Вы не собираетесь становиться известным оратором или большим политиком?
Поверьте, умение грамотно и убедительно «зажечь» слушателя, получить
его отклик – все эти навыки просто необходимы в повседневности. Карьера
руководителя, теплые отношения в коллективе, успех у противоположного
пола – ключевым моментом к достижению желаемого является умение
говорить.
А я смогу?
Научиться риторике вполне возможно – было бы желание! Великий политик
Цицерон считал: «поэтами рождаются, ораторами становятся». И это правда –
он всегда составлял заранее тексты выступлений. Ведь без длительной
подготовки, по словам современников, древнеримский философ и двух слов
связать не мог.
И не он один был таким.
Древнегреческий оратор Демосфен страдал от застенчивости и заикания.
Чтобы побороть свой недостаток, он приходил к морю и старался
перекричать шум волн, предварительно взяв в рот горсть камней.
Габриэль Мирабо, французский политик и оратор, многие часы проводил,
заучивая текст выступления. В конечном итоге речь начинала звучать как
великолепная импровизация.
У бывшего премьера Великобритании Маргарет Тэтчер был неприятный,
визгливый голос, и она боялась выступать перед аудиторией. Но желание
стать политиком оказалось настолько велико, что многие месяцы были
отданы постижению основ актерского мастерства и работы над голосом.
Рождение речи
Запомните: если ваша речь будет не интересной – ничто не заставит
аудиторию слушать вас. Поэтому самое важное – заранее написать текст
выступления, четко зная, что вы хотите сказать залу.
Чтоб общение с залом стало живым и захватывающим – найдите интересные
истории, анекдоты, афоризмы. Статистические данные и конкретные факты
придадут достоверности вашему изложению.
Подготавливаясь к встрече с аудиторией, не забудьте учесть их гендерный
и возрастной состав, религиозную или профессиональную принадлежность,
уровень образования. Слова, которые будете использовать при разговоре с
детьми, не подойдут взрослым слушателям. Женщины едва ли поймут вас,
если речь будет наполнена техническими терминами. До ребят будет проще
донести мысль на примерах мультфильмов и детских сказок.
Если хотите - можете дополнить выступление видеороликами, слайдами –
пусть они будут яркими, красочными, четкими. Визуальные эффекты хороши,
но лишь в небольших количествах. Слишком много анимации отвлечет
аудиторию от вас самих и от вашей речи.
Чтоб с пути не сбиться – нужен точный план!
Каждое выступление должно быть сосредоточено на изложении ключевой
мысли. Ее нужно раскрывать постепенно с разных сторон. «Всякая речь
должна быть составлена, словно живое существо - у нее должно быть тело с
головой и ногами, причем туловище и конечности должны подходить друг
другу и соответствовать целому» - помните этот ценный совет Платона.
Умело составленная «карта» поможет не сбиться оратору. Идеи, которые
предполагаете раскрыть перед слушателями, изложите на бумаге в виде
плана. Обозначьте основные и дополнительные пункты каждого вопроса.
Ведущих тем должно быть не больше семи – иначе аудитория просто
перестанет воспринимать информацию.
Пример:
Тема: «Животные в нашей жизни»
План:
1. Домашние любимцы
а) какими они бывают
б) правильный выбор животного
в) положительные моменты общения
2. К чему нужно быть готовым
а) рацион питания
б) моменты воспитания
в) болезни и т.д.
Полностью напишите текст для более легкого запоминания. Чтение с листа
отнюдь не делает ораторскую речь привлекательной, так что вам придется
излагать мысли самостоятельно. Иначе вы просто потеряете контакт с
аудиторией.
Во время выступления можете использовать карточки. На каждой обозначьте
по одному пункту плана, к которым добавьте соответствующие тезисы.
Они-то и станут вашим компасом. Если случится, что забудете о чем
говорить дальше - загляните в записи. Память сразу же подскажет нужную
фразу, поможет ухватить нить повествования.
Будет идеальным, если уложитесь в 20 минут. Обычно, это тот временной
интервал, когда человек способен внимательно слушать. (Подсказка:
печатный текст такого выступления занимает около 10 страниц).
У каждого оратора есть любимые приемы, позволяющие привлечь внимание аудитории в самом начале. Вот некоторые из них:
1. Высказывания знаменитых людей.
2. Риторические вопросы.
3. Истории.
4. Впечатляющие статистические данные.
5. Поразительные факты.
6. Рассказ о том, чем знаменателен текущий день.
Юмор в помощь
Как бы хороша ни была речь сама по себе, она все-таки должна звучать
как общение с залом, а не монолог. Риторики применяют немало хитростей,
помогающих взаимодействовать с аудиторией. Мы лишь поведаем об одной из
них.
Юмор - лучшее средство обратить на себя внимание, создать атмосферу
доверия, снять напряженность в зале. Если умеете правильно использовать
шутку – речь всегда будет запоминающейся и интересной. Вызвать смех
публики не сложно:
* Можно рассказать смешной случай, произошедший в реальной жизни с вами или другими людьми.
* Цитаты великих людей, народные пословицы, поговорки – все, что человеку знакомо и кажется забавным, привлечет внимание.
* Веселые картинки, карикатуры обычно вызывают смех. Однако не всегда
удается их продемонстрировать. Это не проблема – опишите картинку
словами!
* Забавные вывески, объявления – они изобилуют в нашей жизни, если быть внимательным.
Однако юмор юмору рознь. Настоящий юмор - это большая интеллектуальная осведомленность при отменном вкусе.
