последнее,
что бы я могла на себя надеть», — сказала журналу Bloomberg Мирослава
Дума — икона стиля молодого поколения россиянок. Дочь юриста, бизнесмена
и сенатора, бывший редактор журнала Harper’s Bazaar, которая ведет
сейчас собственный модный портал Buro 24/7, стала лицом российской моды и
постоянным гостем блогов Томми Тона (Tommy Ton) и Скотта Шумана (Scott
Sсhuman), выискивающих модников на улицах европейских городов. По мнению
Мирославы Думы, распространенное представление о пышной, дорогой и
пестрой российской моде устарело: «Наш стиль упростился, мы выбираем
более дешевые и скромные вещи». «Молодые россияне хотят как можно дальше
уйти от кича», — рассказала она газете Daily Telegraph.
Дороже, чем в Милане
Свидетельством
перемен стал успех нового поколения российских модельеров. 25-летняя
Вика Газинская (подруга Думы) считается в этом списке «номером один». Ее
коллекции — это уже не одежда в стиле «подружка бандита», а нежные и
замысловатые платья, зачастую вдохновленные народными мотивами. Они
прекрасно продаются несмотря на свою цену, которая начинается от
полутора тысяч евро. Газинская уже открыла 20 магазинов в России и по
одному в Париже, Гонконге и Нью-Йорке. Сейчас она ищет инвесторов, чтобы
продолжить экспансию своей компании. «Бог наградил меня талантом», —
скромно заявляет модельер.
Еще одно дитя новой волны — это Елена Перминова: модель и подруга
Александра Лебедева, которая занялась проектированием одежды в
современном стиле. Романтичные платья и цветы Александра Терехова,
смелые геометрические формы Ульяны Сергеенко, дебютировавшей в прошлом
году в Париже, также демонстрируют, что стиль 90-х, заключавшийся в
бездумном перенесении на родную почву всего заграничного, ушел в
прошлое. Сейчас российская мода ищет собственный характер.
Россия
не допустит, чтобы ее не замечали, впрочем, Запад всегда испытывал к
ней слабость. Французы обожали Достоевского и Горбачева, а Путин
совершенно им не мешает. Россия для французов — это экзотичная и
романтичная страна. Сейчас блогеры ищут элегантных россиянок на
парижских улицах, а Вера Вонг (Vera Wang) и Карл Лагерфельд (Karl
Lagerfeld) черпают вдохновение для своих коллекций в тундре. Стиль,
отсылающий к матрешкам или советскому конструктивизму, остается
востребованным.
Состоявшийся в июне в Варшаве показ коллекции Валентина Юдашкина
заставляет, однако, задаться вопросам, действительно ли россияне
отказались от «богатой» моды. 50-летний модельер не отличается
минимализмом. Друг экс-супруги Путина принадлежит к истеблишменту
российской моды, одевая звезд и политиков. Благодаря его нарядам
Светлану Медведеву неоднократно называли самой элегантной женщиной
России.
Выпускник Индустриального техникума Юдашкин разработал
80 моделей формы для российской армии (вдохновленных «отечественными —
как царскими, так и советскими — военными традициями»), а со своими
коллекциями модельер объехал Париж, Милан и Нью-Йорк. «Платья, сотканные
из женских мечтаний», — восторженно сообщала о варшавском показе
польскоязычная версия «Голоса России».
Придется ли зарубежным модельерам уступить место российским маркам? Пока
западные модные магнаты чувствуют себе в России прекрасно. В первую
пятерку поставщиков московской элиты входят Gucci (по данным
консалтинговой компании Euromonitor, в 2011 году объем продаж этой марки
составил там 200 миллионов долларов), дальше идут Donna Karan, Louis
Vuitton, Hermes и Prada. В ЦУМе — российском аналоге нью-йоркского
Barneys или Harvey Nichols — работают отделы шуб и шикарного белья
итальянских и французских марок.
«Россия — прекрасное место», — говорит
директор Дома Dior Дуглас Мэндел (Douglas Mandel). «С 2000 года площадь
магазинов с товарами класса люкс увеличилась в четыре раза. Россиян не
смущает, что цены в Москве в полтора раза выше миланских, парижских или
нью-йоркских. Они любят иметь все самое лучшее. Какая разница, что все
так дорого, раз они могут себе это позволить?», — добавляет он.
Хотите быть в курсе всех новостей шоу-бизнеса? Следите за нашими обновлениями на Facebook, Вконтактеи Google+
Дорогие друзья! Мы
всегда с большим интересом читаем ваши отзывы к нашим публикациям. Если вам понравилась новость "Новый look новых русских", оставьте свой отзыв. Ваше
мнение очень важно для нас, ведь оно помогает делать портал OrpheusMusic.Ruинтереснее и
информативнее.
Не знаете, что написать? Тогда просто скажите «СПАСИБО!» и не
забудьте добавить понравившуюся страничку в свои закладки.