Финальный фейерверк
Мудрецы говорят: «Хорошее начало – ничто, без достойного финала». Ваши
заключительные слова не просто должны подвести итог сказанного ранее. Их
предназначение – дать огромный эмоциональный заряд и оставить
неизгладимое впечатление о встрече.
Позвольте предложить вам несколько советов, которые помогут сделать «финальную сцену» незабываемой:
1. Если риторический вопрос служил началом выступления, пусть в завершении прозвучит ответ на него.
2. Слушателям можно напомнить рассказанную в самом начале историю.
3. Чудесным завершением послужит вдохновляющее высказывание, цитата или народная мудрость.
4. Желая добиться определенного ответа, перед залом можно поставить соответствующий вопрос.
5. Короткие стихотворения, созвучные с темой доклада, также будут уместны.
Оболочка – это важно
Одним из ключевых моментов публичного выступления Аристотель считал
гармоничное сочетание внешнего вида оратора и содержания произносимой
речи. Этот совет, изложенный в его учебнике по риторике, не потерял свою
актуальность и поныне.
То, как вы одеты, позволит слушателям проникнуться доверием, принять
вас за «своего парня». Если предстоит, к примеру, выступать перед юной
аудиторией - нет ничего плохого в том, чтобы предстать перед ними в
подчеркнуто молодежном стиле. Свободная одежда, напоминающая визуально
слушателям их самих, вызовет гораздо большее симпатии к вам.
Строгий деловой костюм подойдет, если планируете выступать перед аудиторией, состоящей из ученых, бизнесменов, политиков.
Не носите хрустальных туфель
Итак, с верхней частью одежды разобрались. А как поступить с обувью? С
одной стороны, обувь, как и весь внешний вид, должен быть опрятным и
соответствовать конкретной ситуации. Едва ли к шикарному деловому
костюму подойдут стоптанные кроссовки, пусть даже самые «счастливые» для
вас.
И все же – только что купленную новую обувь надевать на выступление не
рекомендуется. Вам предстоит долго стоять перед аудиторией. И если все
ваши мысли будут направлены на то, что обувь «где-то жмет» - вы просто
не сможете сосредоточиться на основной теме своего выступления. И все
усилия, потраченные на подготовку, будут напрасны.
Поэтому заранее обдумайте свой внешний вид. Одежда должна быть, с одной
стороны - соответствующей моменту, с другой - достаточно комфортной
прежде всего для вас.
Сила маленьких акцентов
Если хотите усилить свое влияние на аудиторию, чтоб все взгляды были
обращены только к вам - добавьте к одежде маленькую, но яркую деталь.
Это могут быть бусы, брошь, галстук.
Помните Джулию Ламберт из пьесы С. Моэма «Театр»? Когда главная роль в
очередном спектакле была отдана молодой актрисе, она не стала возражать.
А просто добавила к костюму своей героини длинный красный шарф, тем
самым оглушительно затмив соперницу. И хотя Джулия во время спектакля
должна была находиться в глубине сцены, все внимание зрительного зала
было приковано именно к ней.
Оратор изнутри
Как бы ни шел вам новый костюм – все впечатление будет смазано, если вы
не сможете правильно подать себя слушателям. Никакой покрой одежды не
скроет вашу внутреннюю несобранность, небрежность, неуверенность. Чтоб
этого избежать – рекомендуем выучить основные правила:
1. Необходимо стоять прямо, и, желательно, не скрещивать руки на груди,
тем самым закрываясь от аудитории. Жестикулировать можно, и даже нужно.
2. Иногда можете слегка наклоняться в направлении зала. Это будет воспринято как жест сближения.
3. Старайтесь специально не опираться на трибуну.
4. Глядите внутрь зала доброжелательно, с улыбкой.
Первые и последние минуты
Итак, настал «момент истины» - вы впервые вышли на сцену. Выходите
смелее! И сразу же идите в центр, не стойте скромно у края. Зрители не
услышат вас оттуда. Оратор должен излучать силу и уверенность в себе,
если хочет завоевать внимание аудитории.
Тихий от природы голос – еще не повод паниковать. Нужно, в таком
случае, чтобы вам предоставили микрофон. Зрителей очень утомляет и
раздражает необходимость вслушиваться в каждое слово говорящего.
Монотонная речь так же способна «убаюкать». Так что – побольше энергии и
вдохновения в голосе.
Взойдя на сцену – сразу же входите в контакт с аудиторией.
Представьтесь, немного расскажите о себе, кратко изложите цель
выступления. Анекдот или смешная история изначально настроят слушателей
на благожелательное отношение к вам.
Для успешного завершения речи можете смело использовать фразы: «В
заключение…», «И на последок…». Они будут оправданы, когда слушателям
останется сказать две-три фразы – не более. Но и это еще не конец - вам
предстоит красиво уйти.
Слегка поклонитесь и дождитесь оваций в свой адрес. Ответьте на
поступившие вопросы. Отложите в сторону микрофон. Улыбаясь, и благодаря
слушателей, покидайте сцену уверенно и с достоинством.
Я готов ответить вам
Вопросы могут быть различными, среди них могут встретится враждебные,
глупые, бестактные. Не смотря ни на что, вы должны оставаться
доброжелательным и корректным. Не позволяйте подобным «провокаторам»
свести на «нет» все выступление. Нижеизложенные рекомендации позволят
показать себя с лучшей стороны, укрепят доверие зала.
1.Дождитесь , пока «говорящий» не сформулирует свою мысль до конца.
2. По возможности, называйте по имени каждого, с кем общаетесь.
3. Используйте комплименты.
Нельзя объять необъятное. Но если вы познаете искусство общения - люди
начнут больше доверять вам, становиться союзниками, идти за
вдохновением. И тогда мир вокруг вас переменится